Пояснительная записка к проекту федерального закона N 133302-3 "О внесении изменения и дополнения в статью 103 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" и приложение 34 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью
103 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" и в
приложение 34 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год"


Представленный законопроект направлен на решение проблемы, связанной с ограничением лимита ответственности профессиональных страховщиков перед третьими лицами по страхованию риска ответственности российских авиаперевозчиков.

В связи с террористическими актами в США 11 сентября с.г. и значительными убытками, понесенными авиационными страховщиками (объем убытков оценивается в 7 - 8 млрд. долларов США, что, как минимум, в четыре раза превышает среднегодовой размер страховой премии, собираемой на данном виде страхования во всем мире) страховое сообщество лишилось значительной части страховых резервов и возможности покрывать военные риски без увеличения поступлений страховых взносов на эти цели.

Начиная с 17 сентября с.г. были предъявлены требования о дополнительной страховой премии по военным рискам (к которым относятся и террористические акты). Одновременно страховым сообществом было заявлено о снижении лимитов ответственности перед третьими лицами по военным рискам до 50 млн. долларов США.

Указанные меры вступили в силу в 00.00 25 сентября с.г. и относятся ко всем без исключения авиакомпаниям, выполняющим международные перевозки.

Согласно действующим требованиям, предъявляемым авиационными властями, аэропортами и лизингодателями к авиакомпаниям, лимит ответственности авиакомпаний перед третьими лицами должен быть не менее 750 млн. долларов США, а в отдельных случаях (например, требование международного аэропорта в Гонконге) - не менее 1 млрд. долларов США. Получить на международном рынке страховое покрытие в соответствии с указанными лимитами в изменившейся ситуации невозможно.

Для российских авиакомпаний ограничение лимита ответственности перед третьими лицами со стороны страховщиков означает прекращение полетов в ряд государств Европы, Азии и Америки, а также прекращение по требованиям собственников полетов авиатехники, эксплуатируемой на условиях лизинга.

В период 21 - 24 сентября с.г. указанная проблема была оперативно решена в ряде стран путем предоставления национальным авиакомпаниям государственных гарантий по покрытию лимита ответственности сверх 50 млн. долларов США до 5 млрд. долларов США в качестве временной меры с последующим замещением государственной гарантии рыночными механизмами страхования.

Предоставление государственной гарантии осуществляется в пользу страховой компании, действующей в дальнейшем под государственным контролем на некоммерческой основе, без брокерского вознаграждения и под управлением профессиональных страховщиков. Эта компания принимает на себя риски по ответственности авиакомпаний, поддерживаемые гарантиями, предоставленными Правительством.

Такая схема страхования уже получила признание авиационных властей, аэропортов и финансовых институтов, являющихся собственниками воздушных судов, в качестве временной меры до тех пор, пока страховой рынок восстановит свои резервы и переоценит стоимость страхования для авиакомпаний.

По имеющимся на сегодня данным, к этому механизму присоединились страны Европейского союза, за исключением Германии и Италии. В США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии реализованы аналогичные механизмы. Ряд государств подготавливает соответствующие решения.

Законопроект предусматривает принятие Российской Федерацией аналогичных мер.

В соответствии со статьей 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии представляются, как правило, на конкурсной основе.

В соответствии со статьей 116 Кодекса государственные гарантии Российской Федерации предоставляются Правительством Российской Федерации. При этом федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются государственные гарантии Российской Федерации, выдаваемые юридическому лицу на сумму, превышающую 1000000 минимальных размеров оплаты труда.

Статьей 103 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" утверждено, что Правительство Российской Федерации в 2001 году в установленном порядке предоставляет государственные гарантии по заимствованиям Агентства по ипотечному жилищному кредитованию в размере до 2 млрд. рублей.

Учитывая изложенное и с учетом необходимости оперативного решения проблемы страхового покрытия военных рисков российских авиаперевозчиков, Правительство Российской Федерации предлагает дополнить статью 103 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" абзацем о предоставлении государственной гарантии по страхованию российских авиаперевозчиков открытому акционерному обществу "Страховая компания "Москва" в размере до 30 млрд. рублей.

На основании статьи 116 Кодекса сумма предоставляемой в соответствии с законопроектом государственной гарантии включается в состав государственного внутреннего долга Российской Федерации. При этом верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2002 года, установленный статьей 85 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 575,7 млрд. рублей, превышен не будет.

Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия нормативных актов Российской Федерации.

В связи с изложенным, Правительство Российской Федерации вносит проект федерального закона "О внесении изменения в статью 103 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" и в приложение 34 к этому Федеральному закону", позволяющий Правительству Российской Федерации принять решение о предоставлении соответствующих государственных гарантий.


Финансово-экономической обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью
103 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" и в
приложение 34 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год"


Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 103 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" и в приложение 34 этого Федерального закона в случае наступления страхового события может привести к увеличению объема погашения государственного долга Российской Федерации, то есть сокращению источников финансирования дефицита федерального бюджета, в сумме до 30 млрд. рублей.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.