Пояснительная записка к проекту федерального закона N 68670-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части изменения редакции статей 5, 8, 9, 12, 14, 19, 24) (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"


Настоящий законопроект вносится Думой Приморского края в целях усовершенствования механизма правового регулирования организации государственной власти субъектов Российской Федерации. Он подготовлен с учетом замечаний, высказанных депутатами Государственной Думы и правового управления Государственной Думы при обсуждении предыдущего варианта нашего законопроекта.

Пункт 1 проекта федерального закона устраняет противоречие Закона с Бюджетным кодексом Российской Федерации, который не предусматривает права субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливать порядок образования и деятельности, то есть создавать вне регионального бюджета внебюджетные и валютные фонды.

Пункт 2 проекта федерального закона направлен на совершенствование регламентации законодательного процесса в субъектах Российской Федерации. На наш взгляд, не требуется детально отражать процедуру обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и в конституции (уставе), и в Законе: вполне достаточно, если она будет отражена в одном из нормативных правовых актов. Например, сроки, при необходимости, можно уточнить в Законе. Не оправдано также наделение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) правом отклонять конституцию (устав), уже принятую большинством не менее двух третей голосов, поскольку такое голосование выявляет позицию подавляющего большинства депутатов. А повторение процедуры принятия конституции (устава) большинством не менее двух третей голосов приведет только к затягиванию процесса. Предлагаемая редакция предусматривает порядок принятия конституции (устава) субъекта Российской Федерации. аналогичный порядку принятия федеральных конституционных законов Российской Федерации.

Часть первая пункта 3 проекта федерального закона направлена на урегулирование ситуации, когда возможно проведение дополнительных выборов в случае сложения полномочий несколькими депутатами.

Замена срока назначения внеочередных выборов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации тремя месяцами вместо шести (часть вторая пункта 3) вызвана тем, что, на наш взгляд, нельзя при исключительной ситуации применять общий порядок проведения выборов, предусмотренный Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", тем более что он позволяет организовать неявку и отсрочить выборы еще на полгода, а то и на год. К примеру, в Приморье после разгона краевого Совета народных депутатов (кстати, организованного путем неявки депутатов на заседание) законодательной власти не было в течение полутора лет, а во Владивостоке представительной власти нет до сих пор уже в течение семи лет, а выборы опять отложены на максимально возможный срок - шесть месяцев.

Пункт 4 проекта федерального закона учитывает ситуацию, когда одно и то же лицо одновременно является и депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и главой муниципального образования. Эта ситуация аналогична ситуации с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, когда руководители органов, исполняющих законы, являются одновременно и законодателями. Понимая, что при обсуждении этого вопроса в Государственной Думе возникнут споры и столкновения различных интересов, хотелось бы обратить внимание, что можно просто исключить из текста Закона пункт 1 статьи 12, поскольку все установленные им ограничения установлены иными действующими федеральными законами, такими, как о статусе судей в Российской Федерации, об основах государственной службы Российской Федерации, о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и другими. Лишать же органы государственной власти субъектов Российской Федерации возможности участия в процессе законодательного урегулирования поднятого здесь вопроса, по нашему мнению, неправильно.

Пункт 5 проекта федерального закона учитывает порядок работы большинства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые собираются на свои заседания один раз в месяц. А поскольку большое количество депутатов работает без отрыва от основного вида деятельности, собрать экстренное совещание крайне затруднительно.

Пункт 6 проекта федерального закона носит редакционный характер.

Процедурные вопросы достаточно отразить в одном нормативном правовом акте, поэтому нет необходимости участия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в процедурах, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", отражать и в конституции (уставе), и в законе субъекта Российской Федерации.

Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не требует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия новых актов федерального законодательства.

Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует дополнительных материальных затрат.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.