Апелляционное определение Московского городского суда от 01 ноября 2019 г. по делу N 33а-6604/2019

 

Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.

судей Егоровой Ю.Г, Юдиной А.М, при помощнике судьи Чудиной А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И.

административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 17 июля 2019г, которым постановлено: "Заявленные требования удовлетворить. Установить кадастровую стоимость перечисленных ниже нежилых зданий равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2018 года, в следующих суммах:

- нежилого здания с кадастровым номером *******:1184, площадью 2 383, 5 кв.м, расположенного по адресу: ******* - в размере 110 755 065 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером *******:1187, площадью 2 167, 4 кв.м, расположенного по адресу: *******строение 2 - в размере 66 959 077 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером *******:1189, площадью 693, 9 кв.м, расположенного по адресу: г******* - в размере 21 919 445 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером *******:1191, площадью 82, 5 кв.м, расположенного по адресу: *******строение 4 - в размере 3 335 406 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером *******:1186, площадью 170, 6 кв.м, расположенного по адресу: *******строение 5, - в размере 6 544 996 рублей.

Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости перечисленных выше объектов.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий считать 28 марта 2019 года".

УСТАНОВИЛА:

Административный истец ООО "РЕСУРС" 18.03.2019 г. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости перечисленных ниже нежилых зданий равной их рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2018 г, в том числе:

- нежилого здания с кадастровым номером *******:1184, площадью 2 383, 5 кв.м, расположенного по адресу: ******* - в размере рыночной стоимости, определенной согласно отчету об оценке N ЮП-19-ОКС-7 от 07.03.2019 г, выполненному ООО "СпецФинКонсалтинг";

- нежилого здания с кадастровым номером *******:1187, площадью 2 167, 4 кв.м, расположенного по адресу: *******строение 2 - в размере рыночной стоимости, определенной согласно отчету об оценке N ЮП-19-ОКС-14 от 14.03.2019 г. выполненному ООО "СпецФинКонсалтинг";

- нежилого здания с кадастровым номером *******:1189, площадью 693, 9 кв.м, расположенного по адресу: г******* - в размере рыночной стоимости, определенной согласно отчету об оценке N ЮП-19-ОКС-15 от 14.03.2019 г. выполненному ООО "СпецФинКонсалтинг";

- нежилого здания с кадастровым номером *******:1191, площадью 82, 5 кв.м, расположенного по адресу: *******строение 4 - в размере рыночной стоимости, определенной согласно отчету об оценке N ЮП-19-ОКС-12 от 14.03.2019 г, выполненному ООО "СпецФинКонсалтинг";

- нежилого здания с кадастровым номером *******:1186, площадью 170, 6 кв.м, расположенного по адресу: *******строение 5, - в размере рыночной стоимости, определенной согласно отчету об оценке N ЮП-19-ОКС-13 от 14.03.2019 г. выполненному ООО "СпецФинКонсалтинг".

В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником перечисленных выше объектов и размер его налоговых обязательств зависит от их кадастровой стоимости. В подтверждение заявленных требований представлены отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.

Представитель административного истца в суд явился, представил уточненное заявление, где просил установить кадастровую стоимость указанных в исковом заявлении объектов в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2018 г, согласно заключению судебной оценочной экспертизы, и в судебном заседании уточненное требование поддержал.

Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы в суд явился, административный иск не признал, указав на несогласие с представленным истцом отчетом о рыночной стоимости здания, а также с заключением судебно-оценочной экспертизы в части определения ее величины, в связи с чем заявил ходатайство о назначении повторной судебной оценочной экспертизы с возложением расходов по ее проведению на административного истца.

Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.

В судебное заседание апелляционной инстанции представители административного истца, Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Судом установлено, что административный истец является собственником перечисленных ниже нежилых зданий, кадастровая стоимость которых была установлена по состоянию на 01.01.2018 г. в указанных ниже суммах, утверждена распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29.11.2018 г. N 40557 и сведения об указанной кадастровой стоимости были внесены в Единый государственный реестр недвижимости:

- нежилого здания с кадастровым номером *******:1184, площадью 2 383, 5 кв.м, расположенного по адресу: ******* - в размере 221 706 424, 70 руб.;

- нежилого здания с кадастровым номером *******:1187, площадью 2 167, 4 кв.м, расположенного по адресу: *******строение 2 - в размере 199 177 904, 58 руб.;

- нежилого здания с кадастровым номером *******:1189, площадью 693, 9 кв.м, расположенного по адресу: г******* - в размере 67 954 653, 97 руб.;

- нежилого здания с кадастровым номером *******:1191, площадью 82, 5 кв.м, расположенного по адресу: *******строение 4 - в размере 9 505 659, 08 руб.;

- нежилого здания с кадастровым номером *******:1186, площадью 170, 6 кв.м, расположенного по адресу: *******строение 5, - в размере 18 398 397, 84 руб.

Оспаривая учтенную в ЕГРН кадастровую стоимость объектов, истец в подтверждение своих доводов представил составленные ООО "СпецФинКонсалтинг" отчеты о рыночной стоимости принадлежащих истцу нежилых зданий, согласно которым, их рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2018 г. составляет суммы, указанные в первоначально поданном административном исковом заявлении.

В ходе рассмотрения дела определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО "Бюро оценки бизнеса".

Согласно выполненному указанным экспертным учреждением заключению судебной оценочной экспертизы, представленные административным истцом отчеты не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, а рыночная стоимость принадлежащих ему нежилых зданий определена:

- нежилого здания с кадастровым номером *******:1184, площадью 2 383, 5 кв.м, расположенного по адресу: ******* - в размере 110 755 065 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером *******:1187, площадью 2 167, 4 кв.м, расположенного по адресу: *******строение 2 - в размере 66 959 077 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером *******:1189, площадью 693, 9 кв.м, расположенного по адресу: г******* - в размере 21 919 445 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером *******:1191, площадью 82, 5 кв.м, расположенного по адресу: *******строение 4 - в размере 3 335 406 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером *******:1186, площадью 170, 6 кв.м, расположенного по адресу: *******строение 5, - в размере 6 544 996 рублей.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых зданий должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.

Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости нежилых зданий в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.

Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.

Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.

Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.

Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Московского городского суда от 17 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.