• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

КОММЕНТАРИЙ К ПОЛОЖЕНИЯМ ДОГОВОРА ПО ОТКРЫТОМУ НЕБУ

Комментарий к положениям Договора по открытому небу


 Приложение А и Добавление 1 к Приложению А.                             
 Приложение В.                                                           
 Приложение С.                                                           
 Приложение D.                                                           
 Добавление 1 к Приложению D.                                            
 Приложение Е и Добавление 1 к Приложению Е.                             
 Приложение F.                                                           
 Приложение G.                                                           
 Приложение Н.                                                           
 Приложение I.                                                           
 Приложение J.                                                           
 Приложение К.                                                           
 Приложение L.                                                           
 Приложение. Механизм   уведомлений   при  заблаговременной  координации 
             наблюдательных полетов                                      
 Приложение. Механизм организации наблюдательного полета                 
 Приложение. Механизм создания группы сторон                             
 Приложение. Механизм     уведомлений      о     выделении,   исключении 
             и освидетельствовании самолета наблюдения                   
 Решения Консультативной комиссии по открытому небу                      

Преамбула


Содержит общие политические заявления, подчеркивающие важность режима открытого неба для обеспечения безопасности, доверия и стабильности от Ванкувера до Владивостока.


Статья I


Дает общее определение режима открытого неба как режима, позволяющего государствам-участникам осуществлять с воздуха взаимное наблюдение за территорией друг друга.


Статья II


Содержит термины и их определения применительно к Договору.


Статья III


Устанавливает право государства - участника Договора на проведение наблюдательных полетов (активная квота) над территорией любого другого государства-участника и фиксирует его обязанность принимать такие же полеты над своей территорией (пассивная квота).

Каждое государство имеет право на такое количество наблюдательных полетов над территорией других участников Договора, какое оно само готово принимать. Иными словами, активная квота для государства не должна превышать его пассивную квоту.

Ни один из участников Договора не может проводить над территорией другого отдельно взятого участника более 50 процентов в год наблюдательных полетов от его собственной активной квоты или пассивной квоты этого другого участника Договора, в зависимости от того, какое число является меньшим.

В статье содержатся положения, связанные с возможностью объединения отдельных участников в группы сторон, определением им активных и пассивных квот, а также установлен порядок вхождения отдельного государства в группу сторон и выхода из нее.

Кроме того, в статье излагается порядок перераспределения квот как между отдельными государствами, так и между государствами, входящими в одну группу.

(Примечание. На заключительном этапе переговоров по открытому небу Белоруссия заявила о создании вместе с Россией группы сторон и согласилась на совместную активную и пассивную квоты. Страны Западноевропейского союза образовали другую группу сторон.)


Статья IV


Определяет категории используемой аппаратуры наблюдения - аэрофотоаппараты, видеокамеры, инфракрасные устройства линейного сканирования и радиолокационные станции бокового обзора с синтезированной апертурой, и устанавливает согласованные ограничения на ее применение в ходе реализации Договора. Если наблюдаемая сторона использует свое право на предоставление самолета наблюдения для полетов над своей территорией, она обязана предоставлять самолет, оборудованный всеми категориями вышеперечисленной аппаратуры наблюдения, однако не ранее, чем через три года после вступления Договора в силу. До истечения этого срока такой самолет наблюдения может быть оборудован только фотоаппаратами (в соответствии со статьей XVIII о поэтапном выполнении Договора).

В статье приведены соответствующие ограничения на возможности аппаратуры наблюдения по разрешению на местности.

(Примечание. Информация, получаемая с помощью аппаратуры наблюдения, которая будет использоваться для реализации режима открытого неба, по своим данным не превосходит возможности разведывательного оборудования, используемого на разведывательных спутниках.)


Статья V


Определяет порядок выделения самолетов наблюдения для полетов по режиму открытого неба и механизм уведомления об этом.


Статья VI


Излагает общие принципы организации наблюдательных полетов. Ее основой являются национальные правила полетов, установленные для своей территории той страной, над которой осуществляется наблюдательный полет.

В статье зафиксировано основополагающее право наблюдаемой стороны определять, чей самолет - свой или чужой - будет осуществлять полет над ее территорией.

Имеется также положение, в соответствии с которым наблюдаемая сторона имеет право принимать одновременно над своей территорией не более одного наблюдательного полета (в течение 96 часов).

В статье излагаются требования к плану наблюдательного полета (плану миссии), предоставляемому наблюдающей стороной, процедуры его согласования, а также определен порядок подготовки и выполнения таких полетов, а также составления отчета о них.


Статья VII


Регламентирует осуществление транзитных полетов через территории третьих стран при реализации режима открытого неба. Такие полеты должны осуществляться в соответствии с существующей международной практикой, однако при их выполнении не должна использоваться аппаратура наблюдения, установленная на самолетах наблюдения.


Статья VIII


Рассматривает случаи запрещения наблюдательных полетов, действия экипажа самолета наблюдения при отклонениях от утвержденного плана полета, а также действия экипажа самолета наблюдения и наземных органов управления воздушным движением при возникновении в воздухе чрезвычайных ситуаций.

При отклонении от плана в ходе выполнения наблюдательного полета, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций экипаж самолета наблюдения должен будет действовать в соответствии с национальными правилами полетов страны, над которой осуществляется наблюдательный полет.

В статье также определено, при каких отклонениях самолета наблюдения от согласованного плана полета такой полет не засчитывается в качестве наблюдательного.


Статья lX


Касается вопросов, связанных с обработкой данных, полученных в ходе наблюдательных полетов, аппаратурой наблюдения, а также требований к формализации этих данных.

В статье изложены права и обязанности наблюдающей и наблюдаемых сторон по предоставлению и получению информации, полученной в ходе наблюдательных полетов, а также зафиксировано право всех участников Договора иметь доступ ко всей информации, полученной в ходе наблюдательных полетов любым участником Договора.


Статья Х


Определяет порядок функционирования Консультативной комиссии по открытому небу (ККОН), которая создана для обеспечения практической реализации Договора и разрешения возможных разногласий в его толковании. ККОН может принимать решения и рекомендации, однако исключительно на основе согласия всех представителей государств-участников, а также вырабатывать и предлагать поправки к Договору. В связи с присоединением к Договору новых государств ККОН разрабатывает ежегодное распределение активных квот наблюдательных полетов, пересматривает шкалу соответствующих расходов, рассматривает вопросы применения аппаратуры наблюдения, включая ее состав и технические характеристики, разрабатывает условия предоставления полученной в ходе наблюдательных полетов информации третьим государствам-участникам Договора и рассматривает другие вопросы технического и административного характера.

Важно, что решения и рекомендации ККОН не являются поправками к Договору и в отличие от них не требуют ратификации.


Статья XI


Предусматривает, что все уведомления и отчеты предоставляются в письменной форме и по выбору участников Договора могут направляться как по дипломатическим, так и по другим официальным каналам.


Статья XII


Содержит общее положение о том, что в соответствии с международным правом и практикой государство-участник несет ответственность за действия, предпринятые в связи с Договором, и должно выплачивать компенсацию за ущерб, нанесенный им в ходе реализации Договора.


Статья XIII


Рассматривает вопросы назначения каждым государством-участником персонала, необходимого для обеспечения выполнения наблюдательного полета, в том числе и для контроля за работой аппаратуры наблюдения и обработкой полученных данных. Каждая сторона направляет другим участникам список своего назначенного персонала по ратификации ею Договора. Для того, чтобы этот персонал мог эффективно выполнять свои обязанности, разработан соответствующий порядок его въезда на территорию стран-участниц и предоставление ему необходимых дипломатических привилегий и иммунитетов.


Статья XIV


Устанавливает, что для целей Договора Бельгия, Голландия и Люксембург выступают в качестве одной стороны, именуемой Бенилюкс. Данная статья определяет и порядок выхода указанных государств из этого объединения в контексте Договора.


Статья XV


Констатирует, что Договор является бессрочным и определяет порядок выхода из него путем обязательного уведомления государством-участником одного из депозитариев по крайней мере за 6 месяцев до даты предполагаемого выхода, а также регламентирует соответствующие действия депозитариев в этой связи.


Статья XVI


Определяет порядок представления, рассмотрения и принятия поправок к Договору и устанавливает сроки для периодического рассмотрения его осуществления (через 3 года после вступления в силу и в последующем через каждые 5 лет). Поправки к Договору подлежат ратификации и вступают в силу через 60 дней после того, как они будут ратифицированы всеми государствами-участниками.


Статья XVII


Определяет порядок вступления Договора в силу, присоединения к нему, а также обязанности депозитариев, в качестве которых назначены Венгрия и Канада. Договор вступает в силу через 60 дней после того, как 20 ратификационных грамот стран-участниц, в том числе всех тех, чья индивидуальная пассивная квота составляет 8 и более полетов в год, будут сданы на хранение депозитарию. Статья содержит принципиально важное для нас специальное положение об обеспечении возможности вступления в любой момент в Договор тех правопреемников бывшего СССР, которые не участвовали в переговорах по открытому небу.

Разработан порядок присоединения к Договору государств-участников процесса СБСЕ, не подписавших его до вступления в силу.


Статья XVIII


Устанавливает порядок и сроки временного применения части статей Договора до вступления его в силу и предусматривает возможность продления таких сроков; определяет этапы осуществления Договора, начиная с периода вступления его в силу.

(Примечание. В течение первых трех лет по вступлении Договора в силу наблюдаемая сторона в случае использования его права предоставления своего самолета наблюдения может предоставлять самолет, оснащенный только аэрофотоаппаратами).


Статья XIX


Касается порядка хранения оригиналов текста Договора, русский, английский, французский, немецкий, итальянский и испанский тексты которого являются равно аутентичными, и рассылки заверенных депозитариями копий всем государствам-участникам.


Приложение А и Добавление 1 к Приложению А


Здесь фиксируется количество активных и пассивных квот для государств - участников Договора, а также определены максимальные расстояния для наблюдательных полетов над этими государствами, на которые они дали согласие.

Для России совместно с Белоруссией на трехгодичный период (до полного вступления Договора в силу) определена пассивная квота в 31 полет в год, на втором этапе - 42 полета в год (точно такое же количество пассивных квот установлено для США). Максимальные расстояния для наблюдательных полетов определены в 5 тыс. километров в европейской части для группы сторон "Россия и Белоруссия" и в 6,5 тыс. километров в азиатской части России.

Если в будущем к России и Белоруссии присоединятся все другие страны СНГ, то на втором этапе реализации договора общая максимальная квота для них может составить не более 52 полетов в год.

В данном Приложении перечисляются аэродромы открытого неба, на которых начинаются и заканчиваются полеты (для нас это Кубинка, Воркута, Улан-Уде и Магадан), а также содержится конкретное распределение полетов участников друг над другом в первый год реализации Договора.


Приложение В


Содержит перечень характеристик аппаратуры наблюдения, которые позволяют идентифицировать эту аппаратуру при первоначальном ее освидетельствовании и при инспекциях ее перед наблюдательными полетами. Характеристики аппаратуры наблюдения будут предоставляться всем участникам Договора перед освидетельствованием самолета наблюдения.

Зафиксировано, что аппаратура наблюдения, которая будет устанавливаться на самолетах наблюдения любых государств - участников Договора, должна быть доступна в свободной продаже.


Добавление 1 к приложению В


Содержит требования к аннотированию данных, полученных в ходе наблюдательных полетов по режиму открытого неба.

Предусматривается, что при обработке на земле все участники Договора будут легендировать в установленном формате материалы, полученные в ходе наблюдательных полетов.

Так, например, любой такой материал будет иметь обозначение номера наблюдательного полета и аппаратуры наблюдения, с помощью которой получен этот материал, а также обозначение типа применяемой фотопленки. Кроме того, на этих материалах будут фиксироваться летные параметры режима полета самолета и т.д.

Все это должно служить целям обеспечения анализа материалов наблюдательных полетов.


Приложение С


Указывает, какую информацию о летно-технических данных самолета наблюдения с учетом использования установленной на нем аппаратуры наблюдения требуется представлять при выделении такого самолета для реализации режима открытого неба.

Указываются типы горюче-смазочных материалов и данные о наземных средствах аэродромно-технического обеспечения, которые потребуются, если над территорией наблюдаемой стороны будут производить полеты самолеты наблюдения, принадлежащие наблюдающей стороне.


Приложение D


Освидетельствованию подлежит только один самолет наблюдения каждого типа, если все такие самолеты оснащены идентичным комплектом аппаратуры наблюдения.

Определено, что освидетельствование самолета наблюдения и его аппаратуры наблюдения будет осуществляться как на земле, так и в воздухе. Наземной проверкой проверяется комплект аппаратуры наблюдения на самолете данного типа, а также то, что на этом самолете нет другой аппаратуры наблюдения, кроме заявленной для самолета данного типа. В ходе демонстрационного полета проверяются возможности аппаратуры наблюдения (разрешающая способность на местности) на соответствие их согласованным по Договору значениям.

При успешном освидетельствовании самолета наблюдения и аппаратуры наблюдения, установленной на нем, самолеты этого типа допускаются для полетов по режиму открытого неба над любой страной - участницей Договора (естественно, с учетом права на предоставление "такси").


Добавление 1 к Приложению D


Содержит требования к характеристикам мерительных полей для проверки возможностей аппаратуры наблюдения, которая будет использоваться для реализации Договора. Излагает общую методологию определения разрешающей способности на местности аэрофотоаппаратов и обязательства по разработке в рамках ККОН методик определения разрешающей способности инфракрасной аппаратуры наблюдения, видеокамер и радиолокационных станций бокового обзора с синтезированной апертурой.


Приложение Е и Добавление 1 к Приложению Е


Регламентируют процедуры прибытия наблюдающей стороны на территорию наблюдаемой стороны и убытия с нее как на самолете наблюдения, так и любым другим транспортом. Устанавливает общие правила определения максимальных дальностей полетов, в том числе для посещения отдаленных островных территорий.

Содержат координаты пунктов въезда и выезда на территориях государств - участников Договора, координаты аэродромов открытого неба, с которых будут осуществляться наблюдательные полеты, аэродромов дозаправки, а также координаты точек входа и выхода (дополнительная информация может быть представлена сторонами после вступления Договора в силу).


Приложение F


Определяет цели предполетной инспекции самолетов наблюдения как наблюдаемой, так и наблюдающей стороны, а также организационные и технические вопросы, связанные с такой инспекцией.

Предполетная инспекция включает в обязательном порядке наземную проверку самолета наблюдения и его аппаратуры наблюдения на соответствие той аппаратуре наблюдения, которая прошла освидетельствование на самолетах данного типа в соответствии с Приложением D и подтверждение, что на инспектируемом самолете наблюдения нет другой аппаратуры наблюдения, кроме заявленной.

По желанию стороны, проводящей такую проверку, может выполняться демонстрационный полет самолета наблюдения для проверки соответствия разрешающей способности на местности аппаратуры наблюдения тем значениям, которые были определены при освидетельствовании самолета наблюдения такого типа в соответствии с Приложением D.


Приложение G


Определяет права бортконтролеров (представителей наблюдаемой стороны), летных представителей (представителей наблюдающей стороны) и переводчиков при подготовке к наблюдательному полету и во время осуществления наблюдательного полета, а также их обязанности.

Летным представителям предоставлено право эксплуатировать аппаратуру наблюдения в полете при условии, что в таком случае они сами несут ответственность за качество полученных результатов.


Приложение Н


Содержит принципы, порядок и сроки планирования наблюдательных полетов государствами-участниками на каждый год и на каждый квартал.

Предусматривает, что количество наблюдательных полетов над территорией любого государства-участника в течение квартала ограничено 16 полетами.

Определяет механизм планирования наблюдательных полетов и решения возможных спорных вопросов.


Приложение I


Определяет, какую информацию и в соответствии с какими документами о структуре воздушного пространства, опасного воздушного пространства, аэродромах открытого неба, с которых будут осуществляться наблюдательные полеты, запасных аэродромах и аэродромах дозаправки необходимо представлять государствам-участникам. Приводится также порядок предоставления такой информации. Содержит положение о том, что через 90 дней после вступления Договора в силу каждый участник обязан в случае поступления соответствующего запроса представить полную информацию о всем опасном воздушном пространстве над своей территорией.


Приложение J


Регламентирует полеты над проливами Босфор, Дарданеллы и Мраморным морем.


Приложение К


Содержит информацию о наземном оборудовании для обработки аэрофотопленки, оборудовании для размножения материалов, полученных в ходе наблюдательных полетов, данные об аэрофотопленках, а также о процедурах контроля за обработкой аэрофотопленки.


Приложение L


Определяет общие положения деятельности ККОН, ее состав, периодичность работы, фиксирует мандат ККОН в период временного применения Договора; устанавливает порядок ежегодного рассмотрения вопроса о распределении активных квот; рассматривает вопросы оказания содействия уполномоченным на то органам СБСЕ и другим международным организациям в организации чрезвычайных полетов, рассматривает возможность применения режима открытого неба в других областях, таких, например, как охрана окружающей среды.


О заблаговременной координации наблюдательных полетов
(справка)


Государства - участники Договора по открытому небу могут заблаговременно координировать свои планы проведения наблюдательных полетов над одним и тем же государством на последующий год и на каждый квартал этого года. В течение квартала количество полетов над территорией одного и того же государства не должно превышать 16. Заблаговременное планирование проводится путем рассылки соответствующих уведомлений, указанных в Приложении к настоящей справке, и проведении последующих консультаций в Консультативной комиссии по открытому небу (ККОН). В результате заблаговременного планирования и координации проведения наблюдательных полетов заинтересованные государства-участники определяют последовательность проведения наблюдательных полетов над тем или иным государством во время данного квартала. Не решенные в результате консультаций противоречия решаются на основе жребия.

Государства, не принявшие участие в заблаговременном планировании, тем не менее имеют право совершать наблюдательные полеты в течение квартала при условии, что такие полеты укладываются в рамки полетов, уже спланированных другими государствами-участниками.


Приложение

Механизм
уведомлений при заблаговременной координации наблюдательных полетов


Содержание мероприятий Сроки предоставления
1. Уведомление о количестве наблюдательных
полетов, которые планируется провести над
территорией других государств-участников в
течение каждого квартала следующего года
Всем
государствам-участникам не
позднее 1 ноября
2. Уведомления о последовательности
проведения наблюдательных полетов в каждом
квартале
Всем государствам-
участникам не позднее 15
ноября, 15 февраля, 15 мая
и 15 августа
3. Уведомление о намерении осуществить право
на предоставление своего самолета наблюдения
по каждому полету в данном квартале
Государствам-участникам,
планирующим провести
наблюдательные полеты над
территорией данного
государства в течение 7
дней после получения
уведомления о
последовательности
проведения наблюдательных
полетов

О временном применении договора по открытому небу и поэтапном его выполнении
(справка)


Введение в силу Договора по открытому небу предусматривается осуществлять поэтапно вследствие большого объема подготовительных работ, которые необходимо будет провести для его реализации в полном объеме.

Во-первых, до вступления Договора в силу предусмотрено так называемое временное его применение. В этот период ( в течение 12 месяцев с даты подписания Договора) действуют положения, позволяющие подготовиться к процессу ратификации Договора и к процессу выполнения наблюдательных полетов (согласование финансовых вопросов, связанных с выполнением наблюдательных полетов и работой Консультативной комиссии по открытому небу (ККОН), согласование методик определения разрешающей способности на местности аппаратуры наблюдения, выделение персонала, который будет осуществлять наблюдательные полеты на территориях других стран и т.д.). При необходимости продолжительность подготовительного периода может быть изменена. (В апреле 1994 года ККОН приняла решение о продлении срока временного применения Договора до 21 октября 1994 года).

В этот период на основе двусторонних договоренностей могут осуществляться так называемые пробные наблюдательные полеты для практической обкатки положений Договора.

Период временного применения Договора закончится, когда государства-участники, имеющие 8 и более пассивных квот (включая Россию), сдадут свои ратификационные грамоты на хранение.

Во-вторых, в течение 3 - 4 лет после вступления Договора в силу будет продолжаться первый этап его реализации.

Этот период характерен тем, что наблюдаемая сторона, реализуя свое право на предоставление самолета наблюдения для полетов над ее территорией, обязана будет предоставлять самолет наблюдения, оснащенный только одним панорамным аэрофотоаппаратом или не менее, чем парой кадровых аэрофотоаппаратов.

На этом этапе Россия может использовать имеющиеся самолеты типа Ан-30, предназначенные для аэрофотосъемки и картографирования местности.

В этот период количество пассивных и, естественно, активных квот для государств - участников Договора будет меньшим, чем на последующем этапе. Для России и Белоруссии, составляющих группу сторон, пассивная квота на первом этапе составит 31 наблюдательный полет (в последующем 42 таких полета).

В-третьих, после полного вступления Договора в силу (начиная с 31 декабря третьего года, следующего за годом, в котором Договор вступает в силу) наблюдающая сторона имеет право получить самолет наблюдения, оснащенный всем согласованным комплектом аппаратуры наблюдения, если наблюдаемая сторона будет использовать свое право на предоставление своего самолета наблюдения для полетов над ее территорией. Полный состав аппаратуры наблюдения включает не менее четырех аэрофотоаппаратов, одной видеокамеры, одного пассивного инфракрасного устройства линейного сканирования и одной радиолокационной станции бокового обзора с синтезированной апертурой.

Кроме того, с этого момента вступают в силу все положения Договора, включая согласованные требования об аннотировании данных, полученных во время наблюдательного полета.


Присоединение к Договору по открытому небу
(справка)


В течение шести месяцев после вступления в силу Договора по открытому небу любое государство - участник Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, не являющееся первоначальным участником Договора, может направить письменную просьбу о присоединении к Договору одному из депозитариев. По получении такой просьбы депозитарий незамедлительно рассылает ее всем государствам - участникам Договора. Государства, обратившиеся с просьбой о присоединении к Договору, по желанию могут также обратиться с просьбой о выделении им пассивной квоты и установлении уровня этой квоты.

Вопрос о присоединении такого государства к Договору рассматривается на ближайшей очередной сессии Консультативной комиссии по открытому небу (ККОН), которая должна принять соответствующее решение.

По истечении шести месяцев после вступления в силу Договора ККОН может рассматривать просьбу о присоединении к Договору любого другого государства, которое, по мнению ККОН, способно и желает внести вклад в осуществление целей Договора, и, соответственно, принять решение о присоединении такого государства к Договору.

Для присоединившихся государств Договор вступает в силу через 60 дней после сдачи на хранение одному из депозитариев документа о присоединении.


Вступление в силу Договора по открытому небу
(справка)


Договор по открытому небу подлежит ратификации каждым государством-участником в соответствии с его конституционными процедурами. Депозитариями Договора назначены правительства Канады и Венгрии, одному из которых или сразу обоим должна быть сдана на хранение ратификационная грамота.

Договор вступает в силу через 60 дней после сдачи на хранение депозитариям 20 ратификационных грамот, включая ратификационные грамоты обоих депозитариев и тех государств-участников, чья индивидуальная пассивная квота, зафиксированная в Приложении А к Договору, составляет 8 и более наблюдательных полетов. Иными словами, без ратификации Договора хотя бы одним из таких государств-участников, как группа сторон в составе России и Белоруссии (общая пассивная квота - 42 полета), США (42), ФРГ (12), Канада (12), Франция (12), Великобритания (12), Италия (12), Турция (12) и Украина (12), а также Венгрия как депозитарий (хотя ее индивидуальная пассивная квота равна лишь 4), Договор не сможет вступить в силу.

С 24 марта 1992 года Договор открыт для подписания Арменией, Азербайджаном, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном, которые после подписания ими Договора соответственно вправе его ратифицировать. Любое из вышеперечисленных государств, если оно не подпишет Договор до его вступления в силу, может присоединиться к нему в любое время, сдав на хранение одному из депозитариев документ о присоединении (Киргизия подписала Договор в декабре 1992 года).

Для любого государства, не сдавшего на хранение свою ратификационную грамоту до вступления Договора в силу, Договор вступит в силу через 60 дней после того, как такая сдача на хранение будет произведена.


О назначении персонала для выполнения наблюдательных полетов
(справка)


Каждое государство - участник Договора по открытому небу выделяет для осуществления режима открытого неба на территории других государств-участников (участие в освидетельствованиях самолетов наблюдения, обеспечение наблюдательных полетов и необходимых инспекций самолета наблюдения и его аппаратуры наблюдения, участие в обработке информации) одновременно до 400 человек.

Первоначально списки с фамилиями назначенного персонала направляются всем участникам Договора одновременно со сдачей на хранение каждым государством своей ратификационной грамоты.

Каждое государство-участник может вносить изменения в представленный список персонала не позднее, чем через 30 дней после вступления Договора в силу, а в дальнейшем - один раз в каждые шесть месяцев.

Каждое государство, получившее список с выделенным персоналом, имеет право в течение 30 дней уведомить государство, от которого получен такой список, о неприемлемости конкретных выделенных лиц. Такое возражение может быть выдвинуто и в ходе реализации Договора. Лица, против которых возражений не выдвинуто, считаются принятыми.

Не позднее, чем через 30 дней после получения списка назначенному персоналу должны выдаваться визы или другие документы, необходимые для въезда на территорию каждого конкретного государства-участника. Такие визы должны быть действительны в течение не менее 24 месяцев. Кроме таких долгосрочных виз, могут выдаваться визы на период выполнения конкретного наблюдательного полета.

Назначенному персоналу предоставляются привилегии и иммунитеты, которыми пользуются дипломатические агенты.


Об информации о воздушном пространстве
(справка)


Договором по открытому небу предусматривается, что информация о воздушном пространстве государств-участников должна предоставляться в такой же форме, как она предоставляется по линии Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Информация о воздушном пространстве предоставляется государствам-участникам только по их запросу. Информация о структуре воздушного пространства предоставляется в объеме, приводимом в Сборнике аэронавигационной информации (AIP), а ранее не публиковавшаяся информация об опасном воздушном пространстве над всей территорией государств-участников и данные об аэродромах, которые планируется использовать для полетов по режиму открытого неба и которые не упоминаются в Сборнике AIP, предоставляются в соответствии с рекомендациями ИКАО.

Информация о воздушном пространстве предоставляется не ранее, чем через 90 дней после ратификации Договора и не позднее, чем через 30 дней после получения соответствующего запроса от государств-участников. В последующем государства-участники, запросившие эту информацию, уведомляются о всех изменениях, вносимых в данную информацию.


Об организации наблюдательных полетов
(справка)


Организация наблюдательных полетов осуществляется на основе ежегодного и ежеквартального планирования наблюдательных полетов. В любом случае ни одно из государств-участников не может провести над другим участником больше 50 процентов наблюдательных полетов в год от его собственной активной квоты или общей пассивной квоты этого другого государства в зависимости от того, что меньше.

Положениями Договора по открытому небу предусматривается, что любое государство-участник не обязано принимать одновременно в течение 96 часов более одного наблюдательного полета. Соответственно, если не будет иной договоренности, период осуществления наблюдательного полета не превышает 96 часов. Если, однако, наблюдаемая сторона воспользуется правом проверки самолета наблюдения наблюдающей стороны в ходе демонстрационного полета, то этот период времени может возрасти до 120 часов. В таком случае в течение 24 часов возможно совпадение по срокам проведения двух наблюдательных полетов.

Наблюдающая сторона не менее, чем за 72 часа до расчетного времени прибытия в пункт въезда наблюдаемой стороны уведомляет наблюдаемую сторону и все другие государства-участники о своем намерении провести наблюдательный полет.

Наблюдательный полет планируется на основе плана миссии, представляемом наблюдающей стороной по прибытии на территорию наблюдаемой стороны. В плане миссии указывается маршрут, по которому хотела бы пролететь наблюдающая сторона, профиль полета, а также затрагиваются другие вопросы, связанные с применением аппаратуры наблюдения в полете.

Наблюдаемая сторона рассматривает представленный план миссии, вносит в него при необходимости изменения, согласовывая их с наблюдающей стороной.

Наблюдаемая сторона имеет право запретить наблюдательный полет, если представленный план миссии не отвечает положениям Договора и если наблюдающая сторона не прибывает в течение 24 часов после расчетного времени прибытия в пункт въезда наблюдаемой стороны.

Подготовка к выполнению наблюдательного полета и его выполнение должны осуществляться в соответствии с национальными правилами полетов с учетом действующих инструкций и директив, касающихся организации полетов на территории наблюдаемой стороны.

Маршрут наблюдательного полета должен выбираться таким образом, чтобы он не приближался ближе 10 км к границе государств, которые не являются участниками Договора, а также учитывал расположение опасного воздушного пространства (запретных зон, зон ограничения полетов и опасных зон). В то же время в любом случае выбор маршрутов наблюдательных полетов осуществляется таким образом, чтобы было обеспечено наблюдение любой точки на всей территории наблюдаемой стороны.

Наблюдательный полет не может начинаться ранее 24 часов после представления плана миссии наблюдаемой стороне, если стороны не договорятся об ином.

В ходе наблюдательного полета экипаж самолета наблюдения, в том числе при возникновении в полете чрезвычайных ситуаций, руководствуется утвержденным планом полета, руководством по летной эксплуатации самолета, а также указаниями органов управления воздушным движением на территории наблюдаемой стороны.

В ходе наблюдательного полета всю ответственность за безопасное его выполнение несет командир самолета наблюдения.

Контроль за выполнением плана полета должны осуществлять представители наблюдаемой и наблюдающей сторон, находящиеся в самолете наблюдения при выполнении наблюдательного полета.

Управление экипажем самолета наблюдения с наземных органов управления воздушным движением должно осуществляться на одном из следующих языков: русском, английском, немецком, французском, итальянском или испанском.

В ходе наблюдательного полета могут допускаться отклонения от утвержденного плана полета или прекращение полета в случае возникновения на маршруте полета опасных явлений погоды, при возникновении технических неполадок самолета наблюдения или аппаратуры наблюдения, при необходимости оказания срочной медицинской помощи кому-либо на борту самолета, а также по указанию органов управления воздушным движением. Во всех случаях, в том числе и при форс-мажорных обстоятельствах, окончательное решение о продолжении или прекращении наблюдательного полета принимает командир самолета наблюдения.

Наблюдательный полет засчитывается в квоты обеих сторон, если прекращение такого полета не вызвано техническим состоянием самолета или аппаратуры наблюдения, предоставленными наблюдаемой стороной, а также другими причинами, зависящими от наблюдаемой стороны. Если прекращение полета произошло по вине наблюдаемой стороны, решение о том, засчитывать или нет завершенную часть наблюдательного полета в квоты обеих сторон принимает наблюдающая сторона. Если полет в квоты квоты обеих сторон принимает наблюдающая сторона. Если полет в квоты не засчитывается, собранная в полете информация наблюдающей стороне не передается.

По окончании наблюдательного полета составляется отчет о миссии, который подписывается обеими сторонами и предоставляется всем государствам-участникам.

Наблюдающая сторона должна убыть из пункта выезда не позднее, чем через 24 часа после окончания наблюдательного полета, если сторонами не будет согласовано иное.

Механизм организации наблюдательного полета приведен в Приложении к настоящей справке.


Приложение

Механизм организации наблюдательного полета


Содержание мероприятия Сроки предоставления и реализации
1. Уведомление о намерении
провести наблюдательный полет
За 72 часа до расчетного времени
прибытия наблюдающей стороны в пункт
въезда наблюдаемой стороны
2. Уведомление наблюдающей
стороны с подтверждением
получения от нее уведомления о
намерении выполнить
наблюдательный полет
В течение 24 часов после получения
уведомления от наблюдающей стороны
3. Прибытие наблюдающей стороны в
пункт въезда
Не позднее 24 часов после расчетного
времени прибытия, указанного в
уведомлении
4. Проведение предполетной
инспекции с проведением по
просьбе одной из сторон
демонстрационного полета для
проверки возможностей аппаратуры
наблюдения
По прибытии к месту проведения
инспекции самолета наблюдения (либо в
пункте въезда, либо на аэродроме
открытого неба)
5. Представление плана миссии По прибытии наблюдающей стороны на
аэродром открытого неба
6. Изучение плана миссии
наблюдаемой стороной
В течение 4 часов после вручения
плана миссии наблюдающей стороной
7. Согласование и утверждение
плана миссии
В течение 8 часов после вручения
плана миссии наблюдающей стороной
8. Оформление плана полета на
основании согласованного плана
миссии
Незамедлительно после согласования
плана миссии
9. Составление отчета о миссии По окончании наблюдательного полета
10. Убытие наблюдающей стороны с
территории наблюдаемой стороны
Через 24 часа после завершения
наблюдательного полета, если не
согласовано иное
11. Обработка материалов
наблюдательного полета
В течение 3 дней после окончания
наблюдательного полета, если
обработка их проводится на территории
наблюдаемой стороны или в течение 10
дней после отбытия наблюдающей
стороны с территории наблюдаемой
стороны, если обработка проводится в
другом месте

О создании группы сторон
(справка)


Для выполнения положений Договора отдельные государства-участники имеют право создать группу сторон. Такие группы могут образовываться для использования единого парка самолетов наблюдения, наземных средств обработки данных, координации в распределении квот между собой и выполнения наблюдательных полетов и т.д.

Положениями Договора предусматривается создание групп сторон по двум вариантам.

Первый - государства-участники, входящие в группу сторон, оставляют за собой индивидуальные активные и пассивные квоты.* Им разрешается перераспределять между собой активные квоты для осуществления наблюдательных полетов над третьим государством. Третье государство в свою очередь имеет право выполнять над любым государством, входящим в такую группу сторон, на 50 процентов больше наблюдательных полетов, чем его индивидуальная активная квота в отношении данного члена группы. Естественно на столько же должно быть уменьшено количество наблюдательных полетов над другими участниками, входящими в эту группу сторон.

Третье государство может в течение одного полета облететь территории нескольких или всех участников группы, не совершая промежуточных посадок на территории каждого из облетаемых членов группы. Полет засчитывается в активную квоту этого третьего государства столько раз, над сколькими членами группы были совершены полеты. В этом случае информация над каждым участником группы может сниматься при пролете расстояния, равного максимальной дальности наблюдательного полета, установленного для данного члена группы.

Второй - государства-участники, объединившиеся в группу сторон, определяют для себя совокупную (общую) пассивную и активную квоты. Такая группа рассматривается в соответствии с Договором по существу в качестве отдельного государства-участника со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями.

Положениями Договора допускается преобразование группы сторон, созданной по первому варианту в группу сторон, созданную по второму варианту, и наоборот, а также выход отдельных государств-участников из группы сторон.

При подписании Договора было заявлено о создании двух групп сторон. Одну группу (по второму варианту) составили Россия и Белоруссия и вторую группу (по первому варианту) - страны Западноевропейского союза (ЗЕС). Кроме того в Договоре предусматривается, что в целях реализации режима Бельгия, Нидерланды и Люксембург выступают как одно государство-участник под названием Бенилюкс.

Для России и Белоруссии на первом этапе реализации Договора (в течение 3 - 4 лет после вступления договора в силу) активная и пассивная квоты составляют по 31 наблюдательному полету в год, на втором этапе, когда Договор вступит в полную силу, количество таких полетов должно возрасти до 42. Для этой группы определены общие пункты въезда и выезда и аэродромы, с которых могут производиться наблюдательные полеты (Кубинка, Воркута, Улан-Уде и Магадан).

Механизм создания группы сторон приведен в Приложении к настоящей справке.


-------------------------------------------------------------------------

* Индивидуальные активная и пассивная квоты означают количество наблюдательных полетов, которое каждое государство-участник имеет право осуществлять или соответственно обязано принять у себя.


Приложение

Механизм создания группы сторон


Содержание мероприятия Срок вступления в силу
1. Формирование группы сторон Не ранее, чем через 6 месяцев
после уведомления
2. Преобразование группы сторон из
одного варианта в другой
Не ранее, чем через 6 месяцев
после уведомления
3. Выход из группы сторон или
присоединение к ней
Не ранее, чем через 6 месяцев
после уведомления
4. Перераспределение активных квот на
текущий год в группе
государств-участников, образованных
по первому варианту
После уведомления
заинтересованных государств

О выделении и исключении самолета наблюдения и проведении его освидетельствования
(справка)


Каждое государство-участник имеет право выделять самолеты одного или нескольких типов в качестве самолетов наблюдения для реализации режима открытого неба, а также исключать такие самолеты из ранее выделенных. Выделяемые для целей Договора по открытому небу самолеты должны быть зарегистрированы государством, выделяющим такие самолеты.

При выделении самолета наблюдения, ранее не заявленного или нового типа предоставляется уведомление об этом всем участникам Договора. В таком уведомлении для самолетов такого типа указываются летно-технические характеристики в соответствии с согласованным перечнем.

Ни один самолет наблюдения данного типа не может быть допущен к выполнению наблюдательного полета, если самолет такого типа и установленная на нем аппаратура наблюдения не прошли освидетельствование в соответствии с требованиями Договора. Предусматривается, что освидетельствованию подлежит только один самолет конкретного типа, если на самолетах наблюдения этого типа установлен идентичный набор аппаратуры наблюдения.

Освидетельствование самолета наблюдения проводится с целью определения соответствия установленной на нем аппаратуры наблюдения положениям Договора (подтверждение соответствия возможностей аппаратуры наблюдения согласованным значениям; правильность установки такой аппаратуры на самолете; отсутствие на самолете запрещенной аппаратуры наблюдения).

Освидетельствование самолета наблюдения должно проводится в течение 7 дней. Проверка проводится как на земле, так и в полете.

В Договоре содержится подробный механизм проведения освидетельствования самолетов наблюдения (Приложение D).

Каждое государство-участник имеет право участвовать в освидетельствовании любого самолета наблюдения. Or каждого государства, изъявившего желание участвовать в освидетельствовании самолета наблюдения, может быть выделено до четырех представителей из утвержденного списка назначенного персонала. Общее количество представителей, участвующих в таком освидетельствовании, не должно превышать 40 человек. Вопросы, связанные с комплектованием группы для освидетельствования самолетов наблюдения в каждом конкретном случае будут решаться Консультативной комиссией по открытому небу (ККОН).

Договором предусматривается повторное освидетельствование, которое должно проводиться при изменении состава, категорий или типов аппаратуры наблюдения на самолете наблюдения.

По результатам освидетельствования составляется отчет, который должен направляться всем государствам - участникам Договора.

Механизм уведомлений о выделении, исключении и освидетельствовании самолета наблюдения указан в Приложении к настоящей справке.


Приложение

Механизм
уведомлений о выделении, исключении и освидетельствовании самолета наблюдения


Содержание уведомления Сроки предоставления
1. Уведомление о выделении самолета
наблюдения с предоставлением
технической информации по каждому виду
аппаратуры наблюдения, установленной на
таком самолете
За 30 дней до выделения
2. Уведомление об освидетельствовании
самолета наблюдения
Не менее, чем за 60 дней до
начала освидетельствования
3. Уведомление о намерении
государств-участников, которые хотели
бы участвовать в освидетельствовании
самолета наблюдения
Не позднее, чем через 10 дней
после получения уведомления об
освидетельствовании самолета
наблюдения
4. Уведомление об участии конкретных
представителей в освидетельствовании
самолета наблюдения
Не менее, чем за 30 дней до
даты начала освидетельствования
5. Уведомление с дополнительной
информацией об аппаратуре наблюдения,
установленной на самолете наблюдения,
проходящем освидетельствование
Не менее, чем за 14 дней до
даты начала освидетельствования
6. Уведомление с отчетом об
освидетельствовании самолета наблюдения
По завершении
освидетельствования самолета
наблюдения
7. Уведомление об исключении самолетов
данного типа, выделенных в качестве
самолетов наблюдения
За 90 дней до исключения

Решения Консультативной комиссии по открытому небу
(Справка)


Решение номер один
"Распределение расходов, связанных с выполнением Договора по открытому небу"


Принято 10 декабря 1992 года; регламентирует распределение расходов, связанных с выполнением Договора.

Состоит из шести разделов, в которых предусматриваются следующие расходы:

- расходы на наблюдательные и демонстрационные полеты, проводимые соответственно на самолетах наблюдающей стороны, наблюдаемой стороны или выделенных третьей стороной;

- расходы, связанные с освидетельствованием самолета и аппаратуры наблюдения;

- расходы на носители информации, их обработку и перевозку;

- расходы, связанные с отклонением или прекращением наблюдательного полета;

- расходы, связанные с обменом данными, полученными в ходе наблюдательного полета;

- путевые расходы летных наблюдателей и экипажа, а также расходы на их питание и размещение.

В данном решении определяются общие правила возмещения этих расходов.

В решении определяется также порядок установления стоимости материалов и услуг, связанных с самим наблюдательным полетом.


Решение номер два
"Дополнительное проверочное оборудование для проверки неразрушающим способом"


Принято 29 июня 1992 года; устанавливает, что в дополнение к проверочному оборудованию, определенному в приложении F к Договору, для проверки самолета и аппаратуры наблюдения наблюдающей стороны, наблюдаемая сторона имеет право брать на борт вольтметр, а также любое другое оборудование для проверки неразрушающим способом, о котором могут договориться заинтересованные Стороны.


Решение номер три
"Методология расчета минимальной высоты над уровнем земли, на которой может эксплуатироваться во время наблюдательного полета каждый оптический фотоаппарат, установленный на самолете наблюдения"


Принято 29 июня 1992 года; определяет методологию расчета минимальной высоты над уровнем земли, на которой может эксплуатироваться во время наблюдательного полета каждый оптический фотоаппарат, установленный на самолете наблюдения.


Решение номер четыре
"Минимальные технические данные фотоаппаратов для самолета наблюдения наблюдаемой стороны, осуществляющей свое право на предоставление самолета наблюдения для наблюдательного полета"


Принято 29 июня 1992 года; определяет тип, технические характеристики и количество фотоаппаратов, устанавливаемых на самолете наблюдения, который выделяет для наблюдательного полета наблюдаемая сторона, а также срок, не позднее которого самолеты наблюдения с такими фотоаппаратами должны предоставляться.


Решение номер пять
"Ответственность за обработку фотопленки, использованной во время наблюдательного полета"


Принято 29 июня 1992 года; определяет, кто несет ответственность за обработку фотопленки, использованной во время наблюдательного полета, а также закрепляет право наблюдающей стороны определять, кто будет обрабатывать эту фотопленку.


Решение номер шесть
"Правила процедуры и методы работы Консультативной комиссии по открытому небу"


Принято 16 июля 1993 года; состоит из шести разделов и четырех приложений, в которых определяются:

порядок исполнения обязанностей председателем Комиссии и его функции;

порядок созыва очередных (внеочередных) сессий и составления программ их работы;

периодичность и порядок проведения заседаний;

обязанности секретариата Комиссии и порядок ведения журнала Комиссии;

Кроме того, для государств, участвующих в СБСЕ, но не подписавших Договор, определены их права как государств, пользующихся статусом наблюдателей.


Решение номер семь
"Методология определения разрешающей способности на местности радиолокационных станций бокового обзора с синтезированной апертурой"


Принято 10 декабря 1992 года; определяет методологию определения разрешающей способности на местности радиолокационных станций бокового обзора с синтезированной апертурой (РСА).

В разделе 1 дается определение терминов.

В разделе 2 приводятся характеристики комплексов отражателей проверочных мир для измерения разрешающей способности на местности РСА в ходе освидетельствования или демонстрационных полетов, а также характеристики проверочных мир.

В разделе 3 устанавливаются процедуры для анализа данных, собранных в ходе освидетельствования или демонстрационных полетов.


Решение номер восемь
"Интервалы аннотирования данных информацией"


Принято 16 июля 1993 года; определяет, что аннотирование данных информацией производится в следующих интервалах:

для оптических фотоаппаратов - на каждом кадре;

для инфракрасных устройств линейного сканирования с записью данных на фотопленку - в интервалах, не превышающих 31 сантиметр;

для видеокамер с устройством покадрового изображения - на каждом кадре;

для видеокамер с устройством построчного формирования изображений, инфракрасных устройств линейного сканирования с записью на магнитной ленте и РЛС бокового обзора с синтезированной апертурой - не реже, чем каждые 512 строк.


Решение номер девять
"Использование кодов, не являющихся буквенно-цифровыми значениями, для
аннотирования данных"


Принято 16 июля 1993 года; определяет, что для аннотирования данных, полученных во время наблюдательного полета, не используются никакие иные коды, кроме буквенно-цифровых значений.


Решение номер десять
"Шкала распределения общих расходов, связанных с работой Консультативной комиссии по открытому небу"


Принято 16 июля 1993 года; определяет шкалу распределения расходов Комиссии на период с 1 января 1993 года, величину ежегодного взноса каждого государства, участвующего в работе Комиссии, а также перечень государств, в отношении которых для целей Комиссии может применяться особый (льготный) финансовый режим "с учетом их нынешнего экономического положения" (Россия входит в их число).


Решение номер одиннадцать
"Вопросы финансирования и административные вопросы, касающиеся раздела VI Решения номер шесть от 29 июня 1992 года"


Принято 16 июля 1993 года; содержит формулировки, уточняющие положения Решения номер шесть ККОН, касающиеся порядка выплаты взносов, связанных с деятельностью Комиссии, а также административных условий ее работы.


Решение номер двенадцать
"Информация, подлежащая предоставлению с диаграммами проверочных мир"


Принято 6 декабря 1993 года; содержит подробный перечень информации, который должен предоставляться для каждого полета в целях освидетельствования и демонстрационного полета вместе с диаграммами следующих проверочных мир:

- для мир, используемых с оптическими фотоаппаратами и видеокамерами;

- для активных и пассивных мир, используемых с ИК-устройствами линейного сканирования;

- для наборов мир, используемых с РЛС бокового обзора с синтезированной апертурой.

Данное Решение предусматривает также, что в случае демонстрационных полетов нет необходимости проводить повторные измерения неизменных параметров, конкретно присущих той мире, которая использовалась при освидетельствовании.


О Консультативной комиссии по открытому небу
(справка)


Для того, чтобы способствовать осуществлению положений Договора по открытому небу, государства-участники учредили Консультативную комиссию по открытому небу (ККОН).

ККОН формируется из представителей, назначаемых каждым государством-участником.

ККОН проводит не менее 4 очередных сессий в календарный год. Продолжительность сессии не превышает четырех недель, однако в случае необходимости Комиссия может принять решение о работе сверх этого срока. Внеочередные сессии созываются по запросу одного или более государств-участников председателем ККОН.

Работа ККОН носит конфиденциальный характер, однако Комиссия может принять решение о придании гласности своей работы или решений.

ККОН принимает решения или вносит рекомендации на основе консенсуса. Под консенсусом понимается отсутствие какого-либо возражения со стороны любого государства-участника относительно принятия решения или внесения рекомендации.

Каждое государство-участник имеет право представлять на рассмотрение Комиссии и включать в ее повестку дня любой вопрос, относящийся к настоящему Договору.

В ККОН рассматриваются вопросы, связанные с соблюдением положений Договора. В частности, после вступления Договора в силу в рамках Комиссии ежегодно будет рассматриваться распределение активных квот на последующий календарный год. На регулярных сессиях проводится поквартальная координация (планирование) очередности осуществления наблюдательных полетов на предстоящий квартал.

ККОН может принимать решения по внесенным государствами-участниками предложениям о применении режима открытого неба в дополнительных конкретных областях, в том числе таких, как охрана окружающей среды.

В прерогативу Комиссии также входит: устранение неясностей и различий в толковании положений Договора; рассмотрение и принятие решений относительно просьб о присоединении к Договору; после присоединения к Договору других государств - согласование необходимых мер технического и административного характера (соответствующий пересмотр шкалы распределения общих расходов, определение уровня пассивной квоты и т.д.).

ККОН может предлагать поправки к Договору, которые подлежат одобрению всеми государствами-участниками с последующей их ратификацией.

Для повышения эффективности действия Договора согласуемые в рамках Комиссии такие существенные меры, как изменение ежегодного распределения активных квот, обновление и расширение списка разрешенной для применения аппаратуры наблюдения и установление и пересмотр ее технических возможностей, пересмотр и перераспределение общих расходов, связанных с деятельностью ККОН, а также согласованные меры по мелким вопросам административного и технического характера не считаются поправками к Договору и не подлежат ратификации.


Об аппаратуре наблюдения, применяемой для реализации Договора по открытому небу
(справка)


Договором определено, что начиная со второго этапа реализации режима открытого неба (через 3 - 4 года после вступления Договора в силу) в ходе наблюдательных полетов могут использоваться следующие категории аппаратуры наблюдения: панорамные и кадровые аэрофотоаппараты, видеокамеры, пассивные инфракрасные устройства линейного сканирования (ИК-устройства) и радиолокационные станции бокового обзора с синтезированной апертурой (РЛС БО).

При использовании права наблюдаемой стороны предоставлять самолет наблюдения для полетов над своей территорией такой самолет наблюдения должен быть оснащен не менее, чем одним панорамным и тремя кадровыми аэрофотоаппаратами, одной видеокамерой, одним ИК-устройством и одной РЛС БО со следующими характеристиками.

Аэрофотоаппараты должны обеспечивать разрешающую способность на местности не хуже 30 см. Один кадровый аэрофотоаппарат должен устанавливаться вертикально для плановой съемки, а два кадровых фотоаппарата должны быть установлены для перспективного фотографирования, по одному на каждом борту самолета, с обеспечением покрытия местности, которое не обязательно должно быть сплошным, до 50 км с каждой стороны от линии пути самолета.

ИК-устройство должно обеспечивать разрешающую способность на местности не хуже 50 см с просмотром местности под самолетом наблюдения.

РЛС БО должна иметь разрешающую способность на местности не хуже 6 м с осуществлением просмотра местности с полосой захвата 25 км с любого борта самолета наблюдения, но не с двух бортов одновременно.

При использовании самолета наблюдения наблюдающей стороны разрешающая способность на местности аппаратуры наблюдения может составлять соответственно для аэрофотоаппаратов и видеокамер не лучше 30 см, ИК-устройств не лучше 50 см и РЛС БО не лучше 5 м.

С учетом согласованных ограничений на возможности аппаратуры наблюдения должен выбираться профиль (высота) полета самолета наблюдения, который влияет на величину разрешающей способности на местности.

Положениями Договора предусматривается, что в будущем возможен пересмотр как категорий аппаратуры наблюдения, применяемой по договору, так и ее возможностей. На первом этапе реализации режима открытого неба (3 - 4 года после вступления Договора в силу) в случае использования самолета наблюдаемой стороны она не обязана предоставлять самолет наблюдения, оборудованный более, чем одним панорамным или парой кадровых аэрофотоаппаратов с разрешающей способностью не хуже 30 см. В случае использования собственного самолета наблюдения наблюдающая сторона может использовать аэрофотоаппараты, видеокамеры и РЛС БО с разрешающей способностью не лучше согласованной, а также, если это будет согласовано с наблюдаемой стороной, ИК-аппаратуру.

Перед использованием выделенных самолетов наблюдения для реализации Договора один самолет наблюдения из каждого типа с аналогичным составом аппаратуры наблюдения обязан пройти освидетельствование на предмет того, что на самолетах этого типа установлена только разрешенная аппаратура наблюдения и что она соответствует согласованным ограничениям.

В ходе реализации Договора каждое государство имеет право заменять, снимать или добавлять аппаратуру наблюдения на своих самолетах наблюдения, уведомив об этом другие государства-участники не менее, чем за 90 дней до этого. Перед использованием самолета наблюдения для целей режима открытого неба должно быть проведено его повторное освидетельствование.


О Договоре по открытому небу


Договор был согласован на многосторонних переговорах по открытому небу 28 странами, участвующими в процессе СБСЕ. Основная работа по его подготовке была проведена в Вене в период с ноября 1991 года по март 1992 года.

24 марта 1992 года Договор был подписан в Хельсинки 24 государствами, в том числе Россией, Беларусью, Украиной, а также Грузией. В декабре 1992 года Договор подписала Киргизия. По состоянию на 20 августа 1993 года его ратифицировали 13 государств: США, Великобритания, Германия, Франция, Испания, Канада, Венгрия, Дания, Норвегия, Греция, Чехия, Словакия и Болгария.

Договор, состоящий из 19 статей, 16 приложений и 4 добавлений к ним, определяет механизм режима открытого неба, цель которого - обеспечить возможность участникам переговоров совершать облеты территорий друг друга для наблюдения за проводимой ими военной деятельностью. Договор регламентирует требования к самолетам наблюдения, определяет набор и технические возможности аппаратуры наблюдения, содержит процедуры организации наблюдательных полетов и обработки собранной в ходе этих полетов данных, а также содержит положения, касающиеся правового обеспечения реализации указанного режима, в том числе вопросов предоставления информации третьим странам-участницам.

Характерной особенностью Договора является то, что он строится на принципах доверия и сотрудничества, предусматривая возможность выбора гибких, наиболее удобных как для наблюдаемой, так и для наблюдающей сторон форм практической реализации. Положительным является и то, что Договор предусматривает плавное вхождение государств-участников в режим открытого неба путем поэтапного его осуществления.

Конкретные обязательства России, вытекающие из Договора (с учетом того, что Россия и Белоруссия образовали так называемую группу государств-участников, и эти обязательства распространяются на оба наши государства), сводятся к следующим основным моментам.

На первом этапе, в течение трех лет после вступления Договора в силу, Россия должна будет принимать на своей территории ежегодно до 31 наблюдательного полета. Соответственно она будет иметь право на 31 полет в год над территориями других участников. На втором этапе это количество увеличится до 42.

На территории России устанавливаются четыре аэродрома открытого неба, на которых будут начинаться и заканчиваться наблюдательные полеты: Кубинка, Улан-Удэ, Воркута и Магадан. Максимальная дальность для наблюдательных полетов, начинающихся на первых двух аэродромах, может составлять до 5 тыс.км, на двух последних - до 6,5 тыс.км. На каждый полет отводится не более 96 часов. Полеты не проводятся одновременно, если не будет иной договоренности между заинтересованными сторонами.

На первом этапе мы можем использовать имеющиеся у нас самолеты, оснащенные минимальным количеством аэрофотоаппаратуры, на втором этапе аппаратура может включать 4 фотоаппарата, применяемых одновременно, и видеокамеру с разрешающей способностью 30 см, радиолокационную станцию бокового обзора с синтезированной апертурой (разрешающая способность - 5 - 6 м) и инфракрасные датчики с разрешающей способностью 50 см.

В Договоре зафиксировано основополагающее право наблюдаемой стороны принимать наблюдательные полеты над своей территорией, предоставляя собственный самолет наблюдения (так называемое "правило такси"). Тем самым Россия вправе обеспечивать полеты над своей территорией с использованием только российских самолетов наблюдения. С военно-технической и экономической точек зрения это является принципиально важным фактором, позволяющим России активно контролировать процесс реализации режима открытого неба. Естественно, используя это право на втором этапе действия Договора, мы обязаны будем предоставлять для полетов над российской территорией наш самолет наблюдения, оснащенный всеми видами аппаратуры наблюдения, перечисленными в Договоре, с разрешающей способностью не хуже той, которая указана выше.

В период с марта 1992 года по апрель 1994 года в рамках созданной в соответствии с Договором Консультативной комиссии по открытому небу (ККОН) были согласованы ряд решений, конкретизирующих и уточняющих условия выполнения наблюдательных полетов. Из них первостепенное значение в плане защиты российских интересов имеет решение по вопросу о распределении расходов при проведении наблюдательных полетов. Данное решение предусматривает, что все расходы при проведении таких полетов несет наблюдающая сторона, оплачивая по фиксированным ставкам в валюте все услуги, предоставленные наблюдаемой стороной. Этот порядок позволяет четко планировать расходы на имплементацию Договора и компенсировать валютные затраты, связанные с осуществлением российских наблюдательных полетов над территориями других государств - участников Договора.

В Договоре предусматривается возможность расширения в будущем его действия на другие области, такие, например, как контроль за состоянием окружающей среды, проверка существующих или будущих соглашений по разоружению и контроль за мерами урегулирования в кризисных районах. Это в значительной степени может повысить экономическую отдачу от парка самолетов наблюдения, первоначальные вложения в создание которого могут составить десятки миллионов рублей. Не исключено, что в этих целях государства-участники достигнут договоренности о создании совместного парка самолетов на паевых началах.

В целом можно констатировать, что Договор отвечает интересам России и не содержит каких-либо условий, которые могли бы поставить под вопрос наше участие в режиме открытого неба.


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.