Письмо Правительства РФ от 14 апреля 2001 г. N 2183п-П12 "Официальный отзыв на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу депутатами Государственной Думы О.Г.Дмитриевой, В.Р.Пашуто, В.Б.Савостьяновой, И.Д. Грачевым, В.Я.Пекаревым, В.В.Гальченко, В.К.Гартунгом, А.А.Орголайненом, А.Н.Белоусовым, О.Н.Смолиным, В.Н.Пивненко, А.К.Исаевым, В.В.Рязанским, О.В.Шеиным, Г.В.Боосом, Б.Л.Резником,

Письмо Правительства РФ от 14 апреля 2001 г. N 2183п-П12
"Официальный отзыв
на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения
в Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных
пенсий" и Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях
в Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу депутатами
Государственной Думы О.Г.Дмитриевой, В.Р.Пашуто, В.Б.Савостьяновой,
И.Д.Грачевым, В.Я.Пекаревым, В.В.Гальченко, В.К.Гартунгом,
А.А.Орголайненом, А.Н.Белоусовым, О.Н.Смолиным, В.Н.Пивненко,
А.К.Исаевым, В.В.Рязанским, О.В.Шеиным, Г.В.Боосом, Б.Л.Резником,
С.И.Неверовым, принятый Государственной Думой в первом чтении 15
марта 2001 года"


В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Законопроект предусматривает исключение из статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" части шестой и из статьи 7 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пункта "з", в части исчисления пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) только неработающим пенсионерам, что противоречит самой идеологии данного порядка, который вводился в целях повышения уровня пенсионного обеспечения неработающих пенсионеров, имевших высокие заработки и продолжительный стаж работы.

Размеры пенсий, исчисленных с применением ИКП, как правило, превышают размеры пенсий, рассчитываемых без применения ИКП. Ограничение на получение пенсии с применением ИКП в период работы и о более высоком размере таких пенсий было принято осознанно, поскольку предполагалось, что получать их будут, в первую очередь граждане, которые не в состоянии продолжать трудовую деятельность.

Предложение о том, чтобы при определении ИКП трудовой стаж, на основе которого исчислялся размер пенсии до даты вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ, определять с учетом льготных и нетрудовых (нестраховых) периодов, предусмотренных законодательством, означает отход от основополагающего принципа, на котором основана концепция этого Закона, исходящая из более тесной увязки размера пенсии с величиной заработка пенсионера и продолжительностью стажа работы, связанного с уплатой взносов на пенсионное страхование.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ не отменил правил исчисления и получения пенсии по Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" с учетом всех льготных и нетрудовых (нестраховых) периодов при определении трудового стажа и выплаты пенсии в период работы, а лишь параллельно этим правилам ввел принципиально иной порядок исчисления и получения пенсии с применением ИКП.

Как отметил Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 12 февраля 1998 г. по гражданскому делу N ГКПИ98-4, каждый пенсионер вправе выбрать между исчислением пенсии без применения ИКП и исчислением пенсии с применением ИКП, что не является нарушением его конституционных прав.

Финансово-экономическое обоснование к законопроекту подготовлено некорректно. В части определения расходов на включение в трудовой стаж льготных и нетрудовых (нестраховых) периодов при исчислении пенсии с применением ИКП указаны лишь конкретные цифры дополнительных затрат без приведения каких-либо расчетных данных, на основании которых они получены.

Что касается положения законопроекта об исключении нормы, предусматривающей исчисление и увеличение пенсии при прекращении оплачиваемой работы, то финансово-экономического обоснования в этой части не представлено.

Реализация законопроекта потребует значительных дополнительных затрат, в том числе и за счет федерального бюджета.

Всего на реализацию законопроекта, по данным Пенсионного фонда Российской Федерации, потребуется 56,9 млрд. рублей в случае введения его в действие с 1 января 2001 года. При этом в законопроекте не указан источник финансирования расходов на его реализацию, что нарушает требование статьи 8 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которая предусматривает, что при внесении в этот Закон изменений и дополнений, влекущих увеличение расходов на выплату пенсий, следует определять источник финансового обеспечения.

В Федеральном законе от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", а также в проекте федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2001 год", принятого Государственной Думой в первом чтении, расходы на реализацию законопроекта не предусмотрены.

В 2001 году Правительством Российской Федерации планируется в полном объеме реализовать Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ, доведя предельный размер отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, учитываемого при исчислении пенсии с применением ИКП, до 1,2, что предусмотрено проектом бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2001 год.

Кроме того, в рамках реформирования пенсионной системы в Российской Федерации предполагается, начиная с 2002 года, введение новой формулы расчета трудовой пенсии, которая будет формироваться из базовой (фиксированной) и накопительной (связанной с уплатой страховых платежей) частей. В этой связи Пенсионному фонду Российской Федерации необходимо иметь резерв финансовых ресурсов, поскольку часть поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации средств по единому социальному налогу будет направляться на текущую выплату пенсий, а часть - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

В связи с изложенным Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".


Заместитель Председателя
Правительства
Российской Федерации

В.Матвиенко



Письмо Правительства РФ от 14 апреля 2001 г. N 2183п-П12 "Официальный отзыв на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу депутатами Государственной Думы О.Г.Дмитриевой, В.Р.Пашуто, В.Б.Савостьяновой, И.Д.Грачевым, В.Я.Пекаревым, В.В.Гальченко, В.К.Гартунгом, А.А.Орголайненом, А.Н.Белоусовым, О.Н.Смолиным, В.Н.Пивненко, А.К.Исаевым, В.В.Рязанским, О.В.Шеиным, Г.В.Боосом, Б.Л.Резником, С.И.Неверовым, принятый Государственной Думой в первом чтении 15 марта 2001 года"


Текст письма официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.