Заключение на проект федерального закона N 42957-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (по вопросу корректировки ряда статей указанного Закона в связи со вступлением в силу Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации") (не действует)

Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ
от 11 апреля 2001 г. N 2.2-1/2225
на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"


Изучив по поручению Председателя Комитета Государственной Думы по государственному строительству от 5 апреля 2001 года N 3.3-414 текст подготовленного ко второму чтению указанного законопроекта (от 6 апреля 2001 года), Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает.

1. В предлагаемой в проекте закона новой редакции части 1 статьи 3 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о статусе) содержится положение о том, что "порядок подтверждения начала, а равно прекращения полномочий члена Совета Федерации определяется Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Считаем, что не следует смешивать содержание понятий "подтверждение полномочий" и "срок полномочий". Так, в предлагаемой новой редакции части 1 статьи 3 названного Федерального закона содержится отсылочная норма о том, что срок полномочий члена Совета Федерации определяется в соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. (В статье 9 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" определено, когда начинаются и прекращаются полномочия члена Совета Федерации.) Порядок же подтверждения и прекращения полномочий члена Совета Федерации устанавливается Регламентом Совета Федерации (статья 5), где определен орган Совета Федерации, готовящий этот вопрос к рассмотрению палаты, порядок рассмотрения вопроса на пленарном заседании Совета Федерации и принятия по нему решения. Замечание аналогичного характера есть и по предлагаемой новой редакции части 2 статьи 4 Федерального закона о статусе.

Вызывает сомнение необходимость и целесообразность (цели и задачи) процедуры подтверждения полномочий члена Совета Федерации (следует отметить, что в отношении депутатов Государственной Думы подтверждение палатой их полномочий не требуется). Во всяком случае, порядок подтверждения и прекращения полномочий члена Совета Федерации следует определять в федеральном законе, но не в регламенте палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Согласно части 4 статьи 101 Конституции Российской Федерации в регламентах палат Федерального Собрания Российской Федерации должны решаться лишь вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

2. В качестве одного из оснований для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы в подпункте б) части 1 предлагаемой новой редакции статьи 4 Федерального закона о статусе является назначение члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы на государственную должность Российской Федерации, на государственную должность субъекта Российской Федерации или должность в органе местного самоуправления, а в подпункте в) этой же части - поступление члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу. Однако назначение на вышеуказанные должности и есть поступление на государственную или муниципальную службу, таким образом, в названных подпунктах говорится об одном и том же основании досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.

Аналогичное замечание имеется и по подпунктам а) и б) части 2 предлагаемой новой редакции статьи 6 Федерального закона о статусе.

3. В предлагаемой редакции подпункта б) части 1 статьи 4 и подпункта а) части 2 статьи 6 Федерального закона о статусе указываются два вида должностей в органах местного самоуправления: "выборное должностное лицо органа местного самоуправления" и "должность в органе местного самоуправления", а в предлагаемой редакции части 7 статьи 29 используется термин "муниципальные должности муниципальной службы". Согласно же статье 1 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" муниципальные должности подразделяются на:

выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

Таким образом, названия должностей, упоминаемые в проекте, необходимо привести в соответствие с указанным Федеральным законом.

4. Предлагаемую редакцию подпункта б) части 1 статьи 7 Федерального закона о статусе следует уточнить с учетом того, какие специальные комиссии имеются в виду. Видимо, специальные комиссии, создаваемые для преодоления возникших разногласий в случаях отклонения Президентом Российской Федерации федеральных законов. Исходя из этого можно было бы дополнить подпункт б) пункта 1 статьи 7 Федерального закона о статусе следующим словосочетанием: "а также в работе специальных комиссий, создаваемых в связи с отклонением Президентом Российской Федерации федеральных законов". Замечания аналогичного характера имеются по пункту 5 статьи 1 законопроекта.

5. Согласно предлагаемой новой редакции части 3 статьи 25 Федерального закона о статусе члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы после окончания срока их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с их согласия другая равноценная работа (должность) в той или в другой организации.

Аналогичная норма содержится в Федеральном законе о статусе и в КЗоТе, и, как показала судебная практика, она не обеспечивает депутату Государственной Думы после окончания его полномочий гарантии предоставления прежней работы или должности. Согласно Конституции Российской Федерации депутат Государственной Думы избирается на 4 года, а на должность, которую он занимал в организации до избрания депутатом, как правило, принимается другой работник по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок. При возвращении бывшего депутата Государственной Думы на прежнее место работы его должность оказывается занятой, а работника по действующему законодательству невозможно уволить, поскольку он принят на работу по трудовому договору на неопределенный срок. Поэтому, с нашей точки зрения, редакцию части 3 статьи 25 следует изменить с тем, чтобы соответствующие гарантии депутату Государственной Думы и члену Совета Федерации были реальны. В этом контексте также следовало бы определить срок, в течение которого после окончания соответствующих полномочий бывшие депутаты и члены Совета Федерации могли бы вернуться на свою прежнюю работу (занять прежнюю должность).

6. Необходимо предлагаемую новую редакцию части 1 статьи 27 Федерального закона о статусе привести в соответствие с частью 2 его статьи 2, так как в соответствии с частью 3 статьи 2 данного закона к социальным гарантиям деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы относится и ежемесячное денежное вознаграждение.

7. В связи с необходимостью упорядочения правоприменительной практики считаем целесообразным в предлагаемых редакциях статей 27 и 34 Федерального закона о статусе уточнить содержание понятия "член семьи члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы", так как российское законодательство (жилищное, семейное) не содержит единого понятия "член семьи".

8. В предлагаемой редакции статьи 35 Федерального закона о статусе следует уточнить, какие именно расходы (любые?) имеются в виду под "расходами, связанными с материальным обеспечением члена Совета Федерации". Исходя из структурного анализа статьи 35 Федерального закона о статусе, видимо, подразумеваются расходы, связанные с материальным обеспечением деятельности члена Совета Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

9. Из новой редакции части 6 статьи 44.1 Федерального закона о статусе не ясно, что имеется в виду под словами "получать пенсионное обеспечение на условиях, предусмотренных в субъекте Российской Федерации" - государственная пенсия или доплата к ней.

10. В абзаце втором статьи 2 проекта закона следует уточнить, на какие "правоотношения, возникшие до вступления его в силу", распространяется действие данного закона.

Замечания в части кодификации и юридической техники переданы в Комитет в рабочем порядке.

По проекту постановления Государственной Думы замечаний не имеется.


Первый заместитель

начальника Управления

В.А.Рощин



Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.