Пояснительная записка к проекту федерального закона N 69471-3 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О защите прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при проведении государственного контроля (надзора)"


В настоящее время серьезной проблемой для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является большое количество проверок их деятельности, осуществляемое многочисленными государственными контрольными органами.

Вследствие нечеткого разграничения сфер деятельности контрольных органов многие их функции дублируются. Широкое распространение получила практика взимания платы с хозяйствующих субъектов за проведение контрольных мероприятий. Все это с совокупности создает благоприятную почву для злоупотреблений со стороны должностных лиц, контролирующих органов и влечет за собой серьезные дополнительные издержки предпринимателей.

Целью законопроекта является правовое урегулирование защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

В проекте учтена необходимость определения отдельных видов государственного контроля (надзора), на которые не распространяется действие положений законопроекта в силу существенных отличий в их целях и предметах, используемых методах контроля. Так, положения законопроекта не применяются к отношениям, связанным с проведением налогового, таможенного, лицензионного, финансового контроля, банковского и страхового надзора, надзора в области безопасности использования атомной энергии, на промышленно опасных особо важных и режимных объектах и на финансовом рынке, транспортного и карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, иммиграционного контроля, а также к отношениям, возникающим при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия.

В проекте закона формулируются основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), основными из которых являются компетентность, объективность, открытость государственного контроля, возможность обжалования действий должностных лиц, осуществляющих контрольные мероприятий, недопустимость дублирования их деятельности и взимания платы за проведение контрольных мероприятий.

Законопроектом разграничиваются полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления по вопросам организации государственного контроля.

В проекте также устанавливаются требования к организации контрольных мероприятий, режимы их проведения и ограничения, порядок оформления результатов проверок.

В отдельные статьи законопроекта выделены положения, определяющие состав прав хозяйствующих субъектов, гарантии их обеспечения, механизмы защиты указанных прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

С принятием закона, регулирующего вопросы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), потребуется внесение изменений и дополнений в ряд актов федерального законодательства в части, касающейся организации контрольной деятельности, функций, полномочий и ответственности органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в специальных сферах.


Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"


Законопроект направлен на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

В числе основных принципов защиты прав хозяйствующих субъектов законопроектом предусматривается недопустимость взимания платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение контрольных мероприятий органами, осуществляющими государственный контроль (надзор), за исключением случаев возмещения их расходов по проведению испытаний, измерений, экспертиз, в ходе которых обнаружены нарушения обязательных требований, а также недопустимость получения органами, осуществляющими государственный контроль (надзор), отчислений от сумм, поступающих в бюджет в результате проведения контрольных мероприятий.

Кроме того, положения проекта, касающиеся повышения ответственности должностных лиц органов, осуществляющих контрольные мероприятия, за применение мер административного воздействия к хозяйствующим субъектам за допущенные ими нарушения обязательных требований, приведут к увеличению средств, поступающих в бюджеты от штрафов.

Реализация данных положений будет способствовать формированию прозрачной схемы прохождения средств через бюджеты всех уровней, не уменьшая поступления в них.

Предусмотренные законопроектом положения об упорядочении государственного контроля (надзора) позволят также устранить избыточные административные барьеры в развитии предпринимательства, что является в настоящее время важнейшим направлением модернизации экономики Российской Федерации.


Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих изменению в связи с принятием законопроекта "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"


Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст.3702)

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст.3697)

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2222)

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650)

Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. N 183-ФЗ "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 49, ст.5970)

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3805)

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 29, ст.3399)

Федеральный закон от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст.3006)

Федеральный закон от 26 февраля 1998 г. N 86-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст.1463)

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка даты и номера федерального закона. Вместо "26 февраля 1998 г. N 86-ФЗ" следует читать "26 марта 1998 г. N 41-ФЗ".


Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст.219)

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3589)

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588)

Федеральный закон от 16 февраля 1996 г. N 15-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 8, ст.600)

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка даты федерального закона. Вместо "16 февраля 1996 г." следует читать "16 февраля 1995 г.".


Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.142)

Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.141)

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст.4473)

Федеральный закон от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ "Водный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47,ст.4471)

Федеральный закон от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 32,ст.3199)

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст.1462)

Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст.609)

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3649)

Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст.857)

Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст.1915)

Закон Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 18, ст.961)

Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.140)

Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 10, ст.457)

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка даты федерального закона. Вместо "13 декабря 1991 г." следует читать "19 декабря 1991 г.".


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.