Проект федерального закона
"О подготовке несовершеннолетних граждан Российской Федерации
в кадетских общеобразовательных учреждениях"
Досье на проект федерального закона
См. обоснование необходимости принятия закона
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Виды кадетских общеобразовательных учреждений, создание,
реорганизация и ликвидация кадетского образовательного
учреждения
Глава 3. Деятельность кадетского общеобразовательного учреждения
Глава 4. Управление кадетскими общеобразовательными учреждениями
Глава 5. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон определяет: правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации кадетских общеобразовательных учреждений; цели, порядок и содержание подготовки несовершеннолетних граждан Российской Федерации в кадетских общеобразовательных учреждениях.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем кадетским общеобразовательным учреждениям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Статья 2. Кадетское общеобразовательное учреждение
1. Кадетское учреждение это общеобразовательное или специализированное учреждение, реализующие общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и специальные дополнительные образовательные программы.
2. Кадетское общеобразовательное учреждение создается и осуществляет свою деятельность в системе Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации с целью подготовки несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще, формированию общей культуры личности, созданию основы для осознанного выбора и освоения специальности.
3. Специализированное кадетское образовательное учреждение, имеющее целью подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола к служению Отечеству только на военном поприще создается и осуществляет свою деятельность в системе Министерств Обороны, Министерства внутренних дел и других министерств и ведомств.
Статья 3. Правовое положение кадетского общеобразовательного учреждения
1. Правовое положение кадетского общеобразовательного учреждение регулируется Законом Российской Федерации "Об образовании", настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
2. Кадетское общеобразовательное учреждение является юридическим лицом с момента его регистрации, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и другие счета в банковских и иных кредитных учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
3. Кадетское общеобразовательное учреждение имеет свое знамя, кадетский и выпускной нагрудные знаки, форму одежды, эмблему, знаки различия и отличия, специальные чины и звания - по особому положению (Приложение 2).
4. Кадетское общеобразовательное учреждение вправе использовать наименование (название) символику, атрибутику, цвета, эмблемы, знаки, и другие отличия ранее существовавшего в регионе кадетского корпуса, оставляя за собой право приведения их в соответствие с требованиями современности.
5. Кадетское общеобразовательное учреждение, наименование которое-зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.
Статья 4. Филиалы, отделения и другие структурные подразделения, кадетского общеобразовательного учреждения
1. Кадетское общеобразовательное учреждение может создавать филиалы, отделения и другие структурные подразделения на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
2. Филиалом, отделением, другим структурным подразделением кадетского общеобразовательного учреждения являются его обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения учреждения и осуществляющие все его функции или их часть.
3. Филиалы, отделения, структурные подразделения кадетского общеобразовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе имеет самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.
Глава 2. Виды кадетских общеобразовательных учреждений, создание,
реорганизация и ликвидация кадетского образовательного учреждения
Статья 5. Виды кадетских общеобразовательных учреждений
1. На территории Российской Федерации могут создаваться государственные (федеральные, региональные), муниципальные и негосударственных кадетские общеобразовательные учреждения.
2. Видами государственных (федеральных, региональных) и муниципальных кадетских общеобразовательных учреждений являются: кадетская школа с углубленным изучением отдельных общеобразовательных предметов, кадетская школа-интернат, общеобразовательный кадетский корпус, кадетская гимназия.
3. Негосударственное кадетское общеобразовательное учреждение может создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.
Статья 6. Создание, регламентация деятельности, реорганизация и ликвидация кадетского образовательного учреждения
1. Порядок создания, регламентации деятельности, реорганизации и ликвидации кадетского общеобразовательного учреждения регулируется Законом Российской Федерации "Об образовании" и настоящим Федеральным законом.
2. Кадетское общеобразовательное учреждение может быть создано в результате его учреждения или реорганизации (преобразования) существующего общеобразовательного учреждения.
3. Кадетское общеобразовательное учреждение создается учредителем (учредителями) при наличии необходимых условий для обучения, воспитания и содержания несовершеннолетних граждан, а также с согласия Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
4. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму кадетского общеобразовательного учреждения.
Учредителем (учредителями) государственного кадетского общеобразовательного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учредителем (учредителями) муниципального кадетского образовательного учреждения являются орган(ы) местного самоуправления.
Допускается совместное учредительство кадетского общеобразовательного учреждения основанное на объединении имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также собственности общественных объединений и организаций, иностранных государств, юридических и физических лиц.
5. Кадетское общеобразовательное учреждение может быть реорганизовано (преобразовано) в иное образовательное учреждение по решению учредителя и с согласия Министерства общего и профессионального образования.
6. Ликвидация кадетского общеобразовательного учреждения допускается только в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании".
Глава 3. Деятельность кадетского общеобразовательного учреждения
Статья 7. Предмет деятельности кадетского общеобразовательного учреждения
1. Предметом деятельности кадетского общеобразовательного учреждения, является обучение и воспитание несовершеннолетних граждан Российской Федерации с целью подготовки к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
2. В интересах достижения цели кадетское образовательное учреждение в ходе образовательного процесса решает следующие основные задачи:
- обеспечение получение несовершеннолетними гражданами основного общего, среднего (полного) общего образования в пределах государственных образовательных стандартов на повышенном уровне, адекватном мировом и начальных профессиональных навыков, необходимых для осознанного выбора профессии на гражданском или военном поприще и дальнейшего обучения в соответствующих учреждениях высшего (среднего) профессионального образования;
- создание благоприятных условий для интеллектуального культурно-нравственного, физического развития личности;
- воспитание у несовершеннолетних граждан любви к Родине, ее героической истории и славным традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его могущества и процветания;
- формирование у несовершеннолетних граждан высокой общей культуры, нравственных морально-психологических, деловых и организаторских качеств, способствующих выбору жизненного пути в пользу высоконравственного, профессионального и ответственного служения своему народу;
- привитие несовершеннолетним гражданам чувств чести и достоинства, гражданственности, уважения к правам и свободам человека;
- оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, трудолюбия, дисциплинированности.
Статья 8. Структура, обеспечение и обустройство кадетского общеобразовательного учреждения
1. Деятельность кадетского общеобразовательного учреждения осуществляется в установленной штатной структуре.
2. Структура, штатная численность работников, количество обучающихся (кадетов), виды деятельности, вопросы материального, финансового, медицинского к других видов обеспечения кадетского общеобразовательного учреждения регламентируется нормативными актами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, в ведении которых находится учреждение.
3. Свою деятельность кадетское общеобразовательное учреждение осуществляет на обособленной охраняемой территории, на которой должны быть предусмотрены здания для учебных, спального*, административного корпусов, спортивно-оздоровительный центр, культурно-досуговый центр, столовая с пищеблоком, медицинский пункт с лазаретом*, баня*, складские помещения, плац для общих построений, гараж и другие сооружения.
4. Содержание оборудования учебного и спального корпусов, количество и наполняемость классов в учебном корпусе определяется типовым положением кадетского общеобразовательного учреждения и действующими нормативами.
Статья 9. Порядок приема в кадетское общеобразовательное учреждение и отчисления (исключения) из него
1. Порядок приема в кадетское общеобразовательное учреждение и отчисления (исключение) из него в части, не отрегулированный Законом Российской Федерации "Об образовании", определяются настоящим Федеральным законом.
2. В кадетское общеобразовательное учреждение на конкурсной основе принимаются несовершеннолетние граждане мужского пола в возрасте 10-12 лет, имеющие начальное общее образование, годные по состоянию здоровья и изъявившие желание обучаться в учреждении.
3. По решению учредителя (учредителей) в кадетскую школу с углубленным изучением отдельных общеобразовательных предметов и кадетскую гимназию могут приниматься несовершеннолетние граждане Российской Федерации женского пола.
4. Условия конкурса разрабатываются кадетским общеобразовательным учреждением и должны обеспечивать при поступлении равные возможности детям разных социальных слоев населения, способствовать отбору наиболее подготовленных из них к углубленному освоению программ повышенной степени трудности второй и третей степеней образования и гарантировать соблюдение их прав на получение образования.
5. Преимущественным правом зачисления в кадетское общеобразовательное учреждение пользуются дети государственных и военных служащих (родителей), погибших, умерших или получивших увечья на государственной службе при выполнении конституционного долга; дети государственных и военных служащих, имеющих заслуги перед Отечеством (отмеченные высшими наградами Российской Федерации).
6. Несовершеннолетним гражданам, принятым в кадетское общеобразовательное учреждение присваивается звание "кадет".
7. Кадет может быть отчислен (исключен) из кадетского общеобразовательного учреждения по неуспеваемости, недисциплинированности, по желанию родителей (законных представителей).
8. За совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава кадетского общеобразовательного учреждения, нежелание учиться, как крайняя мера, допускается отчисление (исключение) несовершеннолетнего гражданина из учреждения независимо от возраста и срока пребывания в учреждении.
9. Другие условия приема в кадетское общеобразовательное учреждение и отчисления (исключения) из него определяются и конкретизируются в типовом положении и Уставе учреждения.
Статья 10. Содержание кадетов в кадетском общеобразовательном учреждении
1. Содержание кадетов в кадетском общеобразовательном учреждении осуществляется за счет полного государственного обеспечения; средств (стипендий), перечисленных учреждению заинтересованными ведомствами, организациями или частными лицами; средств родителей (законных представителей).
2. Условия содержания кадетов в кадетском общеобразовательном учреждении определяются его статусом и предусматривают:
- режим продленного дня (обязательное посещение учебных занятий и других мероприятий, проводимых в учреждении) - в кадетской школе с углубленным изучением отдельных общеобразовательных предметов, кадетской гимназии, а также для части кадетов - в кадетской школе-интернате и общеобразовательном кадетском корпусе;
- полный пансион (круглосуточное пребывание кадетов в учреждении) - в кадетской школе-интернате и общеобразовательном кадетском корпусе.
Число кадетов, содержащихся на полном пансионе, определяется возможностями кадетского общеобразовательного учреждения и регламентируется уставом учреждения.
3. Число кадетов, содержащихся в учреждении на полном государственном обеспечении, определяется учредителем.
4. Порядок приема в кадетское общеобразовательное учреждение кадетов-стипендиатов регулируется договором между учреждением и учредителем стипендии. Средства, расходуемые учредителем стипендии на содержание кадетов, налогообложению не подлежат.
5. Плата за содержание кадетов и предоставление им дополнительных, в том числе образовательных услуг, взимается с родителей (законных представителей) в порядке, установленном Уставом кадетского образовательного учреждения, по действующим нормам и расценкам.
6. Кадеты обеспечиваются всеми видами довольствия по установленным нормам. Им предоставляется право бесплатного проезда на всех видах городского (муниципального) транспорта.
Статья 11. Образовательный процесс в кадетском общеобразовательном учреждении
1. Организация и проведение образовательного процесса в кадетском общеобразовательном учреждении регулируется Законом Российской Федерации "Об образовании" и настоящим Федеральным законом.
2. Образовательный процесс в кадетском общеобразовательном учреждении включает в себя вторую и третью ступени образования, соответствующие уровням образовательных программ: основное общее, среднее (полное) общее образование и специальных дополнительных образовательных программ.
3. Военная подготовка в кадетском общеобразовательном учреждении, как одно из направлений подготовки кадетов к профессиональной службе Отечеству на военном поприще, является обязательным образовательным предметом.
4. Продолжительность обучения кадетов на каждой ступени образования определяется Типовым положением и Уставом кадетского общеобразовательного учреждения.
5. Обучение и воспитание в кадетском общеобразовательном учреждении ведется на русском языке. Форма обучения очная.
6. Обучение кадетов проводится на повышенной степени трудности, однако учебные нагрузки не должны превышать предельно допустимых.
7. Кадеты на период обучения сводятся согласно штату в учебные подразделения (курсы).
8. Освоение образовательных программ II и III степеней завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников кадетского общеобразовательного учреждения.
Статья 12. Воспитательная работа в кадетском образовательном учреждении
1. Воспитательная работа является важнейшей составной частью образовательного процесса и одним из основных видов деятельности кадетского общеобразовательного учреждения.
2. Воспитание в кадетском общеобразовательном учреждении должно быть всецело проникнуто духом высокой гражданственности, законопослушания и приверженности Конституции Российской Федерации.
3. Воспитательная работа базируется на лучших образцах мировой и национальной культур, истории Отечества и его традициях, комплексном подходе к решению задач патриотического, правового, нравственного, эстетического и физического воспитания кадетов в целях формирования человека и гражданина.
4. Основной формой воспитательного процесса является индивидуальная работа с каждым кадетом.
Статья 13. Порядок поступления выпускников кадетского общеобразовательного учреждения в учреждения высшего (среднего) профессионального образования и на государственную службу
1. Выпускники кадетского общеобразовательного учреждения самостоятельны в выборе учреждения высшего (среднего) профессионального образования для продолжения обучения или места государственной службы.
2. В учреждения высшего (среднего) профессионального образования, с которыми кадетское общеобразовательное учреждение имеет договора (соглашения) о сотрудничестве, выпускники поступают на условиях, определенных данными договорами.
3. Выпускники кадетского общеобразовательного учреждения, изъявившие желание получить военное образование и отвечающие требованиям профессионального отбора, зачисляются без вступительных экзаменов в военные образовательные учреждения, перечень которых определен Министерством обороны, Министерством внутренних дел, ФСБ, ПГ.
4. Выпускники кадетского общеобразовательного учреждения могут быть приняты на государственную службу после достижения ими 18-летнего возраста.
5. Выпускники кадетского общеобразовательного учреждения, не поступившие на дневное отделение учреждение высшего профессионального образования, подлежат в установленном законодательством Российской Федерации порядке призыву на военную (альтернативную) службу сроком на 12 месяцев.
Статья 14. Взаимоотношения кадетского общеобразовательного учреждения с религиозными конфессиями и объединениями
1. Взаимоотношения с религиозными конфессиями и объединениями кадетское общеобразовательное учреждение строит в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2. Конкретные формы и содержание отношений (сотрудничества) кадетского общеобразовательного учреждения с религиозными конфессиями и объединениями определяет его учредитель.
Глава 4. Управление кадетскими общеобразовательными учреждениями
Статья 15. Органы управления кадетскими общеобразовательными учреждениями
1. Постановлением (распоряжением) соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в органах образования различных уровней создаются управленческие подразделения для руководства деятельностью кадетских общеобразовательных учреждений.
2. На федеральном уровне для руководства деятельностью кадетских общеобразовательных учреждений в Министерстве общего и профессионального образования создается управление (отдел) кадетских общеобразовательных учреждений (Приложение 1).
3. Структура управленческих подразделений для руководства деятельностью кадетских общеобразовательных учреждений в региональных и муниципальных органах управления образования устанавливается соответствующими органами исполнительной власти.
4. Управление кадетским общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".
Непосредственное управление кадетским общеобразовательным учреждением осуществляет директор учреждения.
Статья 16. Шефство над кадетским общеобразовательным учреждениям
1. Шефство над кадетским общеобразовательным учреждением назначается решением Правительство Российской Федерации.
2. Шефство воинских частей (военных академий, училищ), министерств обороны, внутренних дел, других министерств и ведомств, в которых законодательством предусмотрена военная служба над кадетским общеобразовательным учреждением, осуществляется на основании директивы соответствующего Министерства.
Статья 17. Участие Министерства обороны, Министерства внутренних дел, других министерств и ведомств в управлении деятельностью кадетскими общеобразовательными учреждениями
1. Министерство обороны Министерство внутренних дел, другие министерства и ведомства, в которых предусмотрена военная служба, по заявке Министерства общего и профессионального образования:
а) обеспечивают комплектование должностей руководителей, воспитателей и преподавателей военной подготовки в кадетских общеобразовательных учреждениях и организуют их подготовку и повышение квалификации;
б) участвуют в разработке примерных учебных планов и программ по военной подготовке для кадетских общеобразовательных учреждений;
в) обеспечивают кадетские общеобразовательные учреждения необходимыми учебниками и учебно-методическими материалами и пособиями по военной подготовке;
г) участвуют в разработке и утверждении формы одежды, правил ее ношения, знаков различия и другой атрибутики;
д) определяют перечни военных учебных заведений и обеспечивают размещение в них выпускников кадетских общеобразовательных учреждений;
е) контролируют состояние военной подготовки в кадетских общеобразовательных учреждениях;
ж) обеспечивают проведение учебных занятий и сборов кадетов на базе воинских частей (военных академий, училищ).
Статья 18. Работники кадетского общеобразовательного учреждения
1. Порядок комплектования кадетского общеобразовательного учреждения педагогическими и другими работниками регламентируется Законом Российской Федерации "Об образовании".
2. Комплектование кадетского общеобразовательного учреждения педагогическими работниками осуществляется на конкурсной основе.
3. Трудовые отношения работника и кадетского общеобразовательного учреждения регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
4. По согласованию Министерства общего и профессионального образования с Министерством обороны и Министерства внутренних дел должности руководителей, воспитателей и преподавателей военной подготовки кадетского образовательного учреждения могут комплектоваться военнослужащими, в том числе военнослужащими запаса.
5. Администрация и воспитатели кадетского общеобразовательного учреждения в рабочее время должны быть в форменной одежде установленного Министерством общего и профессионального образования образца.
Покрой форменной одежды, знаки отличия и символика должны быть приближены к исторически сложившейся практике для подобного рода образовательных учреждений.
6. На работников кадетских общеобразовательных учреждений распространяются все льготы, предоставляемые работникам суворовских и нахимовских военных училищ.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 19. Организационные вопросы
1. Министерству общего и профессионального образования в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего закона создать управление (отдел) кадетских общеобразовательных учреждений.
Совместно с Министерством обороны и Министерством внутренних дел разработать предложения о порядке комплектования органов управления кадетскими общеобразовательными учреждениями и кадетских общеобразовательных учреждений военнослужащими.
2. Федеральным и региональным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, которым предоставлено право создания кадетских общеобразовательных учреждений:
- предусмотреть при формировании бюджета на 1998 год финансирование кадетских общеобразовательных учреждений;
- установить соответствие требованиям настоящего Федерального закона существующие кадетские общеобразовательные учреждения и принять решение о целесообразности их дальнейшего функционирования.
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Приложение: 1. Должности, чины (воинские звания) служащих органов
управления кадетскими общеобразовательными
учреждениями и администрации кадетских
общеобразовательных учреждений.
2. Должности и звания кадетов в кадетском
общеобразовательном учреждении.
Президент
Российской Федерации
----------------------------------------
* спальный корпус, лазарет, баня - предусматриваются только для кадетской школы-интерната и общеобразовательного кадетского корпуса.
Приложение 1
Должности и чины (воинские звания) служащих органов управления
кадетскими общеобразовательными учреждениями и администрации кадетских
общеобразовательных учреждений
Должность | Федеральный классный чин |
Воинское звание |
1 | 2 | 3 |
I. Государственные должности служащих
в Министерстве общего и профессионального образования
Главная должность
Начальник управления, отдела Государственный советник РФ Генерал-майор
кадетских общеобразовательных 3 класса
учреждений
Ведущая должность
Заместитель начальника упра- Советник РФ Полковник
вления, отдела 1 класса
Начальник отдела в составе Советник РФ Полковник
управления 1 класса
Старшая должность
Заместитель начальника отде- Советник РФ Полковник
ла в составе управления, 2 класса подполковник
главный консультант
Старший консультант, главный Советник РФ Подполковник,
специалист 3 класса майор
Консультант Советник РФ Майор
3 класса
Младшая должность
Специалист I категории Советник государственной Капитан
службы 1 категории
II. Должности служащих администрации
кадетских общеобразовательных учреждений
Директор кадетского общеоб- Государственный советник РФ Генерал-майор
разовательного учреждения 3 класса
Заместитель директора ка- Советник РФ Полковник
детского общеобразователь- 1 класса
ного учреждения
Старший воспитатель, началь- Советник РФ Подполковник,
ник курса 3 класса майор
Старший преподаватель, Советник РФ Подполковник,
преподаватель военной 3 класса майор
подговки
Воспитатель, начальник Советник государственной Капитан
полукурса службы I категории
Помощник старшего воспи- Референт государственной Старший
тателя службы 2 класса прапорщик
Приложение 2
Должности и звания кадетов в кадетском общеобразовательном учреждении
Должность | Звание |
Кадет Кадет
- командир классного отделения вице-сержант
- заместитель воспитателя старший вице-сержант
- заместитель начальника полукурса
- старшина курса вице-старшина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.