Пояснительная записка к проекту федерального закона N 91010-3 "Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации"


Депрессивные территории являются частью проблемных территорий Российской Федерации, но, в отличие от остальных территорий они по своему внутреннему потенциалу вполне могут в течение относительно короткого времени перейти в состояние устойчивого саморазвития.

Таким образом, преодоление депрессивности там, где это возможно, является одним из наиболее реальных и эффективных способов снижения дифференциации в социально-экономическом развитии регионов и уменьшения количества дотационных территорий.

В настоящее время не существует закона, определяющего понятие депрессивной территории, формы и методы поддержки таких территорий. Это приводит к определенному субъективизму в распределении финансовых средств, мешает комплексному решению проблем преодоления депрессивности.

Законодательное регулирование данной проблемы на федеральном уровне необходимо, т.к. оно связано с принятием закона о Федеральном бюджете на соответствующий год, федеральных программ социального и экономического развития, иных вопросов федерального ведения, а также многих вопросов совместного ведения с органами власти (не только исполнительной) субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Наконец, согласно международно признанному определению депрессивных территорий, территории могут находиться (и находятся) на стыке двух и более регионов, что затрудняет принятие и реализацию мер по их комплексному развитию без опоры на Федеральный закон.

Закон вводит определение депрессивной территории, а также ряд других базовых понятий, устанавливающих основные условия отношения территории к разряду депрессивных; перечисляют принципы, формы и методы федеральной поддержки депрессивных территорий; раскрывает полномочия федеральных, региональных и местных органов власти.

Законопроект определяет основы федеральной поддержки депрессивных территорий, оставляя право принятия конкретных решений за Правительством РФ, федеральными министерствами и ведомствами, иными органами, указанными в законопроекте. Это дает возможность максимально полно учесть все многочисленные обстоятельства, которые существуют в действительности.

Законопроект в значительной мере сужает перечень территорий, которым может быть одновременно предоставлена крупномасштабная целевая поддержка. Это делается, чтобы дать возможность максимально концентрировать силы и средства там, где в относительно короткий период времени возможен наибольший экономический и социальный эффект.

Законопроект предполагает образование на федеральном либо региональном уровне неких специальных органов власти, имеющих статус юридических лиц. Предполагается, что вся необходимая работа будет выполняться через уже созданные и действующие органы.

Для обеспечения прозрачности принятия решений, всесторонней их проработки и координации усилий заинтересованных сторон предлагается создать Межведомственный Координационный Совет. Он образовывается решением Правительства Российской Федерации по типу "Трехсторонней комиссии". Совет также не является юридическим лицом, не имеет своего штата и бюджета. Его функции четко определены в тексте законопроекта. Сам Совет не подменяет деятельность федеральных и региональных органов власти.

Представленный законопроект сам по себе не ведет к каким-либо существенным дополнительным затратам из федерального бюджета. Он лишь определяет, либо уточняет правила и возможность выделения таких средств, а также упорядочивает использование имеющихся в стране материальных и финансовых ресурсов, которые, так или иначе, направляются на поддержку депрессивных территорий.

Законопроект требует уточнения некоторых положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации и некоторых иных нормативных актов, но это не затрагивает основных принципов данных документов, и соответствующие корректировки законодательства могут быть произведены в относительно короткое время (в течение нескольких месяцев со дня вступления закона в силу).


Справка
о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования


Законодательство об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", "О бюджетной классификации Российской Федерации", "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации"


Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих изменению и дополнению в связи с принятием проекта федерального закона "Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации"


В случае принятия федерального закона "Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации" необходимо внести изменения и дополнения в:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации";

2. Налоговый кодекс Российской Федерации;

3. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

4. Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации";

5. Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации";

6. Федеральный закон "О поставках продукции для федеральных государственных нужд";

7. Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации";

8. Принятых на их основе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.


Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации"


Принятие и реализация Федерального закона не требует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также из бюджетов внебюджетных фондов.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.