Заключение на проект федерального закона N 19560-3 "О внесении дополнений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательный акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"

Заключение Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. N 2062п-П13
по проекту федерального закона "О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Глава 26. Государственная пошлина)", внесенному в Государственную Думу депутатами Государственной
Думы В.М.Резником, В.И.Головлевым, С.И.Штогриным


В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

Законопроектом предусматривается в основном сохранить действующий порядок уплаты государственной пошлины. При этом размеры государственной пошлины, исчисляемые в настоящее время в кратном отношении к минимальному размеру оплаты труда, будут установлены в фиксированной сумме.

Законопроектом дополняется перечень юридически значимых действий, за счет которых поступления в бюджеты всех уровней составят 4188,6 млн. рублей, а с учетом увеличения размеров государственной пошлины - 4244,6 млн. рублей.

Правительство Российской Федерации поддерживает концепцию данного законопроекта.

Вместе с тем, после принятия законопроекта в первом чтении, в нем необходимо предусмотреть следующее.

1. Нормы, предусмотренные в подпунктах 7 и 8 статьи 16 законопроекта, согласно которым размер государственной пошлины за регистрацию кредитных организаций и открытие их филиалов, устанавливаются в размере, определяемом Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", противоречат статье 53 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.

2. Подпунктом 10 статьи 3 законопроекта предлагается ввести государственную пошлину за государственную регистрацию переводных и простых векселей. Вместе с тем, законодательство Российской Федерации не предусматривает какой-либо регистрации векселей. Женевская конвенция о гербовом сборе по векселям 1930 года допускает установление государствами "гербового сбора" по векселям, однако введение такой пошлины до внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "О переводном и простом векселе" представляется нецелесообразным.

3. Необходимо установить дифференцированный подход к взиманию государственной пошлины в зависимости от целей осуществления эмиссии ценных бумаг (эмиссии, связанные с привлечением капитала, и технические эмиссии) и сроков обращения ценных бумаг (сроком обращения до 3 месяцев, до 6 месяцев, до 1 года и более 1 года). Пошлина должна взиматься не за регистрацию проспекта эмиссии ценных бумаг, а за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг.

Исходя из этого подпункт 44 пункта 1 статьи 16 законопроекта необходимо изложить в следующей редакции:

"44) за государственную регистрацию:

а) выпусков неконвертируемых облигаций, размещаемых путем подписки, решение о выпуске которых предусматривает их погашение в срок не более 3 месяцев с даты выпуска и оплату при размещении и погашении только денежными средствами, - 0,1 процента номинальной суммы выпуска;

б) выпусков неконвертируемых облигаций, размещаемых путем подписки, решение о выпуске которых предусматривает их погашение в срок не более 6 месяцев с даты выпуска и оплату при размещении и погашении только денежными средствами, - 0,2 процента номинальной суммы выпуска;

в) выпусков неконвертируемых, облигаций размещаемых путем подписки, решение о выпуске которых предусматривает их погашение в срок не более 1 года с даты выпуска, а также оплату при размещении и погашение только денежными средствами, - 0,4 процента номинальной суммы выпуска;

г) иных выпусков ценных бумаг, размещаемых путем подписки, - 0,8 процента номинальной суммы выпуска;

д) выпусков ценных бумаг, размещаемых любыми другими способами размещения, кроме подписки, за исключением случаев, указанных в подпунктах "е" и "ж" - 10 000 рублей за каждый выпуск;

е) выпусков ценных бумаг, размещаемых путем конвертации в них конвертируемых ценных бумаг, размещенных путем подписки, в случае, если номинальная стоимость размещаемых ценных бумаг превышает номинальную стоимость конвертируемых в них ценных бумаг - 0,8 процента суммы превышения;

ж) выпусков ценных бумаг, размещаемых при реорганизации юридических лиц, - 20 000 рублей за каждый выпуск.".

Пункт 1 статьи 17 законопроекта изложить следующим образом:

"1. За государственную регистрацию выпусков ценных бумаг государственная пошлина уплачивается юридическими лицами - эмитентами этих ценных бумаг до представления документов для государственной регистрации в регистрирующий орган.

В случае отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг уплаченная государственная пошлина не возвращается.

Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случаях:

внесения пошлины в большем размере, чем это требуется в соответствии с подпунктом 44 пункта 1 статьи 16 настоящего Закона;

отказа лица, уплатившего пошлину, от государственной регистрации выпуска ценных бумаг, до поступления документов на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган.

В течение трех рабочих дней после уплаты государственной пошлины налогоплательщик представляет в соответствующий налоговый орган расчет суммы государственной пошлины с указанием общего объема выпуска, вида и способа размещения ценных бумаг.

Не подлежит уплате государственная пошлина при государственной регистрации выпусков ценных бумаг, эмитентом которых являются:

1) федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, а также Центральный банк Российской Федерации;

2) организации, размещающие ценные бумаги в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней, при условии их передачи и/или обременения в пользу уполномоченного органа исполнительной власти на основании договора о погашении задолженности по платежам в бюджеты всех уровней.".

4. Считаем нецелесообразным установление пошлины за государственную регистрацию договоров доверительного управления, связанных с операциями с ценными бумагами, поскольку предложенная мера, в первую очередь, окажет негативное воздействие на мелких инвесторов, в том числе пайщиков паевых инвестиционных фондов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. N 765 приобретение инвесторами паев паевых инвестиционных фондов является заключением инвестиционного договора, связанного с доверительным управлением имуществом. При этом следует принимать во внимание, что размер минимального взноса в паевой инвестиционный фонд не ограничивается законодательством и обусловлен правилами паевого инвестиционного фонда, поэтому государственная пошлина в размере 500 рублей может быть эквивалентна (или превышать) размеру вложений в паевой инвестиционный фонд.

В связи с этим необходимо подпункт 30 пункта 1 статьи 16 законопроекта изложить в следующей редакции:

"30) за государственную регистрацию договоров доверительного управления, за исключением договоров доверительного управления, заключаемых с профессиональными участниками рынка ценных бумаг и управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, - 500 рублей;".


Заместитель Председателя

Правительства Российской Федерации -

Министр финансов Российской
Федерации

А.Кудрин



Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.