Пояснительная записка к проекту федерального закона N 90014006-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" (о распространении статуса участника войны на блокадников Ленинграда, работавших на предприятиях, в учреждениях и организациях города в период блокады; на военнослужащих "последнего военного призыва") (не действует)

Обоснование
необходимости принятия Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "О ветеранах"


Федеральный закон "О ветеранах" обусловил создание целостной системы социальной защиты ветеранов, инвалидов войны и труда. Однако, к сожалению, в нем допущен целый ряд серьезных неточностей, в частности, не оценены по достоинству заслуги ряда категорий ветеранов при защите Отечества.

В течение 1995-1997 годов многие субъекты Российской Федерации неоднократно выходили с законодательными инициативами по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" в Государственную Думу, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга также обращалось 21 июня 1995 года в Государственную Думу с пакетом предложений о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах". Государственная Дума и Совет Федерации поддержали наши предложения, однако, Президент России законопроект отклонил.

В отличие от ранее вносимой законодательной инициативы Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, с учетом финансовых трудностей России, предлагает Государственной Думе рассмотреть наиболее острые вопросы, касающиеся восстановления социальной справедливости по отношению только к двум категориям ветеранов - гражданам, работавшим на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года и награжденным медалью "За оборону Ленинграда" (труженики блокадного Ленинграда) и гражданам, проходившим военную службу в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входившим в состав действующей армии и награжденным медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" или медалью "За победу над Японией" (ветераны последнего военного призыва). По мнению Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, необходимо поэтапно, с учетом финансовых возможностей государства, решать вопросы, связанные с восстановлением социальной справедливости по отношению ко многим категориям ветеранов. И начать эту работу необходимо с тех граждан, которые непосредственно принимали участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, возраст которых в настоящее время превышает 70 лет, и которых с каждым годом становится все меньше.

Граждане, награжденные боевой медалью "За оборону Ленинграда", весь период блокады с 1941 по 1944 годы, испытывая голод и холод, фактически находились на передовой, в условиях города-фронта, постоянно подвергавшегося артобстрелам и бомбежкам. И вместе с бойцами действующих армий жители города непосредственно участвовали в обороне Ленинграда - трудились на предприятиях, строили оборонительные сооружения, спасали город от пожаров. Из многих городов нашей страны и зарубежных государств Европы, подвергшихся разрушениям, Ленинград является единственным городом, в который не вступил враг. Факт уникальности 900-дневной героической обороны Ленинграда, города-фронта, признан мировой историей. К сожалению, ст.18 Федерального закона "О ветеранах" уравняла в правах на льготы и меры социальной защиты граждан, награжденных боевой медалью "За оборону Ленинграда", с жителями блокадного Ленинграда, включая малолетних детей. Учитывая огромный вклад тружеников блокадного Ленинграда в защиту своего города, оценивая их заслуги при защите Отечества, предлагаем отнести награжденных медалью "За оборону Ленинграда" по статусу к участникам Великой Отечественной войны и внести соответствующие изменения в ст.2 и ст.18 Федерального закона "О ветеранах". Необходимо учесть, что Санкт-Петербург с 1998 года взял на себя реализацию Федерального закона "О ветеранах" в полном объеме, предусмотрев в городском бюджете финансирование льгот и мер социальной защиты всех категорий ветеранов.

Справочно: из 554032 тружеников блокадного Ленинграда, награжденных с 1943 по 1997 год медалью "За оборону Ленинграда", в настоящее время в Российской Федерации проживает около 100 тысяч человек, в том числе в Санкт-Петербурге - 81078 человек.

Граждане, проходившие военную службу, не входившие в состав действующей армии, награжденные медалями "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" или "За победу над Японией" (ветераны последнего военного призыва), в соответствии со ст.2 Федерального закона "О ветеранах" справедливо признаны участниками Великой Отечественной войны наряду с другими семью категориями участников войны. И только по отношению к ветеранам последнего военного призыва согласно ст.17 Федерального закона "О ветеранах" имеется незаслуженное ограничение прав на льготы и меры социальной защиты.

Федеральным законом "О ветеранах" не предусмотрено обязательное участие в боевых действиях в течение всего более чем 4-летнего периода войны - с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года. Но среди участников войны немало тех, кто по различным обстоятельствам принимал участие в боевых действиях в различные периоды войны от одной недели до одного года. Ветераны последнего военного призыва, родившиеся в 1926-1927 годах, были мобилизованы на защиту Отечества в 1944 году, в заключительный, но не менее опасный период войны, за что справедливо были награждены медалями "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", "За победу над Японией" и многими другими медалями и орденами.

Ошибку, допущенную Федеральным законом "О ветеранах" по отношению к ветеранам последнего военного призыва, можно и нужно исправить посредством исключения из закона ст.17 и отнесения этой группы ветеранов к категории лиц, которым предусмотрены меры социальной защиты для участников и инвалидов Великой Отечественной войны.

Справочно: в Российской Федерации в настоящее время проживает около 200000 ветеранов последнего военного призыва. Из них 6213 человек проживает в Санкт-Петербурге.

Учитывая, что речь идет о двух категориях ветеранов войны, которые одновременно являются ветеранами труда, инвалидами и в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и пенсионным законодательством фактически имеют почти все права на льготы и меры социальной защиты, которые сегодня имеют участники и инвалиды Великой Отечественной войны (за исключением расходов на выплату компенсации за транспортное обслуживание и обеспечение инвалидов бесплатным автотранспортом, расходов на санаторно-курортное лечение и возмещение расходов на льготы по оплате за телефон, радио и вневедомственной охраны), изменения в Федеральном законе "О ветеранах" не приведут к существенным затратам из федерального бюджета. Общая сумма ежегодных дополнительных затрат в случае распространения льгот, предлагаемых законопроектом, на лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда" из числа работавших на предприятиях города в период блокады, и лиц, награжденных медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" или медалью "За победу над Японией" (последний военный призыв), по расчетам составит 276,6 млн. рублей. Речь идет о главном: в полной мере уравнять по статусу участников Великой Отечественной войны, защитников города-героя Ленинграда и тех, кто в 1944 году был мобилизован на защиту Отечества.

Положительное и социально справедливое решение данного вопроса будет иметь важное значение в восстановлении исторической справедливости по отношению к людям, внесшим большой вклад в общее дело победы над фашистской Германией и милитаристской Японией, а также в воспитании будущих защитников Отечества.


Справка
о финансово-экономическом обосновании принятия федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах"


Расчет осуществлен исходя из финансовых затрат на реализацию мероприятий, предусмотренных в расчете к Федеральному закону "О ветеранах".

I. Согласно Федеральному закону "О ветеранах", финансовые затраты на социальную защиту участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территориях других государств в расчете на год должны составить 1618426,2 тыс. рублей (по состоянию на конец 1997 года в ценах 1998 года).

Численность участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территориях других государств составляет 2533392 человек и 230000 человек соответственно.

Расходы на одного получателя льгот в расчете на год составят 1618426.2 тыс.рублей: (2533392 + 230000) = 585,7 рубля.

Исходя из этого, в случае принятия проекта закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах":

а) На граждан, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", при реализации пп.1 и 2 ст.1 проекта закона дополнительно к имеющимся льготам, указанным в ст.18 Федерального закона "О ветеранах", распространится ряд льгот, указанных в ст.14 и 15 Федерального закона "О ветеранах", - еще на 100 тыс.человек (в том числе 81078 жителей Санкт-Петербурга) - лиц, указанных в п.3 ст.2 и ст.18 Федерального закона "О ветеранах".

Расходы на предоставление льгот этой категории граждан составят:

585,7 руб. х 100 тыс.чел. = 58,5 млн.руб.

б) На участников последнего военного призыва при реализация пп.З и 4 ст.1 проекта закона дополнительно к имеющимся льготам, указанным в ст.17 Федерального закона "О ветеранах", распространится ряд льгот, указанных в ст.14 и 15 Федерального закона "О ветеранах", - еще на 200 тыс.человек (в том числе 6213 жителей Санкт-Петербурга) - лиц, перечисленных в п."з" ст.2 части 2 Федерального закона "О ветеранах".

Расходы на предоставление льгот этой категории граждан составят:

585,7 руб. х 200 тыс.чел. = 117,1 млн.руб.


II. Пенсионные льготы:

а) Для граждан, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", перерасчет пенсий не потребуется (100% минимальной пенсии они уже получают).

б) Для участников последнего военного призыва:

42,1 руб. х 200 тыс.чел. х 12 = 101,0 млн.руб. (50% минимальной пенсии добавочно, 50% - уже получают).

Итого предполагаемые затраты по реализации мероприятий, предусмотренных в проекте закона, составят:

58,5 млн.руб. + 117,1 млн.руб. -+ 101,0 млн.руб. = 276,6 млн.руб.


Перечень
законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах"


Для реализации данного закона требуется внести изменения в Федеральный закон "О ветеранах".


Предложения
о разработке нормативных правовых актов, принятия которых потребует принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах"


Для реализации данного закона принятие нормативных актов, которые не были бы предусмотрены действующими законодательными актами Российской Федерации, не требуется.


Справка
о состоянии законодательства Российской Федерации касающегося проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах"*


Правовое регулирование в области льгот и социальной защиты ветеранов, участников войны и членов их семей в настоящее время осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", принятым Государственной Думой Федерального Собрания 16 декабря 1994 года.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение