Пояснительная записка к проекту федерального закона N 80586-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (в части регистрации облигаций, регулирования эмиссии ценных бумаг и деятельности финансовых консультантов на рынке ценных бумаг) (не действует)

Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части регистрации облигаций, регулирования эмиссии ценных бумаг и деятельности финансовых консультантов на рынке ценных бумаг)


Законопроект отражает практический опыт эмиссии ценных бумаг, их регистрации, а также раскрытия эмитентами информации, решает целый ряд существующих на практике проблем, препятствующих эмиссии и обращению ценных бумаг на российском фондовом рынке.

Одной из главных задач проекта является совершенствование правового регулирования выпуска облигаций. Законопроект дает новое, более точное по сравнению с существующим, определение понятию "облигация", учитывающее различные формы получения дохода по облигациям, в том числе в форме дисконта.

Одновременно законопроект создает реальную основу для выпуска облигаций, возврат средств по которым обеспечивается одним из способов, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (поручительством, банковской гарантией, залогом). В настоящее время выпуску таких облигаций препятствует действующее законодательство, которое не позволяет сделать обязательство по возврату займа, выраженное в облигации, и обеспечительное обязательство по этому займу одинаково оборотоспособными (в законодательстве существует неясность относительно того, осуществляется ли переход прав по обеспечительному обязательству одновременно с переходом прав на облигации, или переход прав по обеспечительному обязательству должен происходить по особой, не связанной с обращением облигации, процедуре). Кроме того, права облигационеров в настоящее время не достаточно защищены, поскольку условия обеспечения зависят от усмотрения эмитента и обеспечителя и могут изменяться. В результате этого реальное обеспечение обязательств по облигациям является невозможным. Законопроект предусматривает, что в обеспеченной облигации воплощено не только основное обязательство - займ, но и дополнительное - обеспечение. Благодаря этому владелец облигации может представлять в подтверждение своего права требования к лицу, предоставившему обеспечение, облигацию, а не ссылаться на недоступный ему договор между эмитентом и обеспечителем, основание приобретения прав по которому владельцем облигации не ясно. При этом порядок самого исполнения обеспечительного обязательства не изменяется и подчиняется общим правилам, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Проект создает возможность выпуска опционов эмитента. В настоящее время законодательство не предусматривает возможности выпуска таких ценных бумаг. Между тем выпуск опционов является широко применяемым во всем мире способом стимулирования заинтересованности руководителей и иных сотрудников акционерных обществ в росте рыночной стоимости акций. Фиксируя цену приобретения акций, опцион дает возможность его владельцу получить доход в случае превышения ее рыночной стоимости над зафиксированной в опционе ценой. В связи с этим руководители и работники акционерного общества, являющиеся владельцами опционов, заинтересованы в том, чтобы своими усилиями добиться доходности деятельности акционерного общества и тем самым повышения рыночной стоимости его акций.

Одновременно, для того чтобы исключить возможность злоупотребления выпуском опционов, проект устанавливает правила такого выпуска. Так, законопроект устанавливает, что размещение опционов подчиняется правилам размещения ценных бумаг, конвертируемых в акции. Это, в частности, означает, что в уставе общества должны быть предусмотрены объявленные акции (предусмотренные в уставе акции, которые общество может выпустить дополнительно к уже размещенным), необходимые для исполнения обязанностей по опционам. Кроме того, законопроект предусматривает специальные ограничения для выпуска опционов. В частности, объем эмиссии опционов не должен быть более 5 процентов уставного капитала.

Одним из важных изменений, предлагаемых проектом закона, является установление требования о подписании проспекта эмиссии и ежеквартального отчета эмитента его руководителями, а также иными лицами, которые в силу своей профессиональной деятельности могут подтверждать достоверность содержащейся в них информации (аудиторы, брокеры (дилеры) и т.д.). Эти требования станут основой для возложения на лиц, подписавших проспект эмиссии и ежеквартальный отчет, ответственности за достоверность информации, уже установленной в настоящее время Федеральным законом "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Речь идет о солидарной между лицами, подписавшими проспект эмиссии (ежеквартальный отчет), и субсидиарной по отношению к эмитенту ответственности (пункт 5 статьи 5 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"). Для обозначения лиц, оказывающих эмитенту услуги по подготовке проспекта эмиссии, законопроект вводит понятие "финансовый консультант на рынке ценных бумаг". При этом законопроект не исключает возможности выполнения функций финансовых консультантов на рынке ценных бумаг любыми лицами. Между тем, право подписания проспекта эмиссии предполагается предоставлять только тем финансовым консультантам, которые являются брокерами и дилерами (обычно именно брокеры и дилеры, выполняющие функции андеррайтеров соответствующего выпуска, подтверждают достоверность проспекта эмиссии).

Кроме того, законопроект вводит "перечень эмитентов, отвечающих требованиям высокого качества корпоративного управления", утверждение которого законопроект относит к полномочиям Экспертного совета при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Данное изменение основано на мировом опыте (Европейский Союз принял по этому вопросу специальную директиву, которой следуют страны - его участницы). В условиях глобализации фондового рынка и развития внебиржевой торговли, формирование такого перечня представляет собой создание доступного для российских и иностранных инвесторов списка российских эмитентов, отвечающих общим мировым требованиям к эмитентам ценных бумаг (в первую очередь требованиям к раскрытию информации и качеству корпоративного управления). Законопроект никак не ограничивает самостоятельность организаторов торговли на рынке ценных бумаг по включению ценных бумаг в собственный листинг. Наоборот, законопроект создает возможность для того, чтобы установить общемировые правила, заключающиеся в том, что одним из условий включения эмитента в указанный перечень является включение его ценных бумаг в листинг по крайней мере одного из организаторов торговли.

Еще одна важная поправка, вызванная практикой, - отнесение требований к ежеквартальному отчету эмитента к полномочиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Тем самым создается возможность установить требования к ежеквартальному отчету эмитента с большой гибкостью, в зависимости от того активно ли обращаются ценные бумаги этого эмитента на рынке ценных бумаг или нет. Практика продемонстрировала, что требования к ежеквартальному отчету эмитента (составу информации, раскрываемой эмитентами в ежеквартальных отчетах), установленные действующим законом, чрезмерны или вовсе бессмысленны, если сделки с ценными бумагами эмитента (как это, например, бывает с акциями закрытого акционерного общества) носят редкий характер. Между тем соблюдение таких требований обременительно.

Наконец, законопроект предусматривает право федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг давать разъяснения по вопросам законодательства, связанного с функционированием рынка ценных бумаг. Учитывая, что обращения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг с просьбой разъяснить то или иное положение законодательства о рынке ценных бумаг и иного законодательства, связанного с ценными бумагами, носят постоянный характер, это положение должно устранить неясность в отношении наличия у комиссии соответствующего полномочия.

Таким образом, принятие проекта позволит расширить круг ценных бумаг на рынке ценных бумаг, снизить требования к раскрытию информации эмитентами, ценные бумаги которых активно не обращаются на рынке ценных бумаг. При этом законопроект не только не снижает, но даже повышает степень защищенности инвесторов на рынке ценных бумаг.


Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О рынке ценных бумаг" (в части регистрации облигаций и деятельности финансовых консультантов)


Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части регистрации облигаций и деятельности финансовых консультантов) не требуют дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также из бюджетов внебюджетных фондов.


Перечень
актов федерального законодательства подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию


Принятие федерального законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части регистрации облигаций и деятельности финансовых консультантов) не потребует принятия, внесение изменений, дополнений и признание утратившими силу актов федерального законодательства.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.