Пояснительная записка к проекту федерального закона N 84697-3 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 84697-3 "О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"


Данный законопроект разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 12 июля 2000 года N Пр-1457, на основе проекта Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем", принятого Государственной Думой 4 июня 1999 года и одобренного Советом Федерации 25 июня 1999 года, но отклоненного Президентом Российской Федерации.

Одной из основных причин отклонения Президентом Российской Федерации указанного закона является его противоречие основам конституционного строя Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, ряду федеральных законов, а также подписанной Российской Федерацией Европейской Конвенции "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности".

В соответствии с названной Конвенцией компетентные органы государства вправе вести борьбу только с теми доходами, которые представляют собой материальную выгоду, полученную в результате совершения уголовного правонарушения. Подобный подход соответствует конституционным требованиям, согласно которым ограничение свободы экономической деятельности, гарантированной статьей 8 Конституции Российской Федерации, а также лишение имущества (статья 35 Конституции Российской Федерации) возможны только на основании решения суда.

В настоящем законопроекте учтены замечания Президента Российской Федерации, положения Конвенции Совета Европы "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" и рекомендации Международной группы по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).

Законопроект направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате совершения преступления, а также на своевременное принятие мер по лишению виновных лиц права владеть, пользоваться и распоряжаться такими доходами.

Учитывая, что "отмывание" преступных доходов осуществляется в основном с использованием банков и иных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, необходимо в первую очередь обеспечить получение и анализ информации о финансовых операциях, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов. Поэтому в законопроекте установлен перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также организаций, которые обязаны информировать уполномоченный орган об этих операциях. Установлен единый для физических и юридических лиц порог, свыше которого операции подлежат обязательному контролю - 500000 рублей. Учитывая объемы сделок с недвижимым имуществом, порог при совершении таких сделок увеличен до 2500000 рублей.

Учитывая многообразие путей и способов "отмывания" капиталов, на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность проведения внутреннего контроля по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов. Кроме того, эти организации обязаны направлять в уполномоченный орган сведения о других операциях, не подлежащих обязательному контролю, относительно которых у этих организаций возникли подозрения, что указанные операции осуществляются с целью легализации (отмывания) доходов.

В законопроекте предусмотрено, что представление уполномоченному органу сведений и документов организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в порядке предусмотренном законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.

Данные нормы позволят законопослушным банкам и иным организациям добросовестно исполнять закон и оказывать эффективное содействие в борьбе с проникновением "грязных" денег в легальный бизнес.

В то же время, законопроектом предусмотрена ответственность за нарушение данного закона в виде приостановления или отзыва лицензий на осуществление банковской деятельности или иной деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В данном законопроекте установлен запрет на открытие коммерческими банками анонимных счетов. Кроме того, предусмотрена обязательная идентификация физического лица или представителя юридического лица, совершающего операцию, подлежащую обязательному контролю.

В соответствии с рекомендациями ФАТФ в законопроекте предусмотрена норма, предусматривающая срок хранения документов по финансовым операциям, подлежащих обязательному контролю, и копий документов, необходимых для идентификации личности, не менее 5 лет.

Для осуществления мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, необходимо создание федерального органа исполнительной власти и наделение его соответствующими полномочиями или наделение этими полномочиями одного из уже существующих федеральных органов исполнительной власти (в законопроекте - уполномоченный орган).

В законопроекте предусмотрено, что уполномоченный орган в целях выявления фактов, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, получает, систематизирует, анализирует информацию о финансовых операциях. При наличии достаточных оснований, свидетельствующих, что финансовая операция связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, информация и материалы направляются в правоохранительные органы.

Для осуществления данных функций уполномоченному органу предоставлено право на получение информации, как от организаций. осуществляющих операций с денежными средствами или иным имуществом, так и органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в порядке, определяемым Правительством Российской Федерации, а также от Центрального банка Российской Федерации. Это позволит уполномоченному органу в полной мере осуществлять свои основные функции.

В тоже время, учитывая сосредоточение в одном органе значительного объема информации, содержащей коммерческую, налоговую, банковскую и служебную тайну, в законопроекте указано, что должностные и иные лица уполномоченного органа за разглашение ставших им известных сведений несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время эффективное противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, невозможно осуществить без взаимодействия с компетентными органами других государств, так как данная проблема носит международный характер. В этой связи, законопроектом предусмотрено сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, обмен информацией и оказание правовой помощи на основе соответствующих международных договоров Российской Федерации.

После принятия данного законопроекта необходимо приведение в соответствие с ним нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, а также проведение соответствующих организационно-технических мероприятий по обеспечению функционирования уполномоченного органа.

В связи с этим в законопроекте предусмотрено, что закон вступает в силу по истечении шести месяцев с момента его официального опубликования.


Приложение: финансово-экономическое обоснование на 1 л.


Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"


Принятие данного закона потребует дополнительных расходов федерального бюджета на его реализацию и, в первую очередь, на содержание аппарата федерального органа исполнительной власти, т.к. в указанном законе предусматривается, что противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, осуществляет уполномоченный орган, определяемый Президентом Российской Федерации и являющийся федеральным органом исполнительной власти. Планируется, что этим органом станет один из существующих федеральных органов исполнительной власти после наделения его соответствующими полномочиями.

В принципе, может быть создан специальный федеральный орган исполнительной власти.

В случае наделения соответствующими полномочиями одного из существующих федеральных органов исполнительной власти, необходимо увеличение его численности на двести человек. Исходя из предполагаемой суммы расходов на содержание одного сотрудника (180 тыс. рублей в год) всего потребуется 36 млн. рублей в год.

Кроме того, потребуется обеспечение уполномоченного органа дополнительной компьютерной техникой и соответствующим программным обеспечением, что составит 30 млн. рублей.

Таким образом, дополнительные расходы федерального бюджета составят 66 млн. рублей в год.


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.