Пояснительная записка к проекту федерального закона N 82782-3 "О внесении дополнения и изменений в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части изменения редакции статей 4, 31) (не действует)

Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный
закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации"


Вносимый на рассмотрение Государственной Думой проект Федерального закона предусматривает перенесение в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" прогрессивных положений, закрепленных в документах, принятых Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) на Конференции по человеческому измерению. В частности, в п.7 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению (СБСЕ) в дополнение к универсальным избирательным стандартам записано, что "...закон и государственная политика должны обеспечивать проведение выборов в атмосфере свободы и честности, ... должны создаваться надлежащие условия для деятельности политических партий и равенства их перед законом и органами власти".

Для устранения явной несправедливости по отношению к участвующим в выборах политическим партиям, которую часто несет в себе мажоритарная система, и в целях обеспечения справедливых выборов различным политическим партиям должна быть предоставлена возможность пропорционального (соразмерного) представительства различных составных частей (групп) народонаселения не только в рамках Российской Федерации, но и в тех крупных субъектах Российской Федерации, на территории которых проживает более миллиона избирателей. Введение элементов пропорциональной избирательной системы будет способствовать активизации участия граждан в выборах и политике в целом.

Многие демократические страны, стремясь максимально использовать достоинства мажоритарной и пропорциональной систем и смягчить их недостатки, применяют смешанные системы, сочетающие в разумных пропорциях элементы обоих систем. Из их практического опыта известно, что чем крупнее избирательный округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. Один миллион избирателей по цифре сопоставим с электоратом небольших демократически развитых европейских стран, на примере которых на практике доказана эффективная работа системы пропорционального представительства политических партий. Поэтому минимальный критерий в один миллион избирателей, необходимый для обязательного введения элементов пропорциональной избирательной системы, предложен с учетом рационального опыта демократически развитых стран.

Еще один важный аргумент в пользу введения элементов пропорциональной избирательной системы связан со следующим обстоятельством. Депутаты, избираемые по одномандатным округам, при принятии решений очень часто, исходя из практических соображений, руководствуются только интересами представляемого ими отдельного избирательного округа. В отличие от них депутатам, выдвинутым по партийным спискам в едином избирательном округе, включающим всю территорию субъекта РФ, значительно легче принимать решения, связанные с консолидированными интересами представляемого ими субъекта. В конечном итоге участие депутатов, избранных по партийным спискам, позволяет законодательному (представительному) органу более эффективно преодолевать местные разногласия и вырабатывать согласованное коллективное решение.

Положительный опыт введения смешанной избирательной системы, включающей элементы партийного пропорционального представительства по единому областному (краевому) списку, имеется также и у ряда субъектов РФ. Примером тому являются: Красноярский край (50% депутатов, выдвинутых по общекраевому списку), Калининградская область (15% депутатов, выдвинутых по общеобластному списку), Ненецкий автономный округ (33% депутатов, выдвинутых по списку от автономного округа), Омская область (33% депутатов, выдвинутых по общеобластному списку), Свердловская область (57% депутатов, выдвинутых по общеобластному списку).


Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный
закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации"


Принятие данного законопроекта не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.


Перечень
законов и иных нормативных актов, подлежащих отмене, изменению или
дополнению в связи с принятием Федерального закона "О внесении дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации"


В связи с принятием данного Федерального закона потребуется внести изменения или дополнения в действующие законы субъектов Российской Федерации, касающиеся приведения ими своих избирательных систем в соответствие с требованиями данного Федерального закона.


Предложения
о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо
для реализации Федерального закона "О внесении дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации"


Для реализации данного Федерального закона не потребуется предложений о разработке дополнительных правовых актов.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение