Пояснительная записка к проекту федерального закона N 111888-3 "О внесении дополнения в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об установлении ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации книжной продукции и продукции средств массовой информации, за исключением продукции рекламного и эротического характера, а также редакционных, издательских и полиграфических работ (услуг) по производству такой продукции) (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


Названный законопроект предусматривает установление налоговой ставки 10 процентов (по налогу на добавленную стоимость) при реализации учебной книжной продукции, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, продукции не рекламных и не эротических средств массовой информации (СМИ), а также редакционных, издательских и полиграфических работ (услуг) по производству перечисленной продукции.

Подготовленный законопроект направлен на предотвращение одномоментного повышения цен на книги и периодику, прогнозируемого экспертами в связи с прекращением действия с 1 января 2002 года государственной поддержки СМИ и книгоиздания. (Меры государственной поддержки, установленные с 1.01.1996 г. Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" от 30.11.1995 г. N 188-ФЗ с учетом Федерального закона от 16.11.1998 г. N 170-ФЗ, Федеральным законом "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" от 1.12.1995 г. N 191-ФЗ, действуют до 31.12.2001 г.).

По оценкам экспертов, в 2002 году следует ожидать существенного повышения цен на печатную продукцию, которое затронет интересы значительной части населения, прежде всего, наиболее уязвимой его части - учащимся, студентам, ученым, пенсионерам; неизбежно вызовет спад производства печатной продукции, дестабилизирует работу отрасли. В связи с чем, эксперты прогнозируют не увеличение налоговых поступлений в бюджет, что является основным аргументом отмены мер государственной поддержки, а к их уменьшению в связи с сокращением налогооблагаемой базы.

Проведенный сравнительный анализ зарубежного законодательства показывает, что развитые демократические страны, где насыщенность периодикой (в расчете на тысячу человек) на порядок выше, чем в России, достаточно часто применяют аналогичное налоговое регулирование в сфере СМИ и книгоиздания - полное или частичное освобождение от налога на добавленную стоимость.

Принятие подготовленного законопроекта потребует внесения изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" (от 1 декабря 1995 года N 191-ФЗ).


Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 164 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации"


Финансово-экономическое обоснование выполнено на основании данных, предоставленных Министерством финансов Российской Федерации (ответ от 02.07.2001 г. N 01-02-03/04-439 на депутатский запрос).

В связи с освобождением от налога на добавленную стоимость реализации продукции не рекламных и не эротических СМИ, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (льгота установлена с 1.01.1996 г. Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" от 30.11.1995 г. N 188-ФЗ с учетом Федерального закона от 16.11.1998 г. N 170-ФЗ, действует до 31.12.2001 г.), Министерство финансов Российской Федерации оценивает уменьшение доходной части федерального бюджета за 2001 г. в 1,4 млрд.руб., а по прогнозу на 2002 г. - 1,6 млрд.руб.

Таким образом, при сравнении доходов федерального бюджета 2002 года с базовым 2001 годом, имеют место дополнительные доходы:

- в размере 0,8 млрд.руб. при установлении налоговой ставки 10 процентов, как это предусматривает законопроект;

- в размере 1,6 млрд.руб. в случае полной отмены существующих льгот по НДС.

При сравнении прогнозируемых доходов федерального бюджета 2002 года в случае установления 10 процентной налоговой ставки относительно полной отмены, разница составляет 0,8 млрд.руб. На практике, эта разница будет меньшей, поскольку отмена льгот по НДС неизбежно скажется на уровне цен, приведет к падению тиражей (большему или меньшему), а значит - к уменьшению налоговых поступлений в бюджет в связи с сокращением налогооблагаемой базы. По расчетам экспертов МПТР России, в случае учета всех негативных последствий налоговые поступления в бюджет от издательской отрасли в 2002 г. могут сократиться в 1,5 - 1,7 раза по сравнению с уровнем 2001 г.

В дополнение к этим (финансовым) аргументам необходимо добавить информационные и культурные потери для общества, связанные с тем, что пресса станет еще менее доступной для основной части населения России.


Перечень законов, подлежащих изменению и дополнению в случае принятия
федерального закона "О внесении дополнения в статью 164 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации"


В случае принятия федерального закона "О внесении дополнения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" необходимо внести изменения в:

- статью 2 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" (от 1 декабря 1995 года N 191-ФЗ);

- статью 10 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" (от 1 декабря 1995 года N 191-ФЗ).


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.