Пояснительная записка к проекту федерального закона N 99074-3 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2000 год" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2000 год"


 Доходы
 Расходы
 Анализ бюджетного остатка

Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год утвержден Федеральным законом от 2 января 2000 года N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год".

По доходам бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее именуется - Фонд) исполнен в сумме 98675,4 млн. рублей, из них доходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сложились в сумме 13768,8 млн. рублей.


Доходы

(млн. рублей)

Наименование доходов Бюджет на
2000 год
Исполнено Отклоне-
ние (+,
-)
Процент
исполне-
ния
Остаток на начало года 1523,3 12094,9    
в том числе:
Средства федерального бюджета

236,3

283,7
   
Страховые взносы 66758,2 83656,5 16898,3 125,3
из них:
на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев
на производстве и
профессиональных заболеваний

12168,6

13141,7

973,1

107,9
Сумма единого налога на
вмененный доход на определенные
виды деятельности, поступившая в
Фонд
212,7 206,9 -5,8 97,3
Прочие поступления 3167,8 2136,8 -1031,0 67,5
из них:
на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев
на производстве и
профессиональных заболеваний

60,8

32,5

-28,3

53,5
Средства федерального бюджета
- всего
769,9 580,3 -189,6 75,4
в том числе:
на выплату пособий сверх
установленных норм и
санаторно-курортное лечение и
оздоровление, финансируемые за
счет средств федерального бюджета

269,9

269,9

-

100,0
возмещение вреда,
причиненного работникам увечьем,
профессиональным заболеванием
либо иным повреждением здоровья,
связанными с исполнением ими
трудовых обязанностей на
ликвидированных и ликвидируемых
шахтах и разрезах угольной и
сланцевой промышленности
500,0 310,4 -189,6 62,1
Итого поступлений 70908,6 86580,5 15671,9 122,1
Всего доходов с учетом
остатка
72431,9 98675,4 26243,5 136,2
из них на обязательное
социальное страхование от
несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний
12965,7 13768,8 803,1 106,2

Доходная часть бюджета Фонда за 2000 год выполнена на 136,2 процента. Страховые взносы организаций зачислены в доход Фонда в сумме 83656,5 млн. рублей или 125,3% от предусмотренных в бюджете, в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме - 13141,7 млн. рублей или 107,9 процента.

Поступление дополнительных страховых взносов на обязательное социальное страхование в сумме 15,9 млрд.рублей обусловлено ростом фонда оплаты труда на 179,2 млрд. рублей, с которого начислены страховые взносы, и увеличением полноты сбора страховых взносов до 100 процентов.

По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, введенному с 6 января 2000 г., поступление дополнительных страховых взносов также обусловлено ростом фонда оплаты труда на 290,6 млрд. рублей. В связи с тем, что статьей 2 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 10-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год" предусмотрены льготы по уплате страховых взносов организациями инвалидов в размере 60% от размера страховых тарифов, установленных законом, средний размер страхового тарифа составил 1,42% против расчетного по бюджету - 1,47 процента. Полнота сбора страховых взносов составила 70 процентов.

За прошедший год задолженность за страхователями в целом по двум видам страхования составила 24,0 млрд. рублей, из них 18,2 млрд. рублей по обязательному социальному страхованию и 5,8 млрд. рублей по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Анализ сложившейся на 1 января 2001 г. задолженности страхователей по обязательному социальному страхованию показал, что темпы ее роста по сравнению с прошлым годом снизились на 9,2 процента.

В составе задолженности по взносам на обязательное социальное страхование просроченная задолженность составляет 61,1%, а на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 67,0 процентов.

В целях выполнения требований статей 11, 13, 14 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 83-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год" Фонд продолжил проведение реструктуризации задолженности, в результате которой списано пеней и штрафов на сумму 163,8 млн. рублей. Это позволило на 0,9% сократить задолженность за страхователями.

Сумма единого налога на вмененный доход на определенные виды деятельности, поступившая в доход Фонда в 2000 году, составила 206,9 млн. рублей или 97,3% к предусмотренной бюджетом. Поступления средств от единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, зачисленных в Фонд, не выполнены в полном объеме в связи с тем, что не во всех субъектах Российской Федерации, где приняты соответствующие законы, перешли на уплату указанного вида налога.

В полном объеме от запланированных (269,9 млн. рублей) поступили средства федерального бюджета на выплату пособий, санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан, подвергшихся радиационному воздействию в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

На возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей на ликвидированных и ликвидируемых шахтах и разрезах угольной и сланцевой промышленности, из федерального бюджета поступило 310,4 млн. рублей.

Позиция доходов бюджета "Прочие поступления" выполнена на 67,5% и составляет 2136,8 млн. рублей. Основной причиной недовыполнения данной позиции явилось поступление на счета исполнительных органов Фонда не в полном объеме начисленных пеней и финансовых санкций.


Расходы


В 2000 году расходы Фонда составили 69994,8 млн. рублей, или 99,3% от предусмотренных бюджетом.

В разрезе отдельных статей расходы характеризуются следующими данными:


(млн. рублей)

Наименование расходов Бюджет на
2000 год
Исполнено Отклоне-
ния (+,
-)
Процент
исполне-
ния
Выплата пособий - всего
по временной
нетрудоспособности
из них:
в связи с несчастным случаем
на производстве и
профессиональным заболеванием
по беременности и родам
по уходу за ребенком до
достижения им возраста 1,5 лет
при рождении ребенка
на возмещение стоимости
гарантированного перечня услуг и
социальные пособия на погребение
прочие пособия
Санаторно-курортное
обслуживание работников и членов
их семей, включая участников
Великой Отечественной войны
Капитальные вложения на
развитие санаторно-курортных
учреждений Фонда
Оздоровление детей
Выплата пособий сверх
установленных норм,
санаторно-курортное лечение и
оздоровление, финансируемые за
счет средств федерального
бюджета
Возмещение вреда,
причиненного работникам увечьем,
профессиональным заболеванием,
либо иным повреждением здоровья,
связанными с исполнением ими
трудовых обязанностей на
ликвидированных и ликвидируемых
шахтах и разрезах угольной и
сланцевой промышленности, за
счет средств федерального
бюджета
Единовременные страховые
выплаты
Ежемесячные страховые
выплаты
Доставка и пересылка
страховых выплат
Дополнительные расходы на
медицинскую, социальную и
профессиональную реабилитацию
Обучение по охране труда
отдельных категорий
застрахованных
Осуществление социального
страхования
из них:
содержание исполнительных
органов Фонда
капитальные вложения
Организация и ведение единой
информационной системы
социального страхования и
обязательного социального
страхования от несчастных
случаев на производстве и
профессиональных заболеваний
Финансирование
научно-исследовательских работ
по охране труда
Прочие расходы
из них на страхование от
несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний
Всего расходов
37630,5
30100,6


914,3


3481,4
2113,0

1570,4
207,5


157,6
12661,7



461,0


5718,8
269,9





736,3










154,7

6234,8

223,6

2556,9


337,9


2995,3


2710,9

170,0
251,7






10,0


210,4
10,4



70453,5
38735,0
31945,7


487,4


3445,7
1563,6

1452,3
163,9


163,8
15926,9



464,9


7163,1
321,6





594,1










73,5

3279,5

74,5

185,6


69,8


2503,1


2237,6

169,9
247,3






8,3


347,6
4,7



69994,8
1104,5
1845,1


-426,9


-35,7
-549,4

-118,1
-43,6


6,2
3265,2



3,9


1444,3
51,7





-142,2










-81,2

-2955,3

-149,1

-2371,3


-268,1


-492,2


-473,3

-0,1
-4,4






-1,7


137,2
-5,7



-458,7
102,9
106,1


53,3


99,0
74,0

92,5
79,0


103,9
125,8



100,9


125,3
119,2





80,7










47,5

52,6

33,3

7,3


20,7


83,6


82,5

99,9
98,3






83,0


165,2
45,2



99,3

Расходы на выплату всех видов пособий превысили плановые на 2,9 процента.

Наибольший рост расходов произошел на выплату пособий по временной нетрудоспособности и обусловлен двумя основными факторами. Превышением общей численности работающих по сравнению с расчетной, заложенной в бюджете, и ростом среднедневной заработной платы на 10,9%, что повлияло на увеличение среднедневного размера пособия.

В ходе исполнения бюджета в соответствии со статьей 13 Федерального закона о бюджете Фонда на 2000 год поступление доходов сверх сумм, установленных статьей 2 этого закона, Фонд в 2000 году направил на дополнительное финансирование расходов на оздоровление детей, санаторно-курортное обслуживание и оздоровление работников и членов их семей, участников Великой Отечественной войны, а также на приобретение новогодних подарков для детей.

В результате расходы на санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей, включая участников Великой Отечественной войны, сложились в сумме 15926,9 млн. рублей или 125,8% от бюджетных ассигнований, на оздоровление детей в сумме 7163,1 млн. рублей или 125,3 процента.

За счет средств обязательного социального страхования оплачено 2682,3 тыс. путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работающих, из них 40,2 тыс. путевок было оплачено на санаторное долечивание застрахованных граждан после перенесенного инфаркта миокарда и ряда операций на сердце и желудочно-кишечном тракте.

Во исполнение Федерального закона о бюджете Фонда на 2000 год и в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" Фондом в прошлом году оплачено 136,5 тыс. путевок на санаторно-курортное лечение для участников Великой Отечественной войны на общую сумму 767,7 млн. рублей.

В 2000 году профинансированы 792 детско-юношеские спортивные школы, в которых около 362 тысяч детей занимаются различными видами спорта. На оплату труда тренерско-преподавательского состава этих школ и аренду помещений для проведения учебно-тренировочного процесса направлено 506,9 млн. рублей, что выше уровня прошлого года на 37,8 процентов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2000 года N 238 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2000 году" в истекшем году за счет средств обязательного социального страхования оплачены 6794,6 тыс. путевок в детские санаторные и оздоровительные лагеря различных типов на сумму 6884,3 млн. рублей, из них оплачено 264,9 тыс. путевок для детей, находящихся на попечении государства и воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах, по заявкам органов социальной защиты и образования субъектов Российской Федерации на сумму 672,7 млн. рублей. На финансирование расходов по подготовке к открытию детских загородных оздоровительных стационарных лагерей направлено 278,8 млн. рублей.

В 2000 году Фондом оплачено за счет поступивших дополнительных доходов 26,2 млн. новогодних подарков для детей на сумму более 1552,1 млн. рублей.

Капитальные вложения на развитие санаторно-курортных учреждений, находящихся в ведении Фонда, составили в 2000 году 464,9 млн. рублей или 100,9% от предусмотренных бюджетных ассигнований. Введены в строй в течение 2000 года три спальных корпуса на 102 койки, грязелечебница на 12 кушеток, две столовые на 1150 мест, спортзал и бассейн.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" финансирование расходов на выплату пособий по социальному страхованию сверх установленной нормы, санаторно-курортное лечение работников и их детей осуществляется за счет средств федерального бюджета путем перечисления их Фонду.

Фактические расходы в 2000 году на эти цели составили 321,6 млн. рублей или 119,2 процента от поступивших средств федерального бюджета, в том числе: на выплату пособий 41,9 млн. рублей; оплату 30,7 тыс. путевок на санаторно-курортное лечение работающих 200,3 млн. рублей; оплату 19,5 тыс. путевок на оздоровление детей 79,4 млн. рублей.

Проведенный анализ расходования средств, предназначенных для финансирования льгот по социальному страхованию в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку "Теча", Федеральным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" показал, что фактические расходы, необходимые для реализации указанных законов, превышают средства, предусмотренные федеральным бюджетом на 2000 год на эти цели.

Расходы по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей на ликвидированных и ликвидируемых шахтах и разрезах угольной и сланцевой промышленности в 2000 году составили 594,1 млн. рублей, которые были произведены за счет остатка федеральных средств на эти цели на 1 января 2000 г. в сумме 283,7 млн. рублей, в том числе 271,7 млн. рублей остатков денежных средств на лицевых счетах территориальных органов федерального казначейства, и поступлений из федерального бюджета в сумме 310,4 млн. рублей.

По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фондом в 2000 году израсходовано на выплату единовременных пособий 73,5 млн. рублей, или 47,5% от запланированных, расходы на выплату ежемесячных пособий составили 3279,6 млн. рублей, или 52,6 процента. Это связано с тем, что при планировании расходов по этим видам выплат в 2000 году индексация их размеров предполагалась в соответствии с проектом соответствующих законов с начала года в 1,755 раза, а фактически индексация выплат осуществлена с 1 июля и ее размер составил 1,29 раза.

Дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний составили 185,6 млн. рублей или 7,3% от запланированной величины расходов. Низкий уровень расходов на эти цели объясняется неподготовленностью нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок осуществления и оплаты указанных расходов.

Расходы на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных составили 69,8 млн. рублей или 20,7% к бюджету. Финансирование указанных расходов осуществлялось путем перечисления средств Министерству труда и социального развития Российской Федерации по его заявкам.

В целом расходы в 2000 году на осуществление социального страхования составили 2503,1 млн. рублей или 83,6% от бюджетных ассигнований. В том числе расходы на содержание аппарата исполнительных органов составили 2237,6 млн. рублей или 82,5% от предусмотренных бюджетом на эти цели.

Расходы на завершение строительства и реконструкцию административных зданий Фонда составили 169,9 млн. рублей.

По позиции "Организация и ведение единой информационной системы социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" расходы произведены в пределах бюджетных ассигнований в сумме 247,3 млн. рублей.

Финансирование научно-исследовательских работ по охране труда осуществлялось Фондом в соответствии с федеральной целевой программой улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1997 г. N 1409. На эти цели Министерством труда и социального развития Российской Федерации израсходовано 83,0% запланированных объемов.

Основной причиной перерасхода по статье "Прочие расходы" является списание пеней и штрафов в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 1999 года N 83-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год".

Остаток бюджетных средств на 1 января 2001 г. составил 28680,6 млн. рублей.


Анализ бюджетного остатка


Структура остатка (млн.руб.)
на 01.01.2001.
Сумма остатка
в том числе:
На текущих счетах
из них:
- средства централизованного резерва Фонда
- денежные средства, капитализированные в связи с
ликвидацией юридических лиц, ответственных за
возмещение вреда пострадавшим на производстве
Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения
(депозиты, ГКО, векселя)
Задолженность Фонда страхователям
Финансирование оздоровительных лагерей,
санаториев-профилакториев, ДЮСШ
Расчеты по приобретению путевок
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
Сумма в пути
Путевки в наличии
28680,6

23083,2

18455,4
192,4


1255,5

-1199,7
147,4

170,0
1507,8
2157,7
1558,7

В составе остатка бюджетных средств на 1 января 2001 г. учтены государственные ценные бумаги Российской Федерации на сумму 1199,3 млн. рублей, которые приобретены в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 года N 1152 "О порядке инвестирования в 1999 году свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования в государственные ценные бумаги", и в соответствии со статьей 14 Федерального закона о бюджете Фонда на 2000 г., которая разрешает Фонду использовать в работе по погашению задолженности плательщиков страховых взносов государственные ценные бумаги, а также векселя кредитных и иных организаций. Денежные средства на текущих счетах исполнительных органов Фонда составляют 23083,2 млн. рублей, из них: средства централизованного резерва Фонда, образованного в соответствии с постановлением Фонда от 5 июля 2000 г. N 69 "Об утверждении Положения о порядке формирования, расходования и учета средств централизованного резерва Фонда социального страхования Российской Федерации", 18455,4 млн. рублей, включая резерв денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 6400,0 млн. рублей. Капитализированные средства в связи с ликвидацией юридических лиц, ответственных за возмещение вреда пострадавшим на производстве, за 2000 год составили 192,4 млн. рублей.

Оставшаяся сумма денежных средств направлена на покрытие Фондом задолженности перед страхователями по выплате пособий по обязательному социальному страхованию и на страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.