Пояснительная записка к проекту федерального закона N 113815-3 "О внесении изменений в статьи 16, 17, 24, 45 и 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в части уточнения категорий граждан, пользующихся льготами участников Великой Отечественной войны при пенсионном обеспечении) (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 16, 17, 24
и 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"


Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" с учетом заслуг граждан перед государством уточнен и расширен перечень лиц, отнесенных к ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий на территории СССР и территориях других государств, а также изменен статус некоторых граждан, ранее установленный им Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (подпункт "е" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 и подпункт 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").

Кроме того, Федеральным законом от 4 мая 2000 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "О ветеранах" лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года и награжденные медалью "За оборону Ленинграда", отнесены к участникам Великой Отечественной войны (подпункт "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах").

Поскольку Федеральным законом "О ветеранах" (подпункт 1 пункта 1 статьи 13) установлено, что ветеранам льготы по пенсионному обеспечению предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, для однозначного толкования положений пенсионного законодательства, определяющих круг лиц, из числа ветеранов, имеющих право на указанные льготы, эти положения должны соответствовать положениям Федерального закона "О ветеранах" в части отнесения граждан к определенным категориям ветеранов.

Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Федеральным законом от 29 декабря 2000 г. N 167-ФЗ статьи 5, 21 и 110 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" приведены в соответствие с новой редакцией Федерального закона "О ветеранах".

В целях обеспечения равенства прав некоторых категорий ветеранов на льготное пенсионное обеспечение проектом федерального закона предусматривается внесение аналогичных изменений в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предусматривается изменить редакции пункта "б" статьи 16, пункта "в" статьи 17 и части второй статьи 24 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 в части приведения их в соответствие с Федеральным законом "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предусматривается изменение редакции пункта "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 с целью однозначного определения лиц из числа участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территории СССР и территориях других государств, которым предоставлено право на повышение назначенных в соответствии с указанным Законом пенсий.

Необходимость внесения указанных изменений обусловлена тем, что действующая редакция пункта "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 предусматривает повышение пенсий участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу в составе действующей армии, партизан, лиц вольнонаемного состава, воспитанников и юнг действующей армии.

Учитывая, что пунктом "г" статьи 110 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2000 г. N 167-ФЗ) право на повышение пенсий предоставлено участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", законопроектом предусматривается предоставить право на аналогичное повышение пенсий указанным участникам Великой Отечественной войны, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.

Кроме того, действующая редакция пункта "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 предусматривает повышение пенсий также участникам боевых действий за границей из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Вместе с тем, Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" установлена категория "ветераны боевых действий на территории СССР и территориях других государств".

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3, предоставляются льготы по пенсионному обеспечению.

С учетом изложенного, пунктом 2 статьи 1 законопроекта предусматривается путем внесения изменений в действующую редакцию пункта "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 уточнить круг лиц из числа указанных ветеранов боевых действий, которым предоставляется право на соответствующее повышение пенсий.

Реализация законопроекта потребует дополнительных расходов федерального бюджета в части выплаты повышений пенсий тем пенсионерам из числа участников войны и ветеранов боевых действий, которые ранее действовавшим законодательством не были отнесены к указанным категориям ветеранов, в сумме 21,36 млн. рублей в год.

Поскольку указанные расходы в федеральном бюджете на 2001 год не учтены, законопроектом предусматривается введение в действие федерального закона с 1 января 2002 г.

Принятие законопроекта не потребует внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.


Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 16, 17, 24
и 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"


I. Исходные данные


1. Категории и количество пенсионеров, на которых распространяется действие законопроекта:

участники Великой Отечественной войны из числа лиц, принимавших участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшихся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года (подпункт "е" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах") - 180 чел., в том числе инвалиды - 75 чел.;

участники Великой Отечественной войны из числа лиц, работавших на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года и награжденных медалью "За оборону Ленинграда" (подпункт "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах") - 8700 чел., в том числе инвалиды - 3950 чел.;

ветераны боевых действий из числа военнослужащих и других лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года (подпункт 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах") - 990 чел.

2. Минимальный размер пенсии по старости - 168,47 руб.

3. Источник финансирования: федеральный бюджет (подраздел "Пенсии военнослужащим" раздела "Социальная политика" функциональной классификации расходов федерального бюджета).


II. Расчет дополнительных расходов федерального бюджета на реализацию
законопроекта


1. На выплату увеличения пенсий за выслугу лет лицам, ставшим инвалидами 3 группы вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин и являющимся участниками Великой Отечественной войны (подпункты "е" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), (пункт "б" статьи 16 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).

Количество - 280 (15 + 265) чел.

Размер увеличения пенсии - 168,47 руб. (на 100 процентов минимального размера пенсии по старости).

Расчет потребности на год:

168,47 х 280 х 12 = 0,57 млн.руб.

2. На выплату надбавки к пенсиям за выслугу лет и по инвалидности участникам Великой Отечественной войны (подпункты "е" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), (пункт "в" статьи 17 и часть вторая статьи 24 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).

Количество: всего - 5364 (120 + 5244) чел., в том числе инвалидов 1 и 2 групп и достигших 80-летнего возраста - 3745 чел.

Размер надбавки - 168,47 руб. (100 процентов минимального размера пенсии по старости), а для инвалидов 1 и 2 групп и достигших 80-летнего возраста - 336,94 руб. (200 процентов минимального размера пенсии по старости).

Расчет потребности на год:

168,47 х 1619 х 12 + 336,94 х 3745 х 12 = 18,42 млн.руб.

3. На выплату повышения пенсий участникам Великой Отечественной войны (подпункт "е" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах") и ветеранам боевых действий (подпункт 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах") (пункт "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).

Количество - 1170 (180 + 990) чел.

Размер повышения пенсии - 168,47 руб. (на 100 процентов минимального размера пенсии по старости).

Расчет потребности на год:

168,47 х 1170 х 12 = 2,37 млн.руб.

Всего предполагаемые расходы федерального бюджета на реализацию, законопроекта составят 21,36 млн. рублей в год.


Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи
16, 17, 24 и 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"


С принятием указанного федерального закона не потребуется отмена, приостановление, изменение, дополнение или принятие иных актов федерального законодательства.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.