Пояснительная записка к проекту федерального закона N 81195-3 "О гражданстве Российской Федерации" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"


Решение о разработке новой редакции Закона "О гражданстве Российской Федерации" было принято Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации в 1997 году.

При этом Комиссия исходила из того, что действующий Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" (далее именуется - действующий Закон) разрабатывался в переходный период становления новой российской государственности и не мог учитывать особенностей последующего развития России и ее правовой системы, а также характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами. Кроме того, Российская Федерация в 1997 году подписала Европейскую конвенцию о гражданстве.

Отдельные положения действующего Закона не полностью согласуются с соответствующими положениями Конституции Российской Федерации, которая была принята в 1993 году, после вступления его в силу.

Так, содержащееся в действующем Законе положение о гражданстве Российской Федерации и гражданстве республик в составе Российской Федерации (пункт 2 статьи 2) не согласуется с положениями Конституции Российской Федерации о суверенитете Российской Федерации и верховенстве федеральных законов (части 1 и 2 статьи 4), о равноправии субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 5), о едином и равном гражданстве независимо от оснований его приобретения (часть 1 статьи 6), об отнесении вопросов гражданства к ведению Российской Федерации (пункт "в" статьи 71).

Сравнительный анализ действующего Закона с зарубежным законодательством в области гражданства выявил его уникальный либерализм. Особенно это касается условий приема в российское гражданство, оснований отказа в его приобретении и трактовки множественного (двойного) гражданства, а следовательно, и сбалансированности интересов государства и личности.

Значительная часть лиц, приобретших российское гражданство в новых независимых государствах, продолжают там проживать и, имея вопреки национальному законодательству наряду с гражданством государства проживания российское гражданство, поставили себя под угрозу санкций со стороны местных властей. Данное обстоятельство является одновременно источником потенциальных осложнений для межгосударственных отношений.

Отличия предлагаемого к рассмотрению проекта от действующего Закона заключаются в следующем.

При сохранении общего количества глав (девять) за счет более четкой организации материала число статей сократилось с 51 до 44. В частности, во избежание декларативности в проекте отсутствуют преамбула, пункты 1 и 2 статьи 1 действующего Закона. Исключены не применяемые на практике положения действующего Закона о почетном гражданстве (статья 8 и подпункт "е" пункта 1 статьи 33) с учетом того, что в части третьей статьи 13 проекта установлены положения о льготном порядке предоставления гражданства за особые заслуги перед Россией. В отдельную главу IV выделены вопросы отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации.

Глава I проекта по структуре и содержанию приведена в соответствие с современными российскими и международными технико-юридическими требованиями.

Новым в проекте является введение понятий "общего" и "упрощенного" порядка рассмотрения и принятия решений по вопросам гражданства (пункты "и" и "к" статьи 3). Введение этих понятий значительно упрощает изложение последующих статей проекта, их понимание и применение.

В статье 11 проекта (статья 12 действующего Закона) в качестве оснований приобретения гражданства исключены признание (исчерпало себя) и регистрация (в связи с введением процедуры приема в гражданство в упрощенном порядке). В связи с этим отсутствуют соответствующие статьи о приобретении гражданства: в порядке признания и в порядке регистрации (статьи 13 и 18 действующего Закона). С учетом изложенного существенные изменения и дополнения внесены в условия приобретения гражданства (статьи 13 и 14 проекта).

В пункте "а" статьи 13 проекта в качестве обычного условия приема в гражданство срок проживания на территории Российской Федерации до подачи заявления увеличен с трех до пяти лет, что отвечает положениям Европейской конвенции о гражданстве. Вместе с тем с учетом интересов государства и общепринятой практики условия приобретения гражданства дополнены обязательством соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации (пункт "б"), условием наличия законного источника существования (пункт "в") и отказом от имеющегося иного гражданства, за исключением случаев, предусмотренных международным договором, или если такой отказ невозможен в силу независящих от лица причин (пункт "г" этой же статьи).

Отказ от иного гражданства при приобретении российского гражданства отвечает принципу устойчивой правовой связи лица с государством и согласуется с практикой других государств. Это требование не исключает возможности приобретения гражданином Российской Федерации в дальнейшем иного гражданства согласно статье 62 Конституции Российской Федерации.

Статья 13 проекта отвечает интересам россиян, оказавшихся после распада СССР за пределами России, и в рамках международного права отражает положения статьи 11 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".

В статье 14 проекта излагаются льготные условия приема в гражданство в упрощенном порядке, основанные на практике применения действующего Закона в специфическом постсоветском правовом поле.

С учетом практики реализации действующего Закона и международного опыта процедура восстановления в гражданстве приравнена в проекте к приобретению гражданства. Основным условием при этом является проживание на территории России.

Конкретизирован и значительно расширен перечень оснований отклонения заявлений о приобретении гражданства (пункты "а", "б", "г", "д", "е" и "ж" статьи 16), а также оснований отказа в выходе из российского гражданства (статья 20).

Глава V проекта более четко, чем в действующем Законе, регулирует порядок рассмотрения и принятия решений по соответствующим вопросам в конкретных ситуациях.

Глава VI проекта уточняет и дополняет функции органов, которые наделяются соответствующими полномочиями данным федеральным законом.

В более строгой логической последовательности с учетом российского законодательства, правоприменительной практики и международных стандартов изложены процедурные вопросы (главы VII и VIII проекта).

Проект федерального закона подготовлен группой российских специалистов, сформированной Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, во главе с председателем Комиссии членом-корреспондентом Российской академии наук Кутафиным О.Е. и при участии европейских экспертов.


Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"


Принятие федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.

За совершение действий, связанных с приобретением или прекращением гражданства Российской Федерации, в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной пошлине" установлена пошлина, взимаемая с физических лиц.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.