Пояснительная записка к проекту федерального закона N 105946-3 "Об исполнении бюджета Государственного фонда занятости населения Российской Федерации за 2000 год" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Государственного
фонда занятости населения Российской Федерации за 2000 год"


 Доходы
 Расходы
 Расходы на реализацию активной политики занятости
 Расходы на материальную поддержку лиц, признанных безработными
 Другие направления расходования средств Фонда занятости
 Формирование и расходование средств федеральной части Фонда занятости
 Использование остатков средств Фонда занятости

Тариф страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (далее - Фонд занятости) на 2000 г. установлен Федеральным законом от 20 ноября 2000 г. N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" в размере 1,5% от средств, идущих на оплату труда.

Бюджет Фонда утвержден Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 7-ФЗ "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 2000 год".

Бюджет Фонда занятости за 2000 г. исполнен по доходам в сумме 21641,9 млн. рублей и по расходам в сумме 16865,8 млн.рублей.


Доходы


Доходы Фонда занятости сформированы в течение 2000 г. из следующих источников:


  В соответствии с
бюджетом, млн.
рублей
Исполнено,
млн. рублей
%%
Переходящий остаток средств
Фонда занятости на 1 января
2000 г.
346,0 1501,7 434,0

Страховые взносы работодателей

15041,9

16361,3

108,8

Мобилизация просроченной
задолженности организаций по
платежам в Фонд занятости

969,0

2835,7

292,6

Прочие поступления

620,0

943,2

152,1

Всего доходов

16976,9

21641,9

127,5

В целом доходы Фонда занятости за пришедший год превысили плановые задания на 27,5%, что объясняется главным образом оздоровлением финансово-экономического положения предприятий.

Основную часть доходов Фонда занятости составили текущие страховые взносы работодателей в сумме 16361,3 млн. рублей или 75,6% всех поступлений (108,8% по исполнению бюджета). В 2000 г. была погашена задолженность по страховым взносам предыдущих лет (мобилизация просроченной задолженности организаций) на сумму 2835,7 млн.рублей, что в 3 раза выше запланированного.

Доходы по статье "Прочие поступления" составили 943,2 млн.рублей. В основном это доходы Фонда занятости по реализации ранее заключенных, договоров о финансовой помощи предприятиям на создание и сохранение рабочих мест для отдельных категорий безработных граждан.

Страховые взносы в Фонд занятости на 2000 г. рассчитывались исходя из фонда оплаты труда 1114,2 млрд.рублей и уровня сбора средств 90%. Фактический уровень сбора страховых взносов в 2000 г. составил 93,4%.


Расходы


Расходы Фонда занятости в 2000 г. осуществлялись по следующим направлениям:


  В
соответст-
вии с
бюджетом,
млн.рублей
Исполне-
но, млн
рублей
Процент
исполнения
Структура
расходов,
%%
Специальные программы
занятости, всего
1918,8 4213,9 219,6 25,0
в том числе:
организация рабочих мест

810,0

2712,6

334,9

16,1
организация занятости
длительно безработных
12,0 131,4 1095,0 0,8
организация занятости
молодежи
68,6 164,0 239,1 1,0
организация поддержки
предпринимательства
185,0 182,4 98,6 1,1
организация общественных
работ
548,2 595,9 108,7 3,5
временная занятость
подростков
175,0 293,6 167,8 1,7
трудовая реабилитация
инвалидов
120,0 134,0 111,7 0,8
Программы обучения лиц,
признанных безработными,
всего
1405,0 1891,0 134,6 11,2
в том числе:
профессиональное обучение

1325,0

1704,2

128,6

10,1
профессиональная
ориентация
80,0 186,8 233,5 1,1
Программы материальной
поддержки лиц, признанных
безработными, всего
10089,7 6718,7 66,6 39,8
в том числе:
пособия по безработице

6760,0

3201,5

47,4

19,0
задолженность по выплате
пособий по безработице за
1997-1999 годы
3000,0 3000,0 100,0 17,8
материальная помощь
безработным
50,0 120,8 241,6 0,7
возмещение затрат
Пенсионному фонду
Российской Федерации,
включая задолженность за
1997-1999 годы на выплату
досрочных пенсий
85,1 283,6 333,3 1,7
банковские и почтовые
услуги по доставке и
пересылке средств на
материальную поддержку
лиц, признанных
безработными
194,6 112,8 58,0 0,7
Программы информационного
обеспечения
государственной политики
занятости, всего
540,0 760,7 140,9 4,5
из них:
развитие
автоматизированной
информационной системы
"Занятость"

300,0

300,0

100,0

1,8
эксплуатационные услуги 150,0 162,6 108,4 1,0
информационная поддержка
программ занятости
90,0 298,1 331,2 1,8
Капитальные вложения
(незавершенное
строительство)
50,0 159,3 318,6 0,9
Фонд оплаты труда
работников территориальных
органов Министерства труда
и социального развития
Российской Федерации по
вопросам занятости
населения (далее -
территориальные органы
службы занятости)
1561,3 1462,0 93,6 8,7
Начисления на заработную
плату
601,1 555,6 92,4 3,3
Коммунальные услуги 400,0 562,6 140,7 3,3
Командировочные расходы 25,0 21,5 86,0 0,1
Приобретение оборудования
и инвентаря
50,0 94,0 188,0 0,6
Капитальный ремонт 116,0 265,5 228,9 1,6
Прочие расходы 90,0 161,0 178,9 1,0
Возмещение расходов,
связанных с использованием
займа Международного банка
реконструкции и развития
30,0      
Всего расходов 16876,9 16865,8 99,9 100,0
Остаток средств Фонда
занятости на 1 января 2001
г.
  4776,1    

Расходы на реализацию активной политики занятости


За 2000 г. при содействии территориальных органов службы занятости трудоустроено 3,5 млн. человек (112,9% к показателю 1999 г.). Этому способствовала реализация программ активной политики занятости и направление на их финансирование значительной части (свыше 2 млрд.рублей) дополнительных доходов Фонда занятости.

На реализацию специальных программ занятости израсходовано 4213,9 млн. рублей или 25,0% от общих расходов Фонда.

В отчетном году на организованные за счет средств Фонда занятости рабочие места было трудоустроено 124,3 тыс. человек, в том числе 4,0 тыс. многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей-инвалидов, 3,3 тыс. инвалидов, 3,8 тыс. человек из числа молодежи в возрасте до 18 лет, впервые ищущих работу. Расходы на эти цели составили 2712,6 млн. рублей или 16,1% от всех расходов (в 1999 г. - 5,9%).

Затраты Фонда занятости на организацию общественных работ составили 595,9 млн. рублей или 3,5% от общих расходов, что обеспечило участие в этих работах 616,3 тыс. человек (на 116,4 тыс. человек больше, чем в 1999 г.).

На условиях временной занятости было трудоустроено 1229,1 тыс. несовершеннолетних граждан, что на 253,8 тыс. человек больше чем в 1999 г. На данные цели было направлено 293,6 млн. рублей или 1,7% от общих расходов.

Обеспечена занятость 44,0 тыс. безработных граждан из числа выпускников образовательных учреждений (на 13,9 тыс.человек больше, чем в предыдущем году). На эти цели было израсходовано 164,6 млн. рублей или 1,0% общих расходов.

На основе использования программ социальной адаптации длительно безработных граждан оказана помощь в трудоустройстве 208,6 тыс. человек. На эти цели израсходовано 131,4 млн. рублей или 0,8% общих расходов.

По результатам поддержки предпринимательской деятельности безработных граждан была обеспечена занятость 52,3 тыс. человек в сфере малого предпринимательства. На данные цели израсходовано 182,4 млн. рублей или 1,1% от общих расходов.

Оказана помощь в профессиональной реабилитации и трудоустройстве 42,7 тыс. человек из числа инвалидов, что на 5,4 тыс.человек больше чем в 1999 г. Расходы Фонда составили 134,0 млн. рублей или 0,8% от общих расходов.

В структуре расходов в 2000 г. доля средств, направленных на финансирование программ обучения лиц, признанных безработными, составила 14,2% (1891,0 млн. рублей). В течение 2000 года за счет этих средств проведена профессиональная ориентация 4,2 млн. человек, организовано профессиональное обучение 410,0 тыс. безработных граждан (на 80,2 тыс. человек больше чем в 1999 г.).


Расходы на материальную поддержку лиц, признанных безработными


В течение 2000 г. на социальные выплаты безработным гражданам израсходовано 6718,7 млн.рублей, в том числе на выплату пособий по безработице - 3201,5 млн.рублей, погашение задолженности по выплате пособий по безработице прошлых лет 3000,0 млн.рублей.

В результате в 2000 г. было обеспечено полное погашение задолженности по выплате пособий по безработице во всех субъектах Российской Федерации.

В общей сложности в течение отчетного периода органы службы занятости выплачивали пособие по безработице 1160,4 тыс. человек (в среднегодовом исчислении). Средний размер выплат на одного безработного в месяц составил 464 рубля, что на 15% больше, чем в 1999 г.

На материальную помощь безработным за счет средств Фонда занятости в 2000 г. было затрачено 120,8 млн. рублей, что позволило оказать материальную поддержку 187,3 тыс. человек.

Материальная помощь, в основном, оказывалась в виде периодических выплат безработным, не получающим пособие по безработице и членам семей безработных, находящихся на их иждивении, включая выплаты на летний отдых и лечение детей безработных граждан.

В соответствии с законодательством о занятости населения продолжалась работа по оформлению части безработных граждан предпенсионного возраста на досрочную пенсию.

В 2000 году число получателей досрочных пенсий из числа безработных составило 18,0 тыс. человек (на 6,6 тыс. человек меньше, чем в 1999 г.). Расходы Фонда занятости на эти цели с учетом погашения задолженности перед Пенсионным фондом Российской Федерации за выплаченные досрочные пенсии за 1997 - 1999 годы составили 283,6 млн. рублей (в 1999 г. - 290,9 млн. рублей). Оставшаяся задолженность перед Фондом по состоянию на 1 января 2001 г. в сумме 5,93 млн. рублей будет погашена в 2001 году за счет остатков средств бюджета Фонда занятости.

В целом исполнение бюджета по расходам Фонда занятости на материальную поддержку безработных в 2000 г. составило 66,6%. Это связано с улучшением общей ситуации на рынке труда, сокращением числа официально зарегистрированных безработных с 1,3 млн. человек до 1,0 млн. человек.


Другие направления расходования средств Фонда занятости


Расходы на реализацию программ информационного обеспечения государственной политики занятости составили 760,7 млн. рублей, в том числе на развитие автоматизированной информационной системы "Занятость" 300,0 млн. рублей (100% от бюджетного задания), эксплуатационные услуги 162,6 млн. рублей (108,4%), информационную поддержку программ занятости 298,1 млн. рублей (331,2%).

Высокий процент по расходам на информационную поддержку программ занятости связан с приоритетной реализацией в 2000 году активных программ занятости, а также с незапланированными расходами на реализацию распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 1462-р по вопросам, связанным, с упразднением с 1 января 2001 г. Фонда занятости.

Затраты на капитальные вложения составили в 2000 г. 159,3 млн. рублей (0,9% от общих расходов Фонда занятости). Данные расходы связаны с необходимостью завершения строительства ранее начатых объектов службы занятости. Кроме того, в ряде регионов (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия) произведены незапланированные расходы по данной статье на ликвидацию последствий стихийных бедствий.

Расходы на содержание органов Федеральной государственной службы занятости населения по статьям "Фонд оплаты труда работников территориальных органов службы занятости" (1462,0 млн. рублей), "Начисления на заработную плату" (555,6 млн. рублей), "Командировочные расходы" (21,5 млн. рублей) осуществлялись в пределах объемов, установленных бюджетом.

Расходы по статьям "Коммунальные услуги" (562,6 млн. рублей), "Приобретение оборудования и инвентаря" (94,0 млн. рублей), "Капитальный ремонт" (265,5 млн. рублей) превысили бюджетные задания (соответственно на 40,7%, 88,0% и 128,9%). Это произошло в связи с удорожанием услуг вневедомственной охраны, арендной платы, повышением тарифов на услуги связи, а также на коммунальные услуги, в том числе на электроэнергию, топливо, водоснабжение и увеличение стоимости горюче-смазочных материалов.

Расходы по статье "Возмещение затрат за использование займа Международного банка реконструкции и развития" не производились в связи с тем, что в 2000 г. не был определен механизм начисления средств в МБРР.


Формирование и расходование средств федеральной части Фонда занятости


С учетом норматива отчислений денежных средств в федеральную часть Фонда занятости, установленного статьей 5 Федерального закона "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 2000 год" в размере 20% от обязательных страховых взносов работодателей, предусматривалось перечисление на федеральный уровень 3090,4 млн. рублей.

Фактически за 2000 г. в федеральную часть Фонда занятости поступило 4662,1 млн. рублей или 150,9% от бюджетного задания.

Основная часть средств, поступивших в федеральную часть Фонда занятости (2237,1 млн. рублей), была направлена на предоставление дотаций территориям с напряженной ситуацией на рынке труда для погашения задолженности по выплате пособий по безработице и на текущие выплаты пособий, а также на финансирование активной политики занятости (профессиональное обучение безработных, организацию общественных работ, поддержание занятости молодежи и др.).

Нереализованные средства федеральной части Фонда (2184,5 млн. рублей) включены в остатки средств бюджета Фонда занятости за 2000 г.


Использование остатков средств Фонда занятости


Остатки средств Фонда занятости по состоянию на 1 января 2001 г. составили 4776,1 млн.рублей. Эти средства перечислены на счета Главного управления федерального казначейства Минфина России и в соответствии со статьей 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" должны использоваться на мероприятия, связанные с реорганизацией органов Федеральной государственной службы занятости населения.

Часть средств указанного остатка предусматривается направить на погашение задолженности по кредитам МБРР, привлекаемых на развитие службы занятости, и задолженности по возмещению Пенсионному фонду Российской Федерации затрат на выплату досрочных пенсий безработным гражданам по состоянию на 1 января 2001 г. Невостребованная сумма этого остатка перечисляется в доход федерального бюджета.

В связи с этим в проект федерального закона об исполнении бюджета Фонда занятости за 2000 г. включена статья 2, в которой определяются сумма остатка средств Фонда занятости по состоянию на 1 января 2001 г. и направления расходования этих средств.


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.