Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И., судей Курочкиной О.А., Басырова И.И., при секретаре Гаар Ю.Е., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Курочкиной О.А.
дело по апелляционной жалобе представителя ООО "*" по доверенности С* С.В. на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 11 июня 2019 года, которым постановлено:
исковые требования М* М* Г*, Ш* Д* Н*, Б* С* В*, Г* Д* В*, Ш* Т* М*, Г* Д* А*, Б*В* Е*, Х* М* А*, М* Н* В*, Н* С* Г*, Л* А*И*, С*Е*А*, Т* С* Н*, М* И* А* к Обществу с ограниченной ответственностью "*" об обязании вести учет коммунальной энергии, используемой для отопления помещений, по показаниям индивидуальных приборов учета тепловой энергии, об обязании произвести перерасчет оплаты за тепловою энергию, об обязании обеспечить возможность передачи показаний приборов учета тепловой энергии способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета - удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "*" вести учет коммунальной энергии, используемой для отопления помещений, по показаниям индивидуальных приборов учета тепловой энергии.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "*" произвести перерасчет коммунальной услуги по отоплению собственникам жилого дома по адресу: * * М* Г*, Ш* Д* Н*, Б* С* В*, Г* Д* В*, Ш* Т* М*, Г* Д* А*, Б*В* Е*, Х* М* А*, М* Н* В*, Н* С* Г*, Л* А*И*, С*Е*А*, Т* С* Н*, М* И* А* с *.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "*" принимать от * М* Г*, Ш* Д* Н*, Б* С* В*, Г* Д* В*, Ш* Т* М*, Г* Д* А*, Б*В* Е*, Х* М* А*, М* Н* В*, Н* С* Г*, Л* А*И*, С*Е*А*, Т* С* Н*, М* И* А*показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета тепловой энергии, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "*" в пользу М*М* Г* расходы на оплату услуг представителя * рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "*" в пользу Ш* Д* Н* расходы на оплату услуг представителя * рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "*" в пользу Б* С* В* расходы на оплату услуг представителя * рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "*" в пользу Г* Д*В*расходы на оплату услуг представителя * рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "*" в пользу Ш* Т*М* расходы на оплату услуг представителя * рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "*" в пользу Г*Д* А* расходы на оплату услуг представителя * рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "*" в пользу Б*В* Е*расходы на оплату услуг представителя * рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "*" в пользу Х* М*А* расходы на оплату услуг представителя * рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "*" в пользу М* Н*В* расходы на оплату услуг представителя * рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "*" в пользу Н*С*Г* расходы на оплату услуг представителя * рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "*" в пользу Л*А* И* расходы на оплату услуг представителя * рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "*" в пользу С* Е*А* расходы на оплату услуг представителя * рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "*" в пользу Т*С*Н* расходы на оплату услуг представителя * рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "*" в пользу М* И* А* расходы на оплату услуг представителя * рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "*" в доход бюджета города Москвы государственную пошлину в размере * руб. * коп.
УСТАНОВИЛА:
Истцы М* Г*, Ш* Д* Н*, Б* С* В*, Г* Д* В*, Ш* Т* М*, Г* Д* А*, Б*В* Е*, Х* М* А*, М* Н* В*, Н* С* Г*, Л* А*И*, С*Е*А*, Т* С* Н*, М* И* А*. обратились в суд с иском к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью "Дирекция по управлению многоквартирными домами" об обязании вести учет коммунальной энергии, используемой для отопления помещений, по показаниям индивидуальных приборов учета тепловой энергии, об обязании произвести перерасчет оплаты за тепловою энергию за период с * по дату вынесения решения суда, об обязании обеспечить возможность передачи показаний приборов учета тепловой энергии способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета; взыскать с ответчика в пользу каждого из истцов расходы по оплате юридических услуг в размере по * руб. в пользу каждого.
В обоснование заявленного иска истцы указали, что являются собственниками помещений в доме, расположенном по адресу*, управляющей компанией, осуществляющей управление домом, является ответчик. При строительстве жилого дома застройщиком были установлены в каждой квартире индивидуальные приборы учета тепла (ИПУ тепла), приборы введены в эксплуатацию и находятся в рабочем состоянии, однако показания ИПУ тепла ответчиком не учитываются и расчет платы за тепло по ИПУ ответчиком не производится.
Истцы в судебное заседание суда первой инстанции не явились, обеспечили явку их представителя С* А.В, который заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью "*" в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании иск не признал, указав, что реестры показаний ИПУ ведутся в указанном жилом доме с *, перерасчет тепловой энергии будет производиться с *, с момента вступления в силу Постановления Конституционного суда РФ от 10.07.2018 года N30-П. До вынесения вышеуказанного решения начисление платы производилось в соответствии с абз.3 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N354, поскольку не все жилые и нежилые помещения в МКД были оборудованы ИПУ ТЭ. Просил отказать в удовлетворении иска.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит заявитель по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истцов, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы являются собственниками жилых помещений - квартир в многоквартирном жилом доме по адресу: *
Между истцами и ответчиком Обществом с ограниченной ответственностью "*" заключены договоры управления многоквартирным домом.
* года между Обществом с ограниченной ответственностью "*" и собственниками квартир в жилом доме по адресу: *составлены акты разграничения эксплуатационной ответственности по электроснабжению, слаботочным системам, холодному и горячему водоснабжению, канализации, вентиляции, отопления.
Установленные теплосчетчики в квартирах истцов, поверены и введены в эксплуатацию.
Представитель ответчика указал в судебном заседании, что реестры показаний ИПУ ведутся в указанном жилом доме * года, перерасчет тепловой энергии будет производиться с * года, с момента вступления в силу Постановления Конституционного суда РФ от 10.07.2018 года N30-П. До вынесения вышеуказанного решения начисление платы производилось в соответствии с абз.3 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N354.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из следующего.
Согласно п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Согласно ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг получает плату за коммунальные услуги и рассчитывается за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями.
Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за коммунальные услуги (в том числе за отопление и горячее водоснабжение) исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, раздел VI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (ст. 539, 544 ГК РФ, п. 5 ст. 15, п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", п. 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808).
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении", местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Согласно п. 2 ст. 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации.
В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
"акт разграничения балансовой принадлежности" - документ, определяющий границы владения тепловыми сетями, источниками тепловой энергии и теплопотребляющими установками различными лицами на праве собственности или ином законном основании;
"акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон" - документ, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок;
"граница балансовой принадлежности" - линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании;
"граница эксплуатационной ответственности" - линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности;
"емкость тепловых сетей" - произведение протяженности всех тепловых сетей, принадлежащих организации на праве собственности или ином законном основании, на средневзвешенную площадь поперечного сечения данных тепловых сетей;
"зона (зоны) деятельности единой теплоснабжающей организации" - одна или несколько систем теплоснабжения на территории поселения, городского округа, в границах которых единая теплоснабжающая организация обязана обслуживать любых обратившихся к ней потребителей тепловой энергии;
"точка передачи" - место физического соединения теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителя (или тепловых сетей единой теплоснабжающей организации) с тепловыми сетями теплосетевой организации, в котором исполняются обязательства теплосетевой организации по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя;
"точка поставки" - место исполнения обязательств теплоснабжающей организации или единой теплоснабжающей организации, которое располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации, или единой теплоснабжающей организации, или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети;
"точка приема" - место физического соединения источников тепловой энергии или тепловых сетей с тепловыми сетями теплосетевой организации, в котором исполняются обязательства теплоснабжающей организации по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя.
По смыслу ч. ч. 6.2 ст. 155, ч. ч. 1, 2, 2.3, 9 ст. 161, ст. 162 ЖК РФ, п. п. 40, 63, 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, правомочия управляющей компании (исполнителя услуг по договору управления) в отношении тепловых сетей как составной части общего имущества многоквартирного дома производны от прав собственников помещений в этом доме (заказчиков по тому же договору). Управляющая компания не вправе по собственному усмотрению устанавливать состав общедомового имущества.
Законодательство о теплоснабжении обязывает потребителя оплачивать фактически принятое количество тепловой энергии, объем которой определяется в точке поставки, расположенной на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети. Указанная граница находится на линии раздела сетей по признаку собственности или владения на ином законном основании.
Точка поставки тепловой энергии в многоквартирный дом по общему правилу должна находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы отопления с внешними тепловыми сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном доме на тепловые сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит.
В соответствии с абз.3 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N354, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В пункте 4 Постановления Конституционного суда РФ от 10.07.2018 года N30-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 ЖК РФ, абз. 3 и 4 п.42(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N354, в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца в целях снижения расходов собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме на отопление, Правительство РФ во исполнение предписания ч.4 ст.39 ЖК РФ постановлением от 23.08.2010 N646 утвердило принципы формирования органами исполнительной власти субъектов РФ перечня мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Поскольку же повышение энергетической эффективности многоквартирного дома в целом, а следовательно, и отдельных жилых (нежилых) помещений в нем требует не только значительных капиталовложений, но и согласования воли многочисленных собственников этих помещений, что, как правило, затруднительно, первостепенное значение в обеспечение их прав и законных интересов приобретает создание правовых условий, позволяющих вести учет тепловой энергии, потребленной в отдельных помещениях многоквартирного дома.
Несмотря на то, что реестр показаний ИПУ в жилом доме по адресу: * ведется с *, индивидуальные приборы учета теплоэнергии введены в эксплуатацию в данном жилом доме с *
Поскольку законодатель первостепенное значение в обеспечение прав и законных интересов собственников привязывает именно к моменту создания правовых условий, позволяющих вести учет тепловой энергии, в жилом доме по адресу: *такие правовые условия созданы именно с момента ввода в эксплуатацию ИПУ, т.е. с *, суд счел требования истцов в части об обязании произвести перерасчет с периода введения в эксплуатацию приборов ИПУ обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд отклонил доводы представителя ответчика о том, что перерасчет должен быть произведен с момента вступления в законную силу Постановления Конституционного суда от * года, поскольку Конституционным Судом РФ на основании указанного Постановления признаны не соответствующими взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и абз. 3 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, - не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения, которые были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Конституционным Судом РФ также отмечено, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, расчет платы за отопление в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абзацем четвертым пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принимая в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Разрешая исковые требования в части обязания ответчика вести учет коммунальной энергии, используемой для отопления по показаниям приборов учета, суд исходил из следующего.
Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 20 декабря 2018 года N 46-П признал абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что основанные на положении абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов судебные решения, вынесенные в отношении лиц, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства по рассмотренному делу, - как не исполненные, так и исполненные частично - не подлежат дальнейшему исполнению и должны быть пересмотрены с использованием закрепленных законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов; при этом такой пересмотр не может производиться без надлежащего волеизъявления заинтересованных субъектов и учета требований отраслевого законодательства, а наличие материальных и процессуальных предпосылок, равно как и возможных препятствий для пересмотра судебных решений, подлежит установлению по заявлению гражданина тем судом, к компетенции которого отнесен такой пересмотр, при соблюдении общих правил судопроизводства.
Одновременно Правительству Российской Федерации было предписано - руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в данном Постановлении, - незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года N 1708, вступившим в силу с 1 января 2019 года, в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов были внесены изменения, касающиеся предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, в частности в соответствующих формулах приложения N 2 к указанным Правилам показатель объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на отдельное помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, был приравнен к нулю, в том числе в случае, если в данном помещении согласно схеме теплоснабжения, утвержденной в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", осуществляется использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Учитывая, что ответчиком в судебном заседании подтвержден факт того, что с момента вступления в силу Постановления Конституционного суда от 10.07.2018 года, взимание платы за тепловую энергию будет производиться по приборам учета тепловой энергии, а также принимая во внимание вышеуказанное Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года N 1708, вступившее в силу с 1 января 2019 года, которое обязательно для применения управляющими компаниями, суд счел в данной части исковые требования также подлежащими удовлетворению.
Разрешая требования истцов об обеспечении возможности передачи показаний приборов учета тепловой энергии установленных в помещениях, принадлежащих истцам способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета, суд исходил из следующего.
Согласно пп. "е(1)" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель обязан осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета); обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях (пп. ж п. 31 Правил).
Таким образом, обязанность принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, установлена законом, ответчиком, как исполнителем услуг, доказательств обеспечения потребителям услуг такой возможности, представлено не было, в связи с чем, в данной части исковые требования суд также счел подлежащими удовлетворению.
Истцами также заявлены требования о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя по * руб. в пользу каждого.
Учитывая, что требования истцов удовлетворены, в силу ст.98, 100 ГПК РФ, суд взыскал с ответчика в пользу истцов понесенные ими расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах, в сумме по * руб. в пользу каждого из истцов.
Принимая во внимание, что требования истцов были рассмотрены в рамках Закона РФ "О защите прав потребителей", при подаче иска в суд истцы были освобождены от оплаты государственной пошлины, с ответчика в силу ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию в бюджет города Москвы государственная пошлина в размере *рублей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Фактически, доводы апелляционной жалобы выражают несогласие стороны ответчика с выводами суда, направлены на их переоценку, а также собранных по делу доказательств, равно как выражают его субъективную точку зрения, о том, как должно быть рассмотрено дело и каким должен быть его результат, однако по существу выводов суда не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с этим, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Согласно положениям ст. 59, 67, 71 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Право оценки доказательств принадлежит суду первой инстанции.
Доводы жалобы в той части, что Постановление Конституционного суда РФ от 10.07.2018 года N30-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 ЖК РФ, абз. 3 и 4 п.42(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N354, не может быть применено за прошедший период неоснователен.
Согласно части 5 статьи 79 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.
Следовательно, вывод судов о том, что Постановление N 30-П подлежит применению при рассмотрении настоящего спора является верным.
Судебная коллегия не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, доводы апелляционной жалобы, проверенные в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинского районного суда г. Москвы от 11 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.