Пояснительная записка к проекту федерального закона N 92307-3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (о соотношении положений федеральных законов, касающихся увольнения с военной службы) (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе и Федеральный закон "О статусе военнослужащих"


Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральный закон "О статусе военнослужащих" разработан в целях обеспечения отсутствующей в настоящее время взаимной согласованности положений федеральных законов "О воинской обязанности и военной службе" и "О статусе военнослужащих".

Так, абзац одиннадцатый пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" гласит:

"На военнослужащего, уволенного с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" настоящего пункта, распространяются права и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.".

Однако, в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" "Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы", а в соответствии с пунктом 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Таким образом, военнослужащий является уволенным с военной службы только в период со дня издания приказа о его увольнении до дня исключения его из списков личного состава воинской части.

После того, как военнослужащий исключен из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, он утрачивает статус военнослужащего. Именно поэтому в законодательстве Российской Федерации, и в первую очередь в Федеральном законе "О статусе военнослужащих", по отношению к указанным гражданам используется понятие "гражданин, уволенный с военной службы", понятие же "военнослужащий, уволенный с военной службы" кроме как в рассматриваемом положении фактически нигде не используется.

Учитывая это, в практике применения положения вышеназванного абзаца одиннадцатого пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" нередко возникают случаи буквального его толкования, в результате чего военнослужащие, подлежащие увольнению в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении них условий контракта (подпункт "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), а также граждане, уволенные с военной службы по указанному основанию, лишаются прав и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих, подлежащих увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по указанному основанию, либо по причине того, что еще не уволены, либо - потому, что после исключения из списков личного состава воинской части перестают быть военнослужащими.

Аналогична приведенной ситуация и с гражданами, уволенными с военной службы в связи с осуществлением ими полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "г" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") и в связи с избранием их депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъекта Российской Федерации, главами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или депутатами представительных органов местного самоуправления либо главами муниципальных образований и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Кроме того, Федеральным законом "О статусе военнослужащих" помимо самих увольняемых и уволенных в связи с организационно-штатными мероприятиями, ряд прав и льгот предоставлен и членам их семей. В рассматриваемом же абзаце одиннадцатом пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" о членах семей ничего не сказано. Однако, замысел законодателя распространить весь объем правовых последствий увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", на увольнение по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 3 той же статьи, очевиден.

Таким образом, налицо некорректность изложения нормы абзаца одиннадцатого пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", устранение которой необходимо не только с точки зрения восстановления чистоты права, но и с практической точки зрения.

В части соотношения положений федеральных законов "О воинской обязанности и военной службе" и "О статусе военнослужащих" имеются и другие недостатки.

Так, Федеральным законом "О статусе военнослужащих" предоставлен ряд прав и льгот гражданам, уволенным с военной службы "по состоянию здоровья".

Анализируя же статью 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", нетрудно заметить, что такое основание увольнения как "по состоянию здоровья" предусмотрено лишь подпунктом "в" пункта 1.

Два же других основания (подпункт "г" пункта 1 и подпункт "б" пункта 3) слов "по состоянию здоровья" не содержат.

Такое положение дел приводило и продолжает приводить к потере рядом граждан, уволенных с военной службы по указанным основаниям, прав и льгот, предоставленных законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих гражданам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья.

Не смотря на то, что ситуация была исправлена Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, где понятием "по состоянию здоровья" указанные выше основания увольнения были дополнены, необходимость коррекции норм законодательных актов не отпала. Это обусловлено и тем, что указ Президента Российской Федерации все же является подзаконным нормативным правовым актом и в соответствии с Конституцией Российской Федерации должен соответствовать федеральным законам, что, в частности, при рассмотрении подобных дел и учитывается судами Российской Федерации.

С учетом изложенного, законопроектом предлагается абзац одиннадцатый пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" исключить (что объясняется еще и тем, что данная норма является предметом регулирования не этого Федерального закона, а Федерального закона "О статусе военнослужащих"), одновременно заменив соответствующим образом по всему тексту Федерального закона "О статусе военнослужащих" слова "по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями" словами "по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" и "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 или подпунктами "а", "б", "г" и "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и сформировав при этом классические отсылочные нормы. Это, кроме того, позволит исключить в дальнейшем ситуации, подобные вышеописанным.

Кроме того, пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается устранить техническую ошибку, имеющуюся в пункте 1 статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а пунктом 1 статьи 2 законопроекта предлагается заменить используемое в пункте 1 статьи 23 и в статье 26 Федерального закона "О статусе военнослужащих" наименование утратившего силу Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" наименованием Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Указанный законопроект не содержит положений, направленных на изменение практики применения федеральных законов "О воинской обязанности и военной службе" и "О статусе военнослужащих", содержание которой закладывалось при принятии указанных федеральных законов.


Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральный закон "О статусе военнослужащих"


Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральный закон "О статусе военнослужащих" признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов не потребует.


Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральный закон "О статусе военнослужащих"


Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральный закон "О статусе военнослужащих" расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не потребует.


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.