Апелляционное определение СК по административным делам Московского городского суда от 18 ноября 2019 г. по делу N 33а-7474/2019

 

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В., судей Михайловой Р.Б., Ставича В.В., при секретаре Карасевой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-360/18 по административному исковому заявлению Автономной некоммерческой организации Спортивный хоккейный клуб "Крылья Советов" к Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N46 по городу Москве о признании решения незаконным, обязании устранить допущенные нарушения

по апелляционной жалобе представителя административного истца по доверенности Сапожникова Н.А. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 01 августа 2019 года об отказе в удовлетворении требований.

Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения представителя административного истца по доверенности Сапожникова Н.А, возражения представителя административного ответчика МИФНС России N46 по Москве по доверенности Большова Н.Л, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Автономная некоммерческая организация Спортивный хоккейный клуб "Крылья Советов" (далее по тексту - АНО СХК "Крылья Советов", Организация) обратил ась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (далее по тексту - ГУ Минюста России по Москве) от 27 июня 2018 года об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых и не связанных с внесением изменений в учредительные документы Организации; обязать ГУ Минюста России по Москве зарегистрировать такие изменения; обязать МИФНС России N 46 по Москве внести указанные изменения в сведения о юридическом лице в ЕГРЮЛ.

Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 01 августа 2019 года в удовлетворении заявленных требований АНО СХК "Крылья Советов" было отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца доверенности Сапожников Н.А. просит отменить указанное судебное постановление как незаконное, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушении норм материального права.

Относительно доводов апелляционной жалобы административным ответчиком МИФНС России N46 по Москве представлены возражения.

Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Сапожникова Н.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика МИФНС России N46 по Москве по доверенности Большова Н.Л, полагавшего решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии со статьей 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика ГУ Минюста России по Москве, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего об отложении слушания дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений налогового органа, проверив решение, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для его отмены или изменения в апелляционном порядке.

Как следует из материалов административного дела, обращаясь в суд, Организация ссылалась на то, что 29 мая 2018 года состоялось внеочередное заседание членов Президиума АНО СХК "Крылья Советов", на котором единогласно принято решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа - управляющего директора АНО СХК "Крылья Советов" Гаврилова В.Ю. и назначении на указанную должность Дейнеко В.А. с 30 мая 2018 года.

На основании данного решения 31 мая 2018 года административный истец обратился в ГУ Минюста России с заявлениями о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Оспариваемым решением в государственной регистрации изменений, вносимых и не связанных с внесением в учредительные документы Организации, было отказано без достаточных к тому оснований; вопреки доводам административного ответчика решение о государственной регистрации изменений принято уполномоченным на то органом и без нарушения установленного порядка.

Разрешая спор, суд на основании оценки собранных по делу доказательств, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований и исходил при этом из следующего.

В силу статьи 218 КАС РФ организации могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице, в том числе фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

Согласно п.п. 6 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если решение о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации.

Применительно к изложенному, а также в соответствии со статьей 226 КАС РФ (часть 9) при рассмотрении административного дела судом было установлено, что в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Минюста России содержатся сведения о АНО СХК "Крылья Советов", за учетным номером *, ОГРН *.

31 мая 2018 года в Главное управление Министерства юстиции РФ по Москве поступили документы для государственной регистрации изменений, вносимых и несвязанных с внесением в учредительные документы АНО СХК "Крылья Советов", о чем заявителю выдана расписка с проставлением входящего номера N 40048 от 31.05.2018:

- заявления по формам N Р13001, Р14001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ;

- протокол внеочередного заседания членов Президиума АНО СХК "Крылья Советов" от 27 марта 2018 года о досрочном сложении полномочий Председателя Президиума АНО СХК "Крылья Советов" Дейнеко В.А. и об избрании Председателя Президиума АНО СХК "Крылья Советов" Хрусталева В.С, - протокол внеочередного заседания членов Президиума АНО СХК "Крылья Советов" от 29 марта 2018 года о выбытии члена Президиума АНО СХК "Крылья Советов" Дейнеко В.А. и о включении в состав Президиума АНО СХК "Крылья Советов" нового члена Егорова Е.П, - протокол внеочередного заседания членов Президиума АНО СХК "Крылья Советов" от 12 апреля 2018 года о досрочном сложении полномочий Председателя Президиума АНО СХК "Крылья Советов" Хрусталева В.С. и об избрании Председателя Президиума АНО СХК "Крылья Советов", Егорова Е.П, - протокол N 1 внеочередного общего собрания учредителей АНО СХК "Крылья Советов" от 29 мая 2018 года о смене управляющего директора АНО СХК "Крылья Советов" Гаврилова В.Ю, назначении на должность управляющего директора АНО СХК "Крылья Советов" Дейнеко В.А, - протокол внеочередного заседания членов Президиума АНО СХК "Крылья Советов" от 30 мая 2018 года об утверждении новой редакции Устава Клуба в соответствии с действующим законодательством.

01 июня 2018 года административным истцом представлены протокол внеочередного заседания членов Президиума АНО СХК "Крылья Советов" N 1 от 29 мая 2018 года о смене управляющего директора АНО СХК "Крылья Советов" Гаврилова В.Ю, назначении на должность управляющего директора АНО СХК "Крылья Советов" Дейнеко В.А, о чем административному истцу также выдана расписка с проставлением входящего N 40219 от 01.06.2019.

27 июня 2018 г по результатам проведения правовой экспертизы документов, поступивших в Главное управление Министерства юстиции РФ по Москве и зарегистрированных за входящим N 40048 от 31 мая 2018 года, административным ответчиком было принято оспариваемое решение за N 77/03-31955 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых и не связанных с внесением в учредительные документы Организации со ссылкой на то, что решение о государственной регистрации изменений, вносимых и не связанных с внесением в учредительные документы Организации, принято органом, не уполномоченным на то учредительными документами.

Согласно пунктам 6.1, 6.5 Устава АНО СХК "Крылья Советов" высшим органом управления клуба является коллегиальный орган - Президиум клуба, к компетенции которого отнесено решения вопроса об избрании Управляющего директора Организации.

Согласно пункту 6.9. Устава к исключительной компетенции Президиума относятся единогласно принимающиеся всеми членами Президиума решения по вопросу внесения изменений и дополнений в Устав Клуба.

В соответствии с пунктами 6.4. и 6.8 Устава заседания Президиума Клуба в иных случаях признаются правомочными, если на заседании присутствует более половины его членов; решения по вопросам, относящимся к компетенции Президиума принимаются открытым голосованием простым большинством голосов членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов, голос Председателя Президиума является решающим.

Однако, представленное административным истцом на регистрацию решение было принято общим собранием учредителей (протокол N 1 Общего собрания учредителей от 29 мая 2018 года), что противоречит пункту 6.1 Устава, соответственно, полномочий на внесение изменений вносимых и не связанных с внесением в учредительные документы организации у общего собрания учредителей отсутствовало.

Кроме того, представленные протоколы внеочередных заседаний Президиума от 27.03.2018, 29.03.2018, 30.03.2018, 12.04.2018, 30.05.2018 противоречат пункту 6.4 Устава организации, а также пункту 43 Административного регламента предоставления Министерством юстиции РФ государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, поскольку представленные протоколы Президиума содержат недостоверную информацию об общем количестве членов высшего органа управления некоммерческой организацией на дату проведения заседания и о количестве фактически присутствующих на заседании членов, о соблюдении положений устава некоммерческой организации в части определения правомочности (кворума) заседания высшего органа управления, а именно: заседание Президиума признается правомочным, если на нем присутствует более половины его членов; по информации ГУ Министерства юстиции РФ по Москве трое членов Президиума организации (Чубасов И.Ю. Крылова А.Б, Гаврилов В.Ю.) в работе Президиума 29 мая 2018 года не участвовали (л.д. 265-270); имеет место быть корпоративный спор внутри Организации.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, указав на то, что не представлено объективных данных о том, что при принятии Организацией решения был соблюден кворум, на вышеуказанных внеочередных заседаниях Президиума присутствовало необходимое число его членов, а также на то, что административным истцом на регистрацию за входящим номером N 40048 представлялось решение, принятое уполномоченным на внесение изменений, вносимых и не связанных с внесением в учредительные документы Организации, органом юридического лица, суд пришел к выводу о том, что оснований полагать оспариваемое решение административного ответчика несоответствующим нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения, нарушающим права административного истца, и, как следствие, оснований возлагать на регистрирующий и налоговый органы обязанность зарегистрировать изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица и в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по заявлениям от 31 мая 2018 года, не имеется. В связи с изложенным, сославшись на нормы части 2 статьи 227 КАС РФ, суд отказал в удовлетворении заявленных административных требований в полном объёме.

Названные суждения судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.

Применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве представлены доказательства законности оспариваемого решения, принятого исходя из представленного на регистрацию комплекта документов, в соответствии с п.п. 6 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и положениями Устава Организации, определяющего исключительные полномочия Президиума клуба по вопросу избрания Управляющего директора Организации.

Доводы заявителя о том, что решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа - управляющего директора АНО СХК "Крылья Советов" Гаврилова В.Ю. и назначении на указанную должность Дейнеко В.А. с 30 мая 2018 года принималось на внеочередном заседании членов Президиума АНО СХК "Крылья Советов" и, поскольку такое решение представлялось на регистрацию, у административного ответчика не имелось законных оснований со ссылкой на вышеприведенные обстоятельства отказывать в осуществлении регистрационных действий, судебная коллегия во внимание принять не может, поскольку материалами административного дела подтверждается и сторонами не отрицается, что 31 мая 2018 года на регистрацию такое решение Организацией не представлялось, он подано и зарегистрировано позже.

Кроме того, вступившим в законную силу 06 ноября 2019 года решением Кунцевского районного суда города Москвы от 24 мая 2019 года было удовлетворено исковое заявление Гаврилова В.Ю. к АНО СХК "Крылья Советов" о признании недействительным решения внеочередного заседания членов Президиума, которым признано недействительным решение внеочередного заседания членов Президиума АНО СХК "Крылья Советов", оформленного протоколом N 1 от 29.05.2018г, о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа - Управляющего директора АНО СХК "Крылья Советов" Гаврилова В.Ю. и назначении на должность управляющего директора АНО СХК "Крылья Советов" Дайнеко В.А, в связи с чем доводы административного истца о незаконности решения административного ответчика являются несостоятельными, поскольку об обязании административных ответчиков зарегистрировать изменени, вносимые и не связанные с внесением изменений в учредительные документы Организации, и внести указанные изменения в сведения о юридическом лице в ЕГРЮЛ, основанные в том числе на указанном решении, просит административный истец, оспаривая отказ ГУ Минюста России по Москве.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе связанные с толкованием норм гражданского законодательства, также признаются коллегией несостоятельными; они не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта, поскольку основаны на неверном толковании заявителем приведенных им в апелляционной жалобе нормативных положений действующего законодательства и ошибочном их распространении на рассматриваемые правоотношения; нарушений положений пункта 3 статьи 123.25 ГК РФ судом не допущено; в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 05 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ), учредительные документы юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 99-ФЗ положения Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно части 4 статьи 49 ГК РФ особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами. Специальным законом, определяющим правовое положение отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, является Закон N 7-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.25 ГК РФ управление деятельностью автономной некоммерческой организацией осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона N 7-ФЗ высший орган управления автономной некоммерческой организации - коллегиальный.

Положения статей 123.24 - 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации требований к составу и порядку формирования высшего органа управления, в отличие от исполнительного органа автономных некоммерческих организаций, не предусматривают.

Следовательно, высший орган управления автономной некоммерческой организации является коллегиальным. Он может состоять из числа учредителей (учредителя) и (или) третьих лиц в зависимости от того, как будет предусмотрено уставом организации, утвержденным учредителем (учредителями) организации.

Компетенция высшего органа управления для всех некоммерческих организаций предусмотрена пунктом 2 статьи 29 Закона N 7-ФЗ. Однако с учетом положений пункта 4 статьи 3 Закона N 99-ФЗ данная норма применяется, в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Так, положениями статей 123.24 - 123.25 ГК РФ предусмотрена исключительная компетенция учредителя (учредителей) автономной некоммерческой организации. К такой компетенции отнесено принятие учредителем (учредителями) решений о:

преобразовании автономной некоммерческой организации в фонд;

принятие в состав учредителей новых лиц;

утверждение устава;

определение порядка управления;

создание постоянно действующего коллегиального органа (органов);

назначение единоличного исполнительного органа.

В случае, если в соответствии с уставом высшим органом управления автономной некоммерческой организации не являются учредители, отдельно выделяется компетенция учредителей (учредителя) организации, несмотря на то, что часть вышеперечисленных вопросов в соответствии с положениями пункта 2 статьи 29 Закона N 7-ФЗ отнесена к исключительной компетенции высшего органа управления.

В соответствии с этим устав Организации изменен до настоящего времени не был и устанавливает, что высшим органом управления юридического лица является Президиум клуба, к исключительной компетенции которого отнесены полномочия по избранию Управляющего директора Организации; отдельно компетенция учредителей (учредителя) организации по этому вопросу не выделены, в связи с чем само по себе то, что в настоящее время нормы гражданского законодательства о данном виде юридических лиц иным образом регулируют спорные вопросы, во внимание быть принято не может, поскольку заявитель не отрицает того обстоятельства, что Устав Организации не был приведен в соответствие с указанными выше нормами.

Иные доводы апелляционной жалобы основанием к отмене или изменению судебного акта также не являются; по сути, они направлены на переоценку доказательств и установленных по делу обстоятельств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли бы на обоснованность и законность последнего либо опровергали выводы суда, а также основаны на неправильном толковании закона.

Несогласие административного истца с выводами суда, собственная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права; правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательства в настоящем случае согласно закону отсутствуют.

По изученным материалам административного дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, в том числе безусловных, для отмены или изменения решения суда не установлено; оно является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, должным образом мотивированы, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227, статьи 62 КАС РФ и без нарушения иных норм процессуального права; оценка доказательств произведена по правилам статьи 84 КАС РФ и является надлежащей; бремя доказывания между сторонами было распределено верно.

У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 01 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца АНО СХК "Крылья Советов" - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.