Пояснительная записка к проекту федерального закона N 64519-3 "О внесении дополнения в статью 228 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от налогообложения сумм, выплачиваемых комиссионными магазинами от продажи имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, а также ломбардами от реализации имущества физических лиц, в случае, если такие суммы не превышают 10 тысяч рублей) (не действует)

Пояснительная записка
К проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


Необходимость внесения данного проекта федерального закона вызвана многочисленными обращениями граждан, реализующих имущество через магазины комиссионной торговли, а также получающих кредиты от ломбардов под залог имущества.

С 1 января 2001 года была введена в действие часть вторая Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс). Главой 23 данного документа установлены новые правила налогообложения доходов физических лиц, получаемых от продажи имущества. В соответствии со статьей 220 Кодекса имущественный вычет в размере 125 тыс. рублей предоставляется физическим лицам на основании письменного заявления при подаче ими деклараций в налоговые органы по окончании налогового периода. При этом, в соответствии с положениями статьи 226 Кодекса, российские организации, выплачивающие физическим лицам доходы, признаются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.

Исходя из описанных норм в случаях, когда реализация имущества физических лиц производится комиссионными магазинами, при выплате соответствующих сумм указанные магазины удерживают налог по ставке 13 процентов. Подобный подход ухудшает положение налогоплательщиков в сравнении с ранее действовавшим порядком. До 1 января 2001 года в соответствии с подпунктом "т" пункта 1 статьи 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" суммы в пределах 1000 МРОТ, полученные от продажи имущества, не подлежали налогообложению. В связи с этим при реализации комиссионными магазинами имущества, стоимость которого не превышала указанные размеры, налог не удерживался. Оценивая последствия введения в действие указанных норм Кодекса необходимо иметь в виду, что услугами комиссионной торговли во многих случаях пользуются социально незащищенные категории граждан, для которых реализация имущества зачастую является единственным способом обеспечить свое существование. Удержание налога в таких случаях не отвечает целям социальной направленности подоходного налогообложения и фактически означает кредитование бюджета за счет малообеспеченных граждан.

Законопроектом предлагается освободить от налогообложения суммы, выплачиваемые комиссионными магазинами от продажи имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, в случае, если такие суммы не превышают 10 тыс. рублей за налоговый период. Ограничение по сумме выплаты предлагается установить с тем, что бы учесть именно интересы малообеспеченных граждан, не распространяя действие предлагаемой нормы на случаи, когда через комиссионные магазины реализуется дорогостоящее имущество.

Кроме того, законопроект направлен и на решение проблемы, возникающей при невозврате физическими лицами кредитов, выданных ломбардами под залог имущества. При невозврате заемщиком кредита ломбард реализует заложенное имущество, а разница между суммой, полученной от реализации, и погашаемыми за счет нее обязательствами заемщика выплачивается физическому лицу. В данном случае ломбард, в соответствии с указанными нормами Кодекса, становится налоговым агентом и обязан исчислить и удержать сумму налога. Для решения данной проблемы предлагается освободить от налогообложения суммы, не превышающие 10 тыс. рублей за налоговый период, выплачиваемые ломбардами от реализации имущества физических лиц.


Финансово-экономическое обоснование
К проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" в федеральном бюджете на текущий год учитывается 1 процент от сумм поступлений налога на доходы физических лиц, что составляет 1 903, 2 млн. рублей Таким образом, удельный вес поступлений от данного налога в налоговых доходах федерального бюджета составляет менее 0,2 %.

В связи с тем, что налог на доходы физических лиц практически в полном объеме зачисляется в региональные и местные бюджеты, а также учитывая тот факт, что суммы поступлений налога, удерживаемого комиссионными магазинами и ломбардами при выплате сумм, не превышающих 10 тыс. рублей, составляют незначительную величину в общих поступлениях данного налога, можно утверждать, что последствия принятия предлагаемого законопроекта для федерального бюджета будут исчезающе малы.

Необходимо также отметить, что принятие предлагаемых норм позволит избежать возмещения из бюджета удержанных налоговыми агентами сумм налога в 2002 году.


Перечень нормативных правовых актов
принятия, изменения или отмены которых потребует принятие проекта федерального закона "О внесении дополнения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


Принятие проекта федерального закона "О внесении дополнения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения или отмены каких-либо нормативных правовых актов.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.