Пояснительная записка к проекту федерального закона N 125085-3 "О внесении изменений в статьи 5, 6 и 21 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (в части определения порядка организации и проведения государственной экспертизы условий труда, сертификации работ по охране труда в организациях) (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 5, 6 и 21 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации"


Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 5, 6 и 21 Федерального закона "Об основах охраны труда Российской Федерации" подготовлен в целях реализации Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" в части осуществления государственной экспертизы условий труда.

Разработка указанного законопроекта обусловлена необходимостью изменить предмет правительственного регулирования, изложенного в пункте 2 статьи 21 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", которым предусмотрено утверждение Правительством Российской Федерации Положения о Всероссийской государственной экспертизе условий труда.

В настоящее время государственная экспертиза условий труда на федеральном уровне осуществляется подразделением, входящим в структуру Департамента условий и охраны труда Минтруда России, положение о котором утверждается Министерством. Утверждение Правительством Российской Федерации Положения о Всероссийской государственной экспертизе условий труда не требуется.

В то же время статьей 5 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" предусмотрено, что формирование органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда (включая субъекты Российской Федерации), и определение порядка деятельности указанных органов относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, что не согласуется с Конституцией Российской Федерации. При этом статьей 6 данного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда отнесена организация государственной экспертизы условий труда работников, вместо организации и проведения этой деятельности на территории субъекта Российской Федерации.

Таким образом, положения Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" о государственной экспертизе условий труда вызывают противоречия правового характера и создают сложности в реализации статей 5, 6 и 21 Закона.

Для разрешения сложившейся ситуации предлагается рассматривать государственную экспертизу условий труда как систему деятельности на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. При таком подходе государственная экспертиза условий труда должна осуществляться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Разработанный законопроект позволит определить порядок осуществления государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации и урегулировать отношения между федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда.

На практике основы такой системы уже сложились, и государственная экспертиза условий труда на региональном уровне осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда, а на федеральном уровне - Минтрудом России.

Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов всех уровней.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение