Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками от 6 апреля 2001 г. на Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о поощрении и взаимной защите капиталовложений (не действует)

Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками
от 6 апреля 2001 г. на Соглашение между Правительством Российской
Федерации и Правительством Республики Молдова о поощрении и взаимной
защите капиталовложений


17 марта 1998 года в городе Москве было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

19 апреля 1999 года Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о поощрении и взаимной защите капиталовложений (далее Соглашение) внесено Правительством Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу.

Соглашение заключено на основе типового проекта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1992 года N 395 и по содержанию во многом совпадает с аналогичными соглашениями, подписанными в 1992 - 1998 годах с Италией, Грецией, Кубой, Румынией, Узбекистаном, Казахстаном и др.


1. Соглашение


Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о поощрении и взаимной защите капиталовложений состоит из преамбулы и 14 статей, представляющих единую систему норм, которые должны толковаться во взаимосвязи, что соответствует Венской конвенции о праве международных договорах 1969 года и Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации".


II. Объект Соглашения


Объектом Соглашения является поощрение и взаимная защита капиталовложений, что отражено в наименовании Соглашения.


III. Преамбула


В преамбуле указаны мотивы заключения Соглашения, его цели и задачи, следовательно и все последующие постановления Соглашения должны толковаться в свете соответствующих положений преамбулы.

Основным мотивом заключения Соглашения Договаривающиеся Стороны зафиксировали стремление к развитию взаимовыгодного торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, которое в настоящее время не соответствует современным возможностям двух государств:

по состоянию на 1 июля 1998 года, объем накопленных российских инвестиций в Молдове составил 10 тыс.долл., а объем молдавских инвестиций в экономику России - 30 тыс.долл.

К целям Соглашения относится стремление создавать благоприятные условия для увеличения капиталовложений инвесторов одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны.

Задачи Соглашения сформулированы как развитие основных положений Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 года.


Положения статей Соглашения от 17 марта 1998 года


Оценку положения статей Соглашения следует производить с учетом сложившихся исторических и правовых реалий, и в первую очередь с учетом Меморандума об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, подписанным в городе Москве 8 мая 1997 года (далее Меморандум).

1. Меморандум - гарантийный договор, являющийся в настоящее время одной из форм гарантий международных, тем более, что государства-гаранты Россия и Украина представлены в ООН, а Российская Федерация - член Совета Безопасности ООН, государство-продолжатель Союза ССР.

Как известно, в результате признания Верховным Советом Советской Социалистической Республики Молдова незаконным провозглашение 2 августа 1940 года Молдавской Советской Социалистической Республики, закрепленное Законом СССР "Об образовании Союзной Молдавской Советской Социалистической Республики", Молдавская Советская Социалистическая Республика прекратила существование как геополитическая реальность и на ее территории образовались два правопреемника: Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика и Советская Социалистическая Республика Молдова.

С 23 июня 1990 года суверенитет ССР Молдова не распространялся на территорию Приднестровья.

Конституция ССР Молдова и законы ССР Молдова не имели верховенства на территории Приднестровья.

ССР Молдова не обеспечивала целостность и неприкосновенность территории МССР.

Взаимоотношение ССР Молдова с Приднестровьем было прервано.

С 23 июня 1990 года Приднестровье как один из правопреемников МССР начало функционировать как непризнанное государство.

2 сентября 1990 года на Съезде народных депутатов всех уровней Приднестровского региона была образована ПМССР в составе Союза ССР.

Суверенитет ПМР распространяется на всю ее территорию.

Конституция ПМР и законы ПМР имеют верховенство на всей территории ПМР.

ПМР обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

В ходе отражения агрессии со стороны Республики Молдова в 1992 году, на всех референдумах, проведенных в ПМР в 1990-1998 годах, народ ПМР подтвердил незыблемость государственности ПМР.

Все положения преамбулы Меморандума подчеркивают, что, с одной стороны, нормализация отношений между двумя сторонами должна происходить, опираясь на основные принципы международного права, с другой стороны, обе стороны обладают суверенной властью и территорией. В международной практике издавна используется именно такое понятие государства.

ПМР как государство правоспособно (способно иметь права и обязанности по международному праву), а также и дееспособно (способно независимо осуществлять права и обязанности по международному праву).

Во всех положениях статей Меморандума нашли отражение основные права и обязанности как государства ПМР, так и государства Республика Молдова:

- принцип неприменения силы;

- становление государственно-правовых отношений между сторонами;

- участие Приднестровья в осуществлении внешней политики Республики Молдова по вопросам, затрагивающим его интересы;

- Приднестровье имеет право самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях, а в других - по согласию сторон;

- принцип взаимности (вытекающий из принципа суверенного равенства государств) при реализации договоренностей между сторонами.

В статье 11 Меморандума говорится: "Стороны строят свои отношения в рамках общего государства в границах Молдавской ССР на январь 1990 г.".

Исходя из вышесказанного следует, что "общее государство" - переходная форма сосуществования двух правопреемников Молдавской ССР: непризнанного государства - ПМР и признанного государства - Республики Молдова.

В настоящее время в международно-правовой литературе и международной практике прочно утвердились такие понятия, как унитарные и сложные (конфедерация, федерация) государства.

"Общее государство" - новое для настоящего Меморандума понятие, которое родилось из конкретной практики взаимоотношений двух правопреемников Молдавской ССР: ПМР и Республики Молдова.

2. Политика Республики Молдова после подписания 8 мая 1997 года Меморандума не соответствует принципу добросовестного соблюдения и выполнения пунктов 2 и 3 Меморандума, что в соответствии со статьей 18 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года лишает Меморандум как договор его объекта и цели.

Республика Молдова пытается решить сложную внутреннюю геополитическую проблему - установление своей юрисдикции над Приднестровьем - с помощью международных договоров, в том числе, и с Российской Федерацией, что и сделано в настоящем Соглашении.

Однако, Российская Федерация как государство-гарант в соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации, положениями пунктов 8 и 10 Меморандума обязана предложить меры по нормализации ситуации.

Самыми эффективными мерами в данном случае стало бы закрепление законных интересов Приднестровской Молдавской Республики в международных договорах Российской Федерации с Республикой Молдова.

С учетом сказанного, было бы юридически некорректно оставить без внимания тот факт, что Соглашение не учитывает Меморандум, как цельный международный договор - гарантийный договор, как дополнительное международное соглашение, имеющее целью обеспечить выполнение основного договора - установление полномасштабных государственно-правовых отношений между Республикой Молодова и Приднестровской Молдавской Республикой.

Вопреки сказанному, составители Соглашения при его разработке не учли того обстоятельства, что в соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года является составной частью правовой системы Российской Федерации, равно как и ее статья 29 "Территориальная сфера действия договоров", в которой закреплено: "Если иное намерение не явствует из договора или не установлено иным образом, то договор обязателен для каждого участника в отношении всей его территории".

Статья 29 определяет одну из сфер действий международных договоров в пространстве, а именно в отношении территории государств-участников.

Понятие территории государства - участника международного договора включает в себя все части территории (сухопутную, водную, воздушную), на которую распространяется суверенитет государства в соответствии с международным правом, что полностью проигнорировано в Соглашении начиная со статьи 1.

Данные в статье 1 определения имеют функциональный характер, т.е. они предназначены для целей настоящего Соглашения, и все они важны для правильного применения каждого из его статей.

Положения статьи 1, касающиеся употребления терминов (инвестор, территория, капиталовложения, законодательство и др.) в настоящем Соглашении, никоим образом не должны затрагивать употребления этих терминов или значений, которые могут быть приданы им во внутреннем праве Республики Молдова.

Однако, из текста Соглашения не следует, что как Российская Федерация, так и Республика Молдова, исходит из того понимания, что настоящее Соглашение должно выполняться с учетом Меморандума об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем.

Следовательно, Молдавская Сторона может предложить свое толкование преамбулы и практически всех статей Соглашения исходя из своего внутреннего права с целью восстановления государственного суверенитета Республики Молдова над Приднестровьем.

В результате толкования статей Соглашения по указанной выше схеме можно утверждать, что Россия будет являться участником одного Соглашения, а Молдова - другого.

С тем, чтобы устранить это противоречие, необходимо в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Соглашения с взаимного письменного согласия Договаривающихся Сторон дополнить преамбулу Соглашения абзацем пятым следующего содержания:

"Договаривающиеся Стороны исходят из того понимания, что настоящее Соглашение выполняется с учетом Меморандума об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, подписанного в городе Москве 8 мая 1997 года ",'

либо дополнить проект закона о ратификации Соглашения следующим заявлением:

"Российская Федерация исходит из того понимания, что настоящее Соглашение выполняется с учетом Меморандума об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, подписанного в городе Москве 8 мая 1997 года".

В противном случае, в силу статей 39, 40, 41 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года обязательства России и Молдовы носят неадекватный характер. С учетом этого, и согласно подпункту "в" пункта 3 статьи 60 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, Соглашение становится ничтожным вследствие утраты его объекта и цели.

С учетом сказанного, Комитет предложил Правительству Российской Федерации с целью предотвращения разрушения Соглашения дополнить проект федерального закона о ратификации Соглашения указанным выше заявлением, как это было сделано в Федеральном законе "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о принципах сотрудничества в условиях взаимоотношений в области транспорта" (N 32-ФЗ от 2 марта 1998 г.).

Государственная комиссия по содействию политическому урегулированию приднестровской проблемы (письмо Е.Примакова от 5 октября 2000 года N ПП-53) считают целесообразным включение отсылочного заявления в проект федерального закона о ратификации Соглашения.

По мнению Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (заключение от 2 марта 2000 года N 5.1-395) отсылочное заявление не противоречит условиям Соглашения и не исключает или изменяет юридическое действие положений Соглашения в их применении к Российской Федерации, то есть не является оговоркой в смысле Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.


Вывод


Принимая во внимание, что Правительство Российской Федерации (N 1000п-П2 от 21 февраля 2001) внесло в Государственную Думу 22 февраля 2001 года (N 1.1-1958) проект федерального закона о ратификации указанного Соглашения с заявлением в редакции, предложенной Комитетом Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками: "Российская Федерация исходит из того понимания, что настоящее Соглашение выполняется с учетом Меморандума об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, подписанного в городе Москве 8 мая 1997 года", дополнительно рассмотренный и одобренный на заседании Правительства Российской Федерации,

учитывая, что Правительство Российской Федерации предложило считать недействительным текст проекта федерального закона о ратификации, направленный письмом Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1999 года (N 1759п-П2),

Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о поощрении и взаимной защите капиталовложений.


Председатель Комитета

Б.Н.Пастухов



Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками от 6 апреля 2001 г. на Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о поощрении и взаимной защите капиталовложений


Текст заключения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.