Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования"
Целью настоящего законопроекта является снижение нормы обязательной продажи валютной выручки с 75 до 50 процентов с одновременным выравниванием условий для всех экспортеров посредством отмены необоснованных льгот и освобождений от продажи валюты, а также упрощение и упорядочение валютного законодательства путем сосредоточения в законе о валютном регулировании и валютном контроле основных законодательных норм, касающихся этой области.
В указанных целях предлагается внесение следующих взаимосвязанных изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации, затрагивающих вопросы валютного регулирования:
1. Предлагается изменить редакцию пункта 5 статьи 6 "Валютные операции резидентов в Российской Федерации" Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", предусмотрев:
- обязательную продажу 50 процентов валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) на внутреннем валютном рынке России в течение семи календарных дней после ее поступления;
- возможность предоставления льгот по обязательной продаже валютной выручки исключительно Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле";
- исключение устаревшей отсылочной нормы к уже несуществующему Верховному Совету Российской Федерации в части установления порядка формирования государственных валютных резервов и обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
2. Предлагается исключить из Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" статью 18, устанавливающую размер обязательной продажи валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) и предоставляющую возможность установления льгот по обязательной продаже указанной валютной выручки федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, перенеся ее основные положения в статью 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".
3. Предлагается исключить положения федеральных законов, предоставляющие льготы по обязательной продаже валютной выручки. В частности, предлагается исключить статью 14 из Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" и внести соответствующие изменения в статью 15 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области".
***
Обязательная продажа валютной выручки в принципе является внеэкономической мерой, призванной способствовать накоплению валютных резервов Центрального банка, созданию принудительного спроса на национальную валюту в целях укрепления ее курса, и выплате внешнего долга (распространенное мнение, что обязательная продажа также является средством предотвращения бегства капитала, попросту ложно, так как возврат валютной выручки в страну регулируется совершенно иными нормами валютного законодательства, не говоря уже о экономико-политических мотивах движения капиталов).
В идеале можно было бы говорить о целесообразности полной отмены обязательной продажи валюты, так как в привлекательную для работы и жизни страну капиталы возвращаются сами собой (тем более, что валютный и налоговый контроль этим совершенно не отменяется), а Центральный банк имеет все возможности пополнять резервы за счет покупок валюты на внебиржевом рынке в общем порядке. Более того. увеличение притока валюты в страну создало для денежных властей и экспортеров совершенно конкретные и дорогостоящие проблемы избыточной ликвидности, ускоряющейся инфляции и чрезмерного укрепления реального курса рубля. В этой связи не будет преувеличением утверждать, что на текущий момент обязательность продажи валюты себя изжила и лишь увеличивает трансакционные издержки участников внешнеэкономической деятельности.
Вместе с тем, опыт дефолта 1998 года (после которого и была введена норма в 75 процентов) и сохраняющаяся возможность резких негативных изменений конъюнктуры мировых рынков, говорят в пользу определенной осторожности и постепенности в вопросе отмены обязательной продажи. Уровень резервов Банка России еще не вполне соответствует критериям международных рейтинговых агентств (3-х месячный импорт плюс годовые платежи по внешнему долгу), что позволяет считать прирост резервов Банка России на 4 - 5 миллиардов долларов в год весьма желательным в среднесрочной перспективе. Платежи по внешнему долгу ожидаются в размере 14 - 18 миллиардов долларов в год. Таким образом, ориентировочный спрос денежных властей складывается в размере порядка 20 миллиардов долларов в год. Необходимо также учесть потребность частного сектора в погашении своей внешней задолженности (3 - 4 миллиарда долларов в год). Постепенный рост импорта также говорит об ограниченности возможностей импортозамещения и целесообразности определенного предложения валюты для нужд импортеров (3-х месячный импорт - порядка 10 - 15 миллиардов долларов). Таким образом, для гарантированного обслуживания внешнего долга, стабильности валютного рынка и поставок по импорту на биржевом рынке должно продаваться 35 - 40 миллиардов долларов (с точки зрения используемых в мировой практике критериев это - максимальная потребность, так как обычно в подобных расчетах ограничиваются определением спроса денежных властей).
В условиях 2000 года (экспорт товаров в дальнее зарубежье - 90.8 миллиарда долларов, поступления на транзитные счета экспортеров - 80.6 миллиарда долларов), эта потребность обеспечивается нормой обязательной продажи валюты в 45 - 50 процентов (спрос денежных властей, соответственно, нормой обязательной продажи на уровне 20 - 30 процентов).
Тем самым, представляется совершенно обоснованным снижение нормы обязательной продажи валютной выручки до 50 процентов. Более того, в силу действия множества льгот и освобождений от продажи валютной выручки эффективная (действительная) обязательная продажа заметно ниже номинальной ставки 75 процентов. Соответственно, реальное сокращение обязательной продажи будет весьма небольшим.
Отмена льгот совершенно не затронет основную массу экспортеров-льготников, так как в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 1999 года N 334 полученная ими льгота заключается именно в праве на 50-процентную норму обязательной продажи валютной выручки. Вопрос о целесообразности полного освобождения от продажи валютной выручки организаций кинематографии и Особой экономической зоны в Калининградской области может быть решен дополнительно в ходе второго чтения законопроекта.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы
валютного регулирования"
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования" не затрагивает вопросов налогообложения, а его принятие не повлечет расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
или принятию в связи с принятием проекта федерального закона
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения и принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.