Апелляционное определение Московского городского суда от 06 ноября 2019 г. по делу N 33а-6669/2019

 

Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И., судей Егоровой Ю.Г., Шаровой О.В., при помощнике судьи Осиповой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 25 июля 2019 года, которым постановлено:

Административное исковое заявление ОАО "Научно-производственный центр НИИЭС" об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером **********, расположенного по адресу**********, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 162 387 128 (сто шестьдесят два миллиона триста восемьдесят семь тысяч то двадцать восемь) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером **********:1157, расположенного по адресу: **********5, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 265 592 877 (двести шестьдесят пять миллионов пятьсот девяносто две тысячи восемьсот семьдесят семь) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером **********:1162, расположенного по адресу: **********0, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 462 286 996 (четыреста шестьдесят два миллиона двести восемьдесят шесть тысяч девятьсот девяносто шесть) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **********:3554, расположенного по адресу: **********, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 1 939 998 (один миллион девятьсот тридцать девять тысяч девятьсот девяносто восемь) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **********, расположенного по адресу: **********, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 21 314 425 (двадцать один миллион триста четырнадцать тысяч четыреста двадцать пять) рублей.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 1 апреля 2019 года.

Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости, УСТАНОВИЛА:

ОАО "Научно-производственный центр НИИЭС" обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: **********, **********:1157, **********:1162, **********:3554, **********, установленной по состоянию на 1 января 2018 года для нежилого здания с кадастровым номером ********** в размере 309 448 129, 94 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером **********:1157 в размере 553 258 175, 52 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером **********:1162 в размере 797 175 198, 50 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером **********:3554 в размере 3 471 883, 07 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ********** в размере 41 221 503, 90 рублей. Просит установить кадастровую стоимость названных объектов капитального строительства, равной их рыночной стоимости, определённой в отчётах об оценке от 20 марта 2019 года N ЗС-9/1, N ЗС-9/2 (ОКС кн **********:1162), N ЗС-9/2 (ОКС кн **********:3554), N ЗС-9/6, N ЗС-9/4, подготовленными оценщиком ООО "ЗЕТ СТАТИСТИКС", по состоянию на 1 января 2018 года, для нежилого здания с кадастровым номером ********** в размере 76 395 762, 71 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером **********:1157 в размере 148 809 322, 03 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером **********:1162 в размере 298 408 474, 58 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером **********:3554 в размере 1 045 762, 71 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ********** в размере 16 571 186, 44 рублей.

В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежат названные выше объекты капитального строительства. Несоответствие, внесённой в Единый государственный реестр недвижимости, кадастровой стоимости названных объектов капитального строительства, их рыночной стоимости, нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество организаций, в связи с необоснованным завышением налоговой базы по указанному налогу.

Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости нежилых зданий, равной их рыночной стоимости.

В ходе рассмотрения дела представитель административного истца, уточнив исковые требования, просил установить кадастровую стоимость вышеуказанных объектов недвижимости в соответствии с заключением проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.

Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.

В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, ознакомившись с отзывом на жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Судом установлено, что ОАО "Научно-производственный центр НИИЭС" принадлежит на праве собственности: нежилое здание с кадастровым номером **********, расположенное по адресу: **********; нежилое здание с кадастровым номером **********:1157, расположенное по адресу: **********; нежилое здание с кадастровым номером **********:1162, расположенное по адресу: **********0; нежилое помещение с кадастровым номером **********:3554, расположенное по адресу: **********; нежилое помещение с кадастровым номером **********, расположенное по адресу: г**********.

Кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года установлена для нежилого здания с кадастровым номером ********** в размере 309 448 129, 94 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером **********:1157 в размере 553 258 175, 52 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером **********:1162 в размере 797 175 198, 50 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером **********:3554 в размере 3 471 883, 07 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ********** в размере 41 221 503, 90 рублей.

Оспаривая кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости, административный истец представил в суд отчеты об оценке.

Возражая п ротив удовлетворения заявленных требований, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные пояснения, в которых ссылались на несоответствие представленных отчетов требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности.

Определением Московского городского суда по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту Автономной некоммерческой организации "Центр экспертизы и исследований Услуги государственным и муниципальным структурам" К.

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 31 мая 2019 года N 3а-2167/0001-2019 отчёты об оценке от 20 марта 2019 года N ЗС-9/1, N ЗС-9/2 (ОКС кн **********:1162), N ЗС-9/2 (ОКС кн **********:3554), N ЗС-9/6, N ЗС-9/4, подготовленные оценщиком ООО "ЗЕТ СТАТИСТИКС", не в полной мере соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в отчётах рыночная стоимость нежилых зданий и помещений не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2018 года определена экспертом для нежилого здания с кадастровым номером ********** в размере 162 387 128, 00 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером **********:1157 в размере 265 592 877, 00 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером **********:1162 в размере 462 286 996, 00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером **********:3554 в размере 1 939 998, 00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ********** в размере 21 314 425, 00 рублей.

Истец, согласившись с выводами эксперта, уточнил требования и просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной по итогам проведенной по делу судебной экспертизы.

Представитель административного ответчика не согласился с выводами судебной экспертизы, заявил ходатайство о проведении по делу повторной судебной оценочной экспертизы.

На основании статьи 83 КАС РФ определением суда отказано в назначении по делу повторной судебной оценочной экспертизы, ввиду отсутствия для её назначения правовых оснований.

В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.

Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.

Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.

Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.

Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.

Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Московского городского суда от 25 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.