Пояснительная записка к проекту федерального закона N 95189-3 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных
Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний,
не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним
и сотрудничестве этой области"


Председателем Правительства Российской Федерации и Вице-президентом Соединенных Штатов Америки 29 августа и 1 сентября 2000 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области.

Соглашение является конкретизацией совместного Заявления Президента Российской Федерации и Президента Соединенных Штатов Америки о принципах обращения и утилизации плутония, заявленного как не являющийся более необходимым для целей обороны от 2 сентября 1998 года.

В соответствии с согласованными в Заявлении принципами утилизации такого плутония Соглашение предусматривает его утилизацию в качестве топлива существующих ядерных реакторов, реакторов, которые могут появиться в будущем, а также посредством иммобилизации с высокорадиоактивными отходами или любыми другими взаимосогласованными способами. Соглашение не предусматривает каких-либо ограничений на тип смешанного уран-плутониевого топлива.

Соглашение обеспечивает паритетность как в общем количестве утилизируемого плутония оружейного качества (по 34 метрические тонны с каждой стороны), так и в количествах утилизируемого плутония в виде чистого металла (по 25 метрических тонн с каждой стороны), изъятого непосредственно из ядерных боеприпасов, в частности также предусматривается возможность ввода дополнительного количества плутония, заявленного в будущем как не являющийся необходимым для целей обороны, под действие Соглашения в ходе его реализации.

Несмотря на то, что Соглашение не содержит обязательства американской стороны о полном и долгосрочном финансовом обеспечении всех согласованных этапов проведения работ, тем не менее, в него включено: обязательство американской стороны о выделении 200 млн.долларов США на работы, связанные с сооружением необходимых установок, а также возможность увеличения этой суммы в будущем. Предусмотрено, что оказание содействия будет включать весь комплекс работ, связанный с проектированием, строительством, лицензированием и эксплуатацией установок.

Экономические оценки, проведенные российскими организациями с участием зарубежных экспертов, показали, что для осуществления полного объема работ по программе утилизации оружейного плутония потребуется около 2 млрд.долларов. Эти оценки пока не включают затрат на компенсацию потерь урановой промышленности, на управление программой, на обеспечение безопасной эксплуатации российских реакторов и прочие расходы. Определение и учет этих неизбежных затрат увеличит "цену" программы, что признается экспертами США, Франции и Германии.

В этой связи Соглашением предусматривается создание международного механизма финансирования проекта утилизации оружейного плутония. При этом предусмотрены положения, позволяющие российской стороне не начинать строительства и модификации установок для утилизации плутония, если не будет создан необходимый международный фонд для обеспечения реализации проекта утилизации в России плутония оружейного качества с темпом утилизации 2 метрические тонны в год.

Вместе с тем Соглашение дает возможность российской стороне начать осуществление проектных работ сразу после выделения американской стороной 70 млн. долларов.

Соглашение предусматривает двусторонние меры мониторинга и инспекций за утилизацией плутония, как в России, так и в Соединенных Штатах Америки на взаимной и симметричной основе, которые не ведут к появлению дополнительных условий по регулированию деятельности в области использования атомной энергии в России. Соответствующие процедуры мониторинга и инспекций будут разработаны с участием других заинтересованных ведомств. При этом их практическая реализация будет осуществляться после решения вопроса о полном и прогнозируемом финансировании проекта утилизации плутония в России. Двусторонний мониторинг и инспекции предусматривается заменить впоследствии эквивалентными мерами проверки со стороны МАГАТЭ, насколько это будет возможно.

До разработки и введения в действие двусторонних процедур по мониторингу и инспекциям российская сторона будет ограничиваться декларативным заявлением о том, что утилизируемый плутоний и установки по утилизации, включенные в сферу действия Соглашения, не используются в целях, противоречащих его положениям.

Соглашением не предусматривается обмен информацией, составляющей государственную тайну Российской Федерации.

В пакет с Соглашением входит Совместное Заявление о невыделении оружейного плутония в связи с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки по утилизации плутония, заявленного как не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области.

Заявление еще раз фактически подтверждает ранее высказанные намерения Сторон Соглашения не производить плутоний оружейного качества для ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

Реализация Соглашения привлечет значительный объем финансирования из-за рубежа, что обеспечит сохранение на предприятиях России рабочих мест и создание новых, позволит создать в России необходимую инфраструктуру, включая установки для конверсии и производства смешанного уран-плутониевого топлива, загрузить российские предприятия на достаточно длительный период времени. Это также даст возможность, используя международный опыт и современные технологии, ускорить создание в России замкнутого ядерного топливного цикла, осуществить переход к крупномасштабной атомной энергетике на быстрых реакторах.

Реализация этого Соглашения будет также наглядно демонстрировать приверженность Российской Федерации дальнейшему развитию процесса реального ядерного разоружения, способствовать развитию российско-американского научно-технического сотрудничества.

Как указывалось выше, финансирование выполнения всей программы утилизации 34 тонн российского оружейного плутония будет обеспечено за счет внешних источников. Хранение и подготовка оружейного плутония для его последующей утилизации осуществляется в рамках выполнения государственного оборонного заказа.

Вместе с тем Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, в частности, в отношении налоговых и таможенных льгот. В этой связи в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение подлежит ратификации.


Заместитель Министра
иностранных дел
Российской Федерации

Г.Мамедов


Первый заместитель
Министра Российской Федерации
по атомной энергии

В.Иванов


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.