Проект федерального закона N 68749-3 "О федеральных целевых программах регионального развития" (внесен депутатами ГД В.И.Гришиным, Л.А.Иванченко, Ю.М.Коневым, В.С.Шурчановым) (принят в первом чтении 27.06.2001) (не действует)

Проект федерального закона N 68749-3
"О федеральных целевых программах регионального развития"


Досье на проект федерального закона

В первом чтении


Настоящий Федеральный закон определяет предмет и правовое положение федеральных целевых программ регионального развития, устанавливает порядок инициации, отбора, утверждения и управления ими, определяет компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этих вопросах и направлен на достижение оптимального использования возможностей федерального центра и регионов для эффективного и устойчивого регионального развития.


Глава I. Общие положения


Статья 1. Нормативная правовая база разработки и реализации федеральных целевых программ регионального развития

Нормативной правовой базой разработки и реализации Программ являются Конституция Российской Федерации, настоящий федеральный закон, другие федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.


Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем федеральном законе

Регион - часть территории Российской Федерации, характеризуемая соответствующим социальным, природным, экономическим, инфраструктурным, национально-культурным потенциалом и представляющая собой отдельный субъект Российской Федерации или его часть, либо несколько субъектов Российской Федерации.

Федеральная целевая программа регионального развития - взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленный на решение проблем федерального или совместного ведения в развитии инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциалов региона Российской Федерации и обеспеченный частично или полностью финансовыми и иными материальными средствами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Государственный заказчик федеральной целевой программы регионального развития - орган исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, ответственный за организацию разработки и реализации федеральной целевой программы регионального развития (определяется Правительством Российской Федерации).

Государственный заказчик - координатор федеральных целевых программ регионального развития - главный организатор взаимодействия нескольких государственных заказчиков по одной программе (определяется Правительством Российской Федерации).

Дирекция федеральной целевой программы регионального развития - организационная структура, осуществляющая текущее управление федеральной целевой программой регионального развития, формируется государственным заказчиком.

Проблема федерального или совместного ведения - устойчивая ситуация (тенденция), сформировавшаяся в определенном регионе, оказывающая негативное воздействие на развитие как этого региона, так и страны в целом, для изменения (преодоления) которой необходимы целенаправленные действия органов государственной власти страны и регионов.


Глава II. Предмет и проблемы целевых программ регионального развития


Статья 3. Предмет федеральных целевых программ регионального развития

Предметом федеральных целевых программ регионального развития являются конкретные проблемы федерального и совместного ведения.

Федеральные целевые программы регионального развития являются основными инструментами государственной региональной социально-экономической политики для достижения целей государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации.

Федеральные целевые программы регионального развития являются предметом совместного ведения Федерального центра и субъектов Российской Федерации.

Федеральные целевые программы регионального развития служат основой формирования бюджетных заявок для формирования Фонда регионального развития.


Статья 4. Критерии и принципы отбора проблем федерального и совместного ведения для их решения с использованием федеральных целевых программ регионального развития

Отбор проблем для программной проработки осуществляет уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе организации мониторинга состояния территорий по единой системе критериев и правил.

Перечень проблем федерального и совместного ведения должен формироваться в виде соответствующего раздела в системе долгосрочных и среднесрочных прогнозных документов территориального развития Российской Федерации.

Главным критерием, определяющим правомерность придания федеральной целевой программе регионального развития статуса федеральной, должна быть направленность целей и задач программы на решение федеральных или проблем совместного ведения.

Основными принципами отбора проблем являются:

- особая значимость проблемы для осуществления крупных структурных изменений и повышения эффективности развития регионов;

- сохранение единого экономического пространства и территориальной целостности страны;

- координация межотраслевых производств, создание кооперационных связей в технологически сопряженных отраслях различных регионов;

- создание условий, стимулирующих инновационную и инвестиционную активность хозяйствующих субъектов и широкое использование научно-технических достижений в региональном развитии;

- обеспечение регионального паритета в части повышения бюджетного потенциала регионов-реципиентов и достижения минимальных государственных социальных стандартов;

- освоение районов с источниками ресурсов федерального значения;

- ликвидация крупномасштабных катастроф природного и техногенного происхождения или политических конфликтов.


Глава III. Основные этапы разработки и реализации федеральных целевых
программ регионального развития


Статья 5. Основные этапы

В работе с федеральными целевыми программами регионального развития выделяются следующие этапы:

- инициатива разработки программ;

- принятие решения о разработке программы и ее формирование;

- экспертиза и оценка программы;

- утверждение программы;

- управление реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения.


Статья 6. Инициатива разработки федеральных целевых программ регионального развития

Инициаторами постановки проблем для решения программными методами на федеральном и региональном уровне могут выступать министерства и ведомства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Предложения с обоснованиями разработки федеральных целевых программ регионального развития направляются их инициаторами в федеральный орган исполнительной власти.

При обосновании необходимости решения проблем программными методами на федеральном (региональном) уровне должны учитываться приоритеты и цели стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, результаты прогнозирования территориального развития Российской Федерации и ее регионов, задачи государственной региональной политики, а также невозможность комплексного решения проблемы в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и управляющих воздействий других направлений государственной политики на территориальное развитие Российской Федерации и ее регионов и необходимость использования инструментов государственной региональной политики.


Статья 7. Принятие решения о разработке федеральной целевой программы регионального развития и порядок ее формирования.

Федеральный орган исполнительной власти направляет предложение с обоснованием разработки федеральной целевой программы регионального развития и свое заключение в Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации на основе представленных предложений о разработке федеральной целевой программы регионального развития принимает решение о целесообразности ее подготовки, сроках и стоимости ее разработки, определяет государственного заказчика.


Статья 8. Финансирование разработки федеральной целевой программы регионального развития

Финансирование разработки федеральной целевой программы регионального развития осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации.


Статья 9. Функции государственного заказчика

Государственный заказчик несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию федеральной целевой программы регионального развития, подготавливает исходное задание на ее формирование, управляет действиями разработчиком, осуществляет управление исполнителями программы после ее утверждения, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию.

Государственный заказчик федеральной целевой программы регионального развития:

- осуществляет предконтрактный отбор на конкурсной основе исполнителей и разработчиков программы в целом и по каждому ее разделу;

- согласовывает с основными заинтересованными участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;

- организует при необходимости проведение специализированной экспертизы проекта программы и по результатам экспертизы производит его доработку;

- определяет порядок создания дирекции программы.

Государственные заказчики вправе на договорной основе передавать часть своих функций органам местного самоуправления или хозяйствующим субъектам.


Статья 10. Состав федеральной целевой программы регионального развития

Федеральная целевая программа регионального развития следующих разделов:

- содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;

- основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы;

- система программных мероприятий и ожидаемые результаты;

- ресурсное обеспечение программы;

- механизм реализации программы;

- организация управления программой и контроль за ходом ее реализации;

- оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы;

- паспорт программы.

К проекту федеральной целевой программы регионального развития должны быть приложены пояснительная записка, бизнес-план с социально-экономическим и технико-экономическим обоснованиями, предварительная бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета для финансирования программы (части программы) на очередной год, лист согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, положительное заключение государственной экологической экспертизы (по программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду) и, при необходимости, соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком программы с предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, подтверждающие финансирование программы из внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации.

В федеральной целевой программе регионального развития необходимо обеспечить увязку всех программных мероприятий и очередность их проведения с проектируемыми объемами финансовых ресурсов, а также согласованность и комплексность решения поставленных задач.

В составе федеральной целевой программе регионального развития формируются предложения по межпрограммной координации с другими отраслевыми и межрегиональными федеральными программами, в реализации которых участвует регион.


Статья 11. Экспертиза и оценка федеральной целевой программы регионального развития

Согласованный проект федеральной целевой программы регионального развития с пояснительной запиской, бизнес-планом и социально-экономическими и технико-экономическими обоснованиями, предварительной бюджетной заявкой, положительным заключением государственной экологической экспертизы (по программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду), соглашениями (договорами) о намерениях между государственным заказчиком программы и предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, подтверждающими финансирование программы за счет внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственный заказчик программы направляет в федеральные органы исполнительной власти, определенные Правительством Российской Федерации для оценки соответствия представленного проекта установленным требованиям по отдельным частям программы.

Представленные материалы должны содержать необходимые данные для проведения анализа проекта федеральной целевой программы регионального развития, особенностей сегмента рынка, на которые ориентируется указанный проект, возможностей реализации этой программы в предполагаемые сроки, оценки эффективности и осуществления контроля за ходом ее выполнения.

Федеральные органы исполнительной власти оценивают представленный проект федеральной целевой программы регионального развития, обращая при этом особое внимание на:

- приоритетный характер проблемы, предлагаемой для программного решения;

- обоснованность, комплексность и экологическую безопасность программных мероприятий, сроки их реализации;

- необходимость привлечения прежде всего внебюджетных средств, средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программы в увязке с возможностями ее государственной поддержки за счет централизованных ресурсов;

- эффективность механизма осуществления программы;

- социально-экономическую эффективность программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации программы и ее влияние на территориальное социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготавливается заключение по проекту федеральной целевой программы регионального развития и предварительной бюджетной заявки.

По замечаниям государственный заказчик федеральной целевой программы регионального развития совместно с ее разработчиками производит доработку проекта программы.

В случае положительной оценки проект федеральной целевой программы регионального развития представляется на утверждение в Межведомственную координационную комиссию для участия в конкурсах программ.

При необходимости государственным заказчиком организуется государственная специализированная экспертиза проекта федеральной целевой программы регионального развития. Экспертиза программ устанавливает их соответствие требованиям экономической, экологической, технологической, военной и информационной безопасности, действующим нормативным актам, стандартам и договорам.


Статья 12. Межведомственная координационная комиссия по федеральным целевым программам регионального развития

Положение о Межведомственной координационной комиссии по федеральным целевым программам регионального развития, ее состав и Председателя определяет Правительство Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители обеих палат Федерального Собрания, Администрации Президента, Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений.

Межведомственная координационная комиссия:

- определяет порядок проведения конкурса федеральных целевых программ регионального развития и оценочные критерии;

- представляет результаты конкурса в Правительство Российской Федерации и организует публикацию их в печати;

- проводит анализ разработанных программ, заслушивает государственных заказчиков и руководителей дирекции о результатах реализации программ;

- имеет право вносить в Правительство Российской Федерации предложение о продлении сроков реализации федеральной целевой программы регионального развития, корректировке программы или отдельных ее разделов, о приоритетах финансирования программ или их отдельных разделов, о прекращении реализации программ и привлечение к ответственности государственных заказчиков и руководителей дирекций программ.


Статья 13. Утверждение федеральных целевых программ регионального развития

Правительство Российской Федерации утверждает результаты конкурса и формирует бюджетную заявку на финансирование федеральных целевых программ регионального развития на очередной финансовый год.

Бюджетная заявка формируется из ранее утвержденных программ и программ, победивших на конкурсе.

Федеральные целевые программы регионального развития утверждаются вместе с принятием закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Под утверждением указанных программ понимается утверждение объектов бюджетного финансирования.


Статья 14. Управление реализацией федеральной целевой программой регионального развития и контроль за ходом ее выполнения

Формы и методы организации управления реализацией федеральной целевой программой регионального развития определяются государственным заказчиком.

Реализация федеральной целевой программы регионального развития осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых государственным заказчиком программы со всеми исполнителями программных мероприятий или дирекцией программ.

Отбор объектов и проектов программных мероприятий и их исполнителей производится на конкурсной основе в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Государственный заказчик федеральной целевой программы регионального развития с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей.


Статья 15. Функции дирекции федеральной целевой программы регионального развития

Руководитель дирекции назначается по представлению государственного заказчика в ранге заместителя руководителя исполнительного органа власти Российской Федерации.

Положение о дирекции федеральной целевой программы регионального развития и ее состав утверждаются заказчиком программы по представлению руководителя дирекции.

За дирекцией федеральной целевой программы регионального развития закрепляются следующие функции:

- разработка обосновывающих материалов по ежегодному бюджетному финансированию первоочередных мероприятий программы;

- разработка и вынесение на утверждение экономических и правовых норм и нормативов по обеспечению мероприятий программы, а также контроль за ее применением;

- осуществление отбора на конкурсной основе исполнителей работ, услуг, поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;

- заключение государственных контрактов (договоров) на исполнение работ, закупку и поставку продукции со всеми участниками реализации программы и представление на утверждение государственному заказчику программы контрактов (договоров), финансируемых за счет средств федерального и регионального бюджетов;

- осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств, выделенных на реализацию программы;

- представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации программы.


Статья 16. Финансирование реализации федеральных целевых программ регионального развития

Источниками финансирования реализации федеральных целевых программ регионального развития являются федеральный, региональный, муниципальный бюджеты, бюджеты развития различных уровней, бюджетные и внебюджетные фонды, кредитные ресурсы отечественных и зарубежных банков, средства предприятий и населения.

Для реализации федеральных целевых программ регионального развития Правительство Российской Федерации выделяет в федеральном законе о бюджете на соответствующий год Фонд регионального развития. Фонд формируется ежегодно в объеме не менее 10% от Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Финансовые средства их федерального бюджета на реализацию объектов федеральной значимости в федеральной целевой программе регионального развития не могут превышать 50 процентов от общего объема финансовых средств за счет всех источников финансирования на реализацию программы.

Исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе выделять в бюджете субъекта Российской Федерации региональные фонды содействия реализации федеральных целевых программ регионального развития и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

При сокращении или прекращении финансирования федеральной целевой программы регионального развития за счет средств какого-либо из источников, государственный заказчик разрабатывает дополнительные меры по привлечению других источников для ее реализации.


Статья 17. Отчетность и контроль за реализацией федеральных целевых программ регионального развития

Дирекция федеральной целевой программы регионального развития ежегодно отчитывается перед государственным заказчиком о результатах выполнения программы в прошедшем году. Государственный заказчик ежегодно отчитывается перед исполнительными органами государственной власти.

Правительство Российской Федерации включает в ежегодный отчет об исполнении бюджета раздел о выполнении федеральных целевых программ регионального развития.

Контроль за реализацией федеральных целевых программ регионального развития и использованием выделенных бюджетных средств осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или по его поручению исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.


Глава IV. Заключительные положения


Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Правительству Российской Федерации не позднее трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона:

- представить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации;

- привести нормативные правовые акты в соответствие с настоящим федеральным законом.


Президент Российской Федерации

В.Путин


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение