Проект федерального закона N 110819-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части дистанционного обучения) (внесен членами СФ В.В.Сударенковым, В.А.Мироновым и депутатами ГД В.А.Грачевым, И.И.Мельниковым, О.Н.Смолиным, А.В.Скочем, Д.Н.Абраменко, А.В.Шишловым, В.Н.Ивановой) (подписан Президентом РФ) (не действует)

Проект федерального закона N 110189-3
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
(в части дистанционного обучения)"


Досье на проект федерального закона

См. пояснительную записку
    перечень законодательных актов для изменения
    финансово-экономическое обоснование

Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст.1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.150; 1997, N 47, ст.5341) следующие изменения и дополнения:

1. Пункт 3 статьи 10 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

- По профессиям и специальностям, получение которых не допускается в заочной форме и в форме экстерната, федеральным (центральным) государственным органом управления образованием могут быть введены ограничения на их освоение посредством дистанционных технологий".

2. Статью 12 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

"10. Образовательное учреждение в соответствии с имеющейся лицензией или государственной аккредитацией вправе реализовывать образовательные программы на основании договоров о совместной деятельности с другими образовательными учреждениями. При этом реализация образовательной программы или ее части в другом образовательном учреждении осуществляется только с согласия обучающихся.

При реализации образовательной программы в соответствии с договором о совместной деятельности документ об образовании выдается образовательным учреждением, в которое обучающиеся были приняты".

3. В статье 15:

пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. "Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся, методик образовательного процесса и образовательных технологий для каждой из форм образования, в том числе дистанционных технологий на основе средств информатизации и телекоммуникации.

Образовательное учреждение, осуществляющее по дистанционным технологиям на основе средств информатизации и телекоммуникации реализацию образовательной программы (образовательных программ) определенного уровня в полном объеме, может быть признано образовательным учреждением дистанционного обучения по соответствующим образовательным программам в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием";

дополнить статью пунктом 8 следующего содержания:

"8. Образовательное учреждение осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также их архивное хранение в бумажном и/или электронном виде в порядке, утверждаемом федеральным (центральным) государственным органом управления образованием".

4. Статью 17 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

"6. Порядок реализации образовательными учреждениями образовательных программ на основании договоров о совместной деятельности в части, не урегулированной федеральным законом, определяется федеральным (центральным) государственным органом управления образованием".

5. Подпункт 5 пункта 2 статьи 32 изложить в следующей редакции:

"5) организация и совершенствование образовательных технологий и методического обеспечения образовательного процесса;".

6. В статье 33:

пункт 2 после слова "учреждения" дополнить словами ", его филиалов и представительств (отделений)";

пункт 9 дополнить абзацами вторым и третьим следующего содержания:

"Особенности предмета и содержания экспертизы образовательных учреждений дистанционного обучения устанавливаются федеральным (центральным) государственным органом управления образованием, если иное не установлено федеральным законом.

При экспертизе филиалов образовательного учреждения дистанционного обучения, которое осуществляет учебный процесс и все виды аттестации обучающихся в этих филиалах, учитывается обеспеченность педагогическими работниками данного образовательного учреждения";

пункт 24 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"На филиалы образовательного учреждения дистанционного обучения, которое имеет государственную аккредитацию и осуществляет учебный процесс и все виды аттестации обучающихся в этих филиалах, распространяются аттестация и государственная аккредитация данного образовательного учреждения по образовательным программам, реализуемым в полном объеме посредством дистанционных технологий. При очередной аттестации указанного образовательного учреждения в порядке, определенном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием, учитывается соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников, обучавшихся в филиалах этого образовательного учреждения, требованиям государственных образовательных стандартов".

7. В статье 50:

дополнить статью новым пунктом 20 следующего содержания:

"20. Обучающиеся в образовательном учреждении дистанционного обучения, имеющем государственную аккредитацию, а также в филиалах указанного образовательного учреждения независимо от места своего проживания (нахождения) и места обучения обладают всеми правами и обязанностями обучающихся по соответствующей форме получения образования, а при окончании образовательного учреждения - правом на получение документов об образовании данного образовательного учреждения дистанционного обучения. В случае если выпускники обучались в филиале образовательного учреждения дистанционного обучения, в документе об образовании филиал не указывается";

пункты 20 - 22 считать соответственно пунктами 21 - 23.

8. Пункт 1 статьи 56 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Образовательные учреждения дистанционного общения могут осуществлять прием на работу педагогических работников независимо от их места жительства".


Статья 2. Внести в Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст.4135; 2000, N 29, ст.3001) следующие дополнения:

1. Пункт 3 статьи 8 дополнить абзацем восьмым следующего содержания:

"На филиалы высшего учебного заведения дистанционного обучения, которое имеет государственную аккредитацию и осуществляет учебный процесс и аттестацию обучающихся в этих филиалах, распространяются аттестация и государственная аккредитация данного высшего учебного заведения по образовательным программам, реализуемым в полном объеме посредством дистанционных технологий. При очередной аттестации указанного высшего учебного заведения в порядке, установленном федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием, учитывается соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников, обучавшихся в филиалах этого высшего учебного заведения, требованиям государственных образовательных стандартов".

2. В статье 10:

пункт 4 дополнить абзацами шестым и седьмым следующего содержания:

"Особенности предмета и содержания экспертизы высшего учебного заведения дистанционного обучения устанавливаются федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием, если иное не установлено федеральным законом.

При экспертизе филиалов высшего учебного заведения дистанционного обучения, которое осуществляет учебный процесс и все виды аттестации обучающихся в этих филиалах, учитывается обеспеченность педагогическими работниками данного высшего учебного заведения";

дополнить статью пунктом 9 следующего содержания:

"9. Высшее учебное заведение, осуществляющее по дистанционным технологиям на основе средств информатизации и телекоммуникации реализацию образовательной программы высшего профессионального образования по определенным направлениям подготовки (специальностям) в полном объеме, может быть признано высшим учебным заведением дистанционного обучения по соответствующим образовательным программам в порядке, установленном федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием".

3. Статью 16 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

"11. Студенты высшего учебного заведения дистанционного обучения, имеющего государственную аккредитацию, а также филиалов указанного высшего учебного заведения независимо от места своего проживания (нахождения) и места обучения обладают всеми правами и обязанностями студентов, обучающихся по соответствующей форме обучения, а при окончании высшего учебного заведения - правом на получение документов об образовании данного высшего учебного заведения дистанционного обучения. В случае если выпускники обучались в филиале высшего учебного заведения дистанционного обучения, в документе об образовании филиал не указывается".


Статья 3. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.


Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации



Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.