Пояснительная записка к проекту федерального закона N 76645-3 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в части сокращения количества лицензируемых видов деятельности) (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"


Ключевым условием развития экономики является усиление предпринимательской активности, устранение административных барьеров на пути ведения бизнеса, создание режима максимального благоприятствования для его развития. Недостатки, сложившиеся в сфере осуществления лицензирования отдельных видов деятельности, превратили процесс получения лицензии в один из таких барьеров. Лицензирование как одна из важных форм государственного регулирования, должно препятствовать вхождению в рынок неподготовленных и недобросовестных хозяйствующих субъектов и призвано служить защите законных интересов граждан, обороне и безопасности государства.

В настоящее время в сфере лицензирования отсутствуют единые нормы правового обеспечения. Норма действующего Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" о нераспространении установленного им порядка лицензирования на порядок лицензирования конкретных видов деятельности, лицензирование которых установлено иными, вступившими ранее в силу федеральными законами, противоречит принципу единства порядка лицензирования.

Установленная действующим законом о лицензировании возможность определения в подзаконных актах работ и услуг по лицензируемым видам деятельности приводит к значительному расширению перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию. Анализ опыта передовых стран мира в сфере лицензирования показывает, что лицензированию подлежит небольшой круг видов деятельности: Австрия - 28, Япония - 39, Великобритания - 38, Испания - 75, Франция - 140.

Создание при лицензирующих органах различных лицензионных, экспертных и других центров превратило лицензионную деятельность в источник дополнительного извлечения доходов и пополнения региональных и ведомственных бюджетов. В результате необоснованного расширения перечня документов, необходимых для ее получения, в том числе различного рода заключений инспекций, надзорных и контрольных органов, значительно увеличивается плата за лицензию.

Лицензирование зачастую введено там, где достаточно иных методов существующего государственного контроля и надзора, в том числе задействованы системы сертификации, стандартизации, а также установлены меры ответственности за ненадлежащее выполнение субъектами хозяйственной деятельности установленных правил и условий.

Законопроект разработан в целях упорядочения и упрощения порядка лицензирования" на территории Российской Федерации, определения единого предельного перечня лицензируемых видов деятельности и сокращения числа лицензируемых видов деятельности.

Законопроект состоит из трех статей. Статьей первой устанавливается новая редакция Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Статьей второй устанавливается, в частности, что иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, и подлежат приведению в соответствие с ним. Статья третья определяет, что закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

В целях уточнения и упрощения единого порядка лицензирования в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" законопроектом внесены следующие поправки:

понятие "лицензия" приведено в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации;

из действующего Федерального закона исключена норма, предусматривающая возможность определения работ и услуг по лицензируемым видам деятельности в подзаконных актах;

нижний предел срока действия лицензии увеличен с трех до пяти лет;

уточнен перечень документов, необходимых для получения лицензии, который не может быть произвольно расширен. Введена норма о представлении только тех документов, обязательное наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами;

введено новое основание для переоформления лицензии - утрата лицензии, уточнен порядок переоформления лицензии;

уточнены полномочия лицензирующих органов в целях максимального разделения функций надзорных и лицензирующих органов;

установлено, что лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии в случаях неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий;

проектом установлено, что лицензирующий орган может подать заявление в суд об аннулировании лицензии в случаях, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий и если нарушение лицензиатом таких требований повлекло за собой нанесение ущерба правам и законным интересам граждан, обороне и безопасности государства;

в соответствии с требованиями Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" в законопроекте установлены фиксированные размеры лицензионных сборов за рассмотрения заявления о выдаче лицензии, за выдачу лицензии, а также платы за переоформление лицензии и за предоставление информации из реестра лицензий.

Порядок лицензирования, установленный настоящим законопроектом, распространяется на виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено статьей 17 законопроекта, включая и те из них, лицензирование которых было установлено вступившими в силу до вступления в силу Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" иными федеральными законами. Тем самым исключена возможность применения множества правовых норм, регламентирующих порядок лицензирования конкретных видов деятельности.

Законопроектом установлен перечень лицензируемых видов деятельности, который включает 104 наименования видов деятельности, что существенно меньше, чем лицензируется в настоящее время в соответствии с действующим законодательством. Перечень сформирован в соответствии с критериями определения лицензируемых видов деятельности, согласно которым лицензируются те виды деятельности, осуществление которых является опасным для жизни и здоровья неограниченного круга лиц, может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Из сферы лицензирования исключены те виды деятельности, государственное регулирование которых в полной мере может и должно осуществляться государственными контрольными и надзорными органами в силу функциональных обязанностей другими методами, в том числе применением государственных норм, государственных стандартов, сертификации, деклараций о соответствии, аккредитации, применением санитарных, строительных и иных правил и норм. При этом учитывалось, что за нарушение государственных норм и правил действующим законодательством предусмотрена административная, а в отдельных случаях и уголовная ответственность, установлена ответственность должностных лиц за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Количество лицензируемых видов деятельности сокращено также за счет устранения излишнего дробления и детализации видов деятельности. Так, уточнена редакция видов деятельности, связанных с транспортным процессом на морском, водном, воздушном транспорте, с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, анализ практики лицензирования показал, что многие лицензирующие органы не проводят проверок соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий после выдачи лицензий, в связи с чем выдача лицензий носит, по существу, характер документального контроля предоставляемых лицензиатом сведений.

Законопроект имеет принципиальное значение для дальнейшего хода реформ, затрагивает интересы граждан, предприятий и государства. Принятие законопроекта позволит обеспечить осуществление единой государственной политики в области лицензирования, упростить вхождение в рынок новым хозяйствующим субъектам и создать условия для стабильной работы действующим предпринимательским структурам. Законопроект позволит упорядочить нормативную правовую базу лицензирования, создать необходимые гарантии соблюдения законности во взаимоотношениях субъектов хозяйствования, повысить ответственность органов исполнительной власти при реализации своих полномочий.

В случае принятия предлагаемого проекта закона потребуется внесение изменений в законодательные акты, регулирующие порядок лицензирования конкретных видов деятельности.

Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.


Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих изменению


Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 27, ст.920; 1993, N 17, ст.602);

Закон Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 18, ст.961; N 34, ст.961; 1993, N 22, ст.790; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст.2397);

Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст.888);

Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст.1913; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст.3613);

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст.1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.150; 1997, N 47, ст.5341; 2000, N 33, ст.3348);

Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст.56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст.4; 1999, N 29, ст.3703; N 47, ст.5622);

Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4524-1 "О федеральных органах правительственной связи и информации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 12, ст.423);

Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 23 ст.811);

Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 26, ст.966; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.4; 1998, N 10, ст.1143; N 31, ст.3832);

Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 25, ст.917; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.4);

"Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст.1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 10, ст.1143; 1999, N 51, ст.6289);

Закон Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 50, ст.5609);

Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3303);

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3649; 1995, N 35, ст.3503; 1996, N 17, ст.1911; 1998, N 4, ст.430);

Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст.609);

Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 9, ст.713);

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст.1024);

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 32, ст.3198);

Федеральный закон от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 32, ст.3199);

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст.3349; 1996, N 22, ст.2594; 1997, N 29, ст.3502; 1998, N 30, ст.3613; 1999, N 2, ст.233; 2000, N 1 (часть I), ст.8);

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, 4473);

Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 1997, N 7, ст.808);

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4563; 1998, N 31, ст.3803; 1999 N 29, ст.3693; 1999, N 2, ст.232; 2000, N 22, ст.2267);

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст.4872);

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст.4873; 1999, N 10, 1158);

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.2);

Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.141);

Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.142);

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.146; 1997, N 26, ст.2952; 1998, N 30, ст.3613);

Федеральный закон от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ "Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть вторая" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст.410);

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст.1918; 1998, N 48, ст.5857; 1999, N 28, ст.3472);

Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О музейном фонде в Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст.2591);

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст.4135; 2000, N 29, ст.3001; 2000, N 33, ст.3348);

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст.5491);

Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст.5681; 1998, N 30, ст.3613; 1998, N 31, ст.3834; 1998, N 51, ст.6269; 1999, N 47, ст.5612; 1999,16, ст.1640);

Федеральный закон от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483);

Федеральный закон от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 18, ст.2105);

Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 29, ст.3510);

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2000, N 33, ст.3348);

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3589);

Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 51, ст.5715);

Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст.219);

Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст.222);

Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст.226);

Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст.1463; 1999, N 14, ст.1664);

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст.2069);

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст.2071);

Федеральный закон от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст.3006; 2000, N 2, ст.126);

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст.3009);

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 29, ст.3399);

Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст.3609);

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3813);

Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст.4736; 2000, N 33, ст.3348);

Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О лизинге" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, ст.44, ст.5394);

Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. N 183-ФЗ "О государственном контроле за качеством и рациональном использовании зерна и продуктов его переработки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 49, ст.5970);

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 1995, N 8, ст.600);

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29 "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст.150).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. Вместо "N 29" следует читать "N 29-ФЗ"


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.