Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием защитника Медведевой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Рахматова С.Р. на постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 15 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Рахматова С.Р., УСТАНОВИЛ:
14 ноября 2019 года ведущим специалистом-экспертом ОВМ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Рахматова С.Р.; дело передано на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 15 ноября 2019 года гражданин Республики Таджикистан Рахматов С.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В настоящей жалобе Рахматов С.Р, не оспаривая фактические обстоятельства по делу, и вину в совершении административного правонарушения, просит об изменении постановления судьи районного суда: исключении из него указания на назначение ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, ссылается на то, что он не был осведомлён о снятии его с миграционного учёта принимающей стороной 04 октября 2019 года; по истечении срока миграционного учёта - 06 ноября 2019 года, 08 ноября 2019 года он был поставлен на миграционный учёт по адресу: "***" на срок до 28 января 2020 года; 22 сентября 2019 года ему был выдан патент на работу, 22 октября 2019 года с ним был заключён трудовой договор N 988 с "***" для выполнения работы в должности официанта, о чём было направлено уведомление в миграционный орган; в июне 2019 года он окончил "***" с финансированием за счёт средств федерального бюджета; в августе 2019 года прошёл экзамен на владение русским языком и знание истории и основ законодательства РФ, о чём имеет диплом "***"; его мать - "***" является матерью одиночкой и также проживает и работает на территории Российской Федерации, тётя - "***" имеет квартиру на праве собственности в Московской области; других родственников, в том числе проживающих в Республики Таджикистан, он не имеет; штраф, назначенный постановлением судьи районного суда, он оплатил в полном объёме.
В судебное заседание Рахматов С.Р, извещённый в установленном порядке, не явился, уполномочил защитника Медведеву Е.Г. на представление его интересов, которая в судебное заседание явилась, поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Выслушав защитника Медведеву Е.Г, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст.18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учёта, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечёт административную ответственность.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 указанной статьи, совершённые в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В соответствии ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства" (Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ) иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учёт по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учёта принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации (п. 2 ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ).
На основании п. 1 и п. 2 ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации, заключённого в г. Москве 8 февраля 2013 года (далее - Соглашение), граждане Республики Таджикистан, временно пребывающие на территории Российской Федерации, освобождаются от обязанности по постановке на учёт по месту пребывания в компетентных органах Российской Федерации в течение 15 дней.
Срок временного пребывания, указанный в пункте 1 настоящей статьи, исчисляется с даты въезда гражданина Республики Таджикистан на территорию Российской Федерации, подтверждённой миграционной картой с отметкой органов пограничного контроля, проставленной при въезде на территорию Российской Федерации.
В случае пребывания гражданина Республики Таджикистан на территории Российской Федерации свыше 15 дней указанный гражданин обязан встать на учёт по месту пребывания в компетентных органах Российской Федерации в соответствии с её законодательством (п. 3 ст. 1 Соглашения)
Таким образом, из буквального толкования приведённых норм следует, что по окончании срока миграционного учёта или досрочного убытия гражданина Республики Таджикистан из места пребывания он подлежит постановке на миграционный учёт на общих основаниях (в течение семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания).
Согласно материалам дела, 14 ноября 2019 года в 12 часов 15 минут по адресу: г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 31 в ходе проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ОВМ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве выявлен гражданин Республики Таджикистан Рахматов С.Р, въехавший на территорию Российской Федерации 09 августа 2019 года, в порядке, не требующем получения визы, который 13 августа 2019 года был поставлен на миграционный учёт по месту пребывания по адресу: "***" на срок до 06 ноября 2019 года, 04 октября 2019 года убыл с указанного места пребывания, однако в нарушение ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ в течение семи рабочих дней не встал на миграционный учёт по новому месту пребывания, тем самым совершив административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст.18.8 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Рахматова С.Р. подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; рапортом ведущего специалиста-эксперта ОВМ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве; распоряжением врио начальника ОВМ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве о проведении выездной внеплановой проверки; письменными объяснениями Рахматова С.Р.; копиями паспорта, миграционной карты и патента на имя Рахматова С.Р.; информацией из АС ЦБДУИГ в отношении Рахматова С.Р, а также другими материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришёл к обоснованному выводу о доказанности вины Рахматова С.Р. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем имеются основания для изменения решения судьи районного суда.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Санкция ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Как следует из материалов дела, по приезду в Российскую Федерацию 09 августа 2019 года Рахматов С.Р. выполнил обязанность по постановке на миграционный учёт по месту пребывания: 13 августа 2019 года был поставлен на миграционный учёт по месту пребывания по адресу: "***" на срок до 06 ноября 2019 года; 04 октября 2019 года был снят с учёта по месту пребывания. Согласно копии отрывной части к бланку уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, 08 ноября 2019 года Рахматов С.Р. был поставлен на миграционный учёт по адресу: "***" на срок до 28 января 2020 года.
05 июля 2019 года Рахматов С.Р. окончил "***" по специальности "***", обучался по очной форме обучения с финансированием за счёт средств федерального бюджета, что подтверждается приложенными к жалобе копиями справки МТКП (л.д. 33) и диплома о среднем профессиональном образовании (л.д. 34-35).
17 августа 2019 года Рахматов С.Р. сдал экзамен и подтвердил владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации, о чём ему выдан соответствующий документ (л.д. 36).
22 октября 2019 года Рахматов С.Р. заключил трудовой договор N 988 с "***" о трудоустройстве официантом (л.д. 39-40), Обществом направлено соответствующее уведомление в миграционный орган, что подтверждается информацией из АС ЦБДУИГ (л.д. 10).
Принимая во внимание указанные обстоятельства, данные о личности виновного, который ранее не привлекался к административной ответственности, прихожу к выводу о том, что необходимость применения к нему столь суровой меры ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, не обоснована.
Назначение Рахматову С.Р. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не основано на данных, подтверждающих его соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания.
При таких обстоятельствах постановление судьи Замоскворецкого районного суда от 15 ноября 2019 года подлежит изменению путём исключения из него указания на назначение Рахматову С.Р. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
жалобу Рахматова С.Р. удовлетворить.
Постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 15 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Рахматова С.Р. изменить: исключить из него указание о назначении Рахматову С.Р. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 15 ноября 2019 года оставить без изменения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.