Пояснительная записка к проекту федерального закона N 101170-3 "О трудовых пенсиях в РФ" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"


Настоящий проект федерального закона подготовлен в целях регулирования отношений, возникающих в связи с приобретением и реализацией гражданами Российской Федерации права на трудовую пенсию, устанавливаемую в соответствии с федеральным законодательством.

Законопроект состоит из шести глав.

В главе 1 законопроекта определены понятие, виды и структура трудовой пенсии, круг лиц, имеющих право на пенсию, и источники финансирования.

Выделяются три вида трудовой пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Пенсия по старости и пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: базовой части в твердом размере; страховой части, зависящей от объема уплаченных страховых взносов; накопительной части в пределах инвестируемых средств, отраженных в специальной части индивидуального счета.

Пенсия по случаю потери кормильца состоит из базовой части и страховой части.

Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию, определяется их включением в систему обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В разделе 2 законопроекта определены условия назначения трудовых пенсий.

Право на пенсию по старости возникает при наличии не менее пяти лет страхового стажа (уплаты взносов) по достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами возраста - 55 лет.

Право на пенсию по инвалидности возникает в случае наступления инвалидности, повлекшей за собой полную или частичную утрату трудоспособности. При этом пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца вследствие трудового увечья и профессионального заболевания переводятся в систему обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Право на пенсию по случаю потери кормильца возникает у нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, состоявших на его иждивении.

В главе 3 законопроекта установлены периоды работы и иные периоды, включаемые в страховой стаж, а также порядок его подтверждения. В главе 4 содержатся нормы, определяющие порядок перерасчета и индексации размера пенсии.

Размер базовой части трудовой пенсии дифференцирован в зависимости от категории пенсионера. При этом учитывается необходимость обеспечения более высокого уровня пенсий инвалидам I группы и престарелым гражданам, а также неработающим лицам, на иждивении которых находятся неработающие члены семьи.

Размер страховой части трудовой пенсии определяется исключительно величиной расчетного пенсионного капитала, образуемого из взносов по обязательному пенсионному страхованию, перечисленных за застрахованных лиц.

Базовая часть трудовой пенсии, а также страховая часть трудовой пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца индексируются с учетом инфляции (роста потребительских цен, прожиточного минимума пенсионера). Страховая часть трудовой пенсии по старости увеличивается при условии роста среднемесячной заработной платы и уровня инфляции.

Законопроектом (глава 5) определяются порядок и сроки назначения, перерасчета размера пенсии и ее выплаты (включая ее доставку), а также перехода с одного вида пенсии на другой.

Какие-либо ограничения выплаты трудовой пенсии (за исключением резервирования страховой части пенсии по старости при поступлении пенсионера на работу) не предусматриваются независимо от места проживания пенсионера или факта нахождения его на полном государственном обеспечении. Специальным образом регламентируется процедура выплаты трудовой пенсии лицам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.

В главе 6 законопроекта сформулированы переходные положения, связанные с сохранением и преобразованием в расчетный пенсионный капитал ранее приобретенных пенсионных прав, в том числе в связи с неблагоприятными условиями труда (по повышенным нормам учета стажа и заработка), в отношении как действующих пенсионеров, так и работающих граждан.

Предусматривается сохранение права на назначение пенсии по старости до достижения установленного пенсионного возраста для лиц, имеющих не менее половины требуемого специального трудового стажа (работа в особых условиях труда, на Крайнем Севере, выслуга), на 1 января 2002 г. с предоставлением им возможности выработать требуемый специальный трудовой стаж.

Начальный пенсионный капитал, который бы соответствовал расчетному размеру пенсии (РП) при ее условном установлении 1 января 2002 г. всем застрахованным лицам, предлагается рассчитывать по формуле ПК = (РП - БЧ) х Т, где БЧ - размер базовой части трудовой пенсии, Т - ожидаемый период выплаты пенсии.

При этом размер назначенных и выплачиваемых трудовых пенсий по старости, исчисленных с применением индивидуального коэффициента пенсионера по состоянию на 31 декабря 2001 г., должен сохраняться (не уменьшаться) при пересчете пенсий по новым правилам.

Расчетный размер трудовых пенсий определяется по формуле, учитывающей ныне действующий порядок исчисления пенсий с применением индивидуального коэффициента:

РП = 55% х ЗР/ЗП х СЗП, где

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 и 2001 годы либо за пять лет работы подряд до регистрации в качестве застрахованного лица;

ЗП - среднемесячная заработная плата в стране за тот же период;

СЗП - утвержденная для пенсионных целей среднемесячная заработная плата в стране за последний квартал 2001 года.

При этом отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в стране (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Указанный размер трудовой пенсии (в процентах) должен повышаться на один процент за каждый полный год сверх общего трудового стажа, но не более чем на 20 процентов.

При неполном стаже расчетный пенсионный капитал определяться по формуле:

ПК = СТ/СТполн. х (55% х ЗР/ЗП х СЗП - БЧ) х Т, где

СТ - имеющийся общий трудовой стаж в месяцах;

СТполн. - полный общий трудовой стаж (25 лет (300 месяцев) - мужчины, 20 лет (240 месяцев) - женщины).

При имеющемся специальном трудовом стаже не менее его требуемой полной продолжительности расчетный пенсионный капитал может быть определен исходя из расчетного размера трудовой пенсии с учетом ее повышения на один процент за каждый полный год сверх специального трудового стажа, но не более чем на 20 процентов, увеличенного на 5 или 10 лет ожидаемого периода выплаты пенсии по старости для соответствующих работ в особых условиях труда, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Если расчетный капитал определяется исходя из неполного специального трудового стажа (ССТ), то ПК = ССТ/ССТполн. х (55% х ЗР/ЗП х СЗП - БЧ) х (Т + Д), где

ССТполн. - полный специальный трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии по старости досрочно;

Д - увеличение ожидаемого периода выплаты пенсии по старости (5 или 10 лет для соответствующих работ в особых условиях труда, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях либо разность между установленным пенсионным возрастом и возрастом застрахованного лица на 1 января 2002 г., уменьшенная на разность между требуемой и имеющейся выслугой).

Поскольку Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" утратит силу, в переходных положениях проекта федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определяются периоды, включаемые в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж до 1 января 2002 г., для определения величины расчетного пенсионного капитала, а также условия сохранения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Оценка пенсионных прав должна быть проведена органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в отношении 63 млн. застрахованных лиц в течение 2002 - 2005 годов (но не позднее момента назначения пенсии по старости) по применяемым при установлении государственных пенсий правилам подтверждения трудового стажа, в том числе специального, а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица.


Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"


Суммарные расходы на реализацию мероприятий, предусмотренных проектом федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в 2002 году составят 565,84 млрд.рублей.

Размер базовой части трудовой пенсии, устанавливаемой для всех пенсионеров, составляет 450 рублей для пенсии по старости и дифференцируется в зависимости от категории пенсионера.

В течение 2002 года предусматривается осуществление индексации размера базовой части трудовой пенсии в соответствии с индексом потребительских цен, который по оценке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации составит 113%.

К расходам на выплату базовой части трудовой пенсии отнесены также:

расходы на финансирование выплаты трудовых пенсий в части, касающейся нестраховых периодов, засчитываемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в страховой стаж;

расходы на доставку и пересылку пенсии - 1,8% от объема расходов на выплату базовой пенсии;

расходы на выплату социального пособия на погребение;

административные расходы - 2,5% от объема расходов на выплату базовой части трудовой пенсии.

Размер страховой части трудовой пенсии определяется величиной расчетного пенсионного капитала, образуемого из страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

По состоянию на 1 января 2002 г. средний размер страховой части трудовой пенсии составит 645 рублей 75 копеек.

Размер страховой части трудовой пенсии индексируется в соответствии с индексом роста средней заработной платы в стране.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение