Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 09 января 2020 г. по делу N 16-10/2020-

 

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу Азимова О.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 23.01.2019 N5-75/2019, решение судьи Калининградского областного суда от 21.03.2019 N12-100/2019, состоявшиеся в отношении Азимова О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

постановлением судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 23.01.2019, оставленным без изменения решением судьи Калининградского областного суда от 21.03.2019, Азимов О.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут наказанию в виде конфискации предметов административного правонарушения сигарет в мягких пачках "JIN LING" в количестве 360 пачек, изъятых протоколом изъятия вещей и документов от 05.10.2018.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Азимов О.А. выражает несогласие с названными судебными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на неправильное применение норм материального права к рассматриваемым правоотношениям, отсутствие события административного правонарушения.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.

В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Азимова О.А. к административной ответственности) недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу части 6 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, производится физическими лицами при их следовании через таможенную границу Союза с одновременным представлением таможенному органу этих товаров.

На основании части 3 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное декларирование товаров для личного пользования производится с использованием пассажирской таможенной декларации.

В силу части 7 статьи 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных в соответствии с настоящей главой к товарам для личного пользования, положения настоящей главы не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 46 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары для личного пользования это товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.

Пунктом 3 Перечня категорий товаров, не относящихся к товарам для личного пользования (приложение N 6 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 107), к таким товарам отнесены, в числе иных, табак и табачные изделия в количестве более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 г табака, или указанные изделия в ассортименте общим весом более 250 г, перемещаемые лицом, достигшим 18-летнего возраста.

Из материалов дела следует, что 05.10.2018 в 17:50 на таможенный пост МАПП Багратионовск Калининградской областной таможни Азимов О.А, следуя из Российской Федерации в Республику Польша на легковом автомобиле марки "Audi 100 С4 2.6Е", государственный регистрационный знак Р596ЕЕ/39, при прохождении таможенного контроля предъявил пассажирскую таможенную декларацию, указав в ней сигареты марки "JIN LING" в мягких пачках весом 2 кг в количестве 360 штук стоимостью 5000 рублей.

В ходе таможенного досмотра должностным лицом названного таможенного поста было установлено, что Азимов О.А. перемещает внутри всех четырех ходовых колес транспортного средства "Audi 100 С4 2.6Е" государственные регистрационный знак Р596ЕЕ/39 сигареты марки "JIN LING" в количестве 360 пачек, незадекларированные в установленной форме.

Согласно заключению экспертно-криминалистической службы - регионального филиала ЦЭКТУ г. Калининград от 24.10.2018 N12401001/0034406 рыночная стоимость недекларированного в установленной форме товара 360 пачек сигарет марки "JIN LING" по состоянию 05.10.2018 составила 27720 рублей.

Исходя из характера и количества вывозимого Азимовым О.А. товара должностным лицом таможенного органа сделан вывод о том, что им не задекларирован по установленной форме товар, подлежащий таможенному декларированию, в связи с чем в отношении Азимова О.А. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт недекларирования по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, послужил основанием для составления в отношении Азимова О.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном указанной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 1 - 7), протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении (л.д. 8 - 10), пассажирской таможенной декларацией Азимова О.А. от 05.10.2018 (л.д. 13), письменными объяснениями Азимова О.А, отобранными у него 05.10.2018 должностным лицом таможенного поста МАПП Багратионовск Калининградской областной таможни, показавшему, что перевозимые сигареты приобретены для личного пользования (л.д. 26), актами таможенного досмотра товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже (л.д. 15 - 25), определением о назначении товароведческой экспертизы (л.д. 53 - 55), заключением таможенного эксперта (л.д. 46 - 52), протоколом об административном правонарушении (л.д. 75 - 81) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия Азимова О.А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и таможенного законодательства.

Доводы жалобы о неправильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 10 несостоятельны в силу следующего.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено таможенным законодательством.

Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования установлены пунктом 4 статьи 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, согласно которому таковыми признаются сведения, указанные в заявлении физического лица о перемещаемых товарах, характер товаров, определяемый их потребительскими свойствами и традиционной практикой применения и использования в быту, количество товаров, которое оценивается с учетом их однородности (например, одного наименования, размера, фасона, цвета) и обычной потребности в соответствующих товарах физического лица и членов его семьи, частота пересечения физическим лицом и (или) перемещения им либо в его адрес товаров через таможенную границу (то есть количества однородных товаров и числа их перемещений за определенный период), за исключением товаров, обозначенных в пункте 6 названной статьи.

При этом необходимо иметь в виду, что количественные характеристики товаров и частота пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес, дополнительные критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования определяются Комиссией, к полномочиям которой также отнесено формирование на основании актов, входящих в право Союза, устанавливающих запреты и ограничения, сводного перечня товаров для личного пользования, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Союза подлежат соблюдению запреты и ограничения, размещаемого на официальном сайте Союза в сети Интернет (пункты 5 и 9 статьи 256 Таможенного кодекса).

К перечню товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, отнесены, в числе иных, табак и табачные изделия в количестве более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 г табака, или указанные изделия в ассортименте общим весом более 250 г, перемещаемые лицом, достигшим 18-летнего возраста. (приложение N 6 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 107).

В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза перемещение товаров через таможенную границу Союза это ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза.

С учетом изложенного вывоз незадекларированных в установленной форме табачных изделий в количестве 7200 штук (360 пачек по 20 штук) с таможенной территории Евразийского экономического союза является достаточным основанием для квалификации нарушения по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Порядок и срок давности привлечения Азимова О.А. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено Азимову О.А. в пределах санкции части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 23.01.2019 N5-75/2019, решение судьи Калининградского областного суда от 21.03.2019 N12-100/2019, состоявшиеся в отношении Азимова О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Азимова О.А. - без удовлетворения.

 

Судья Третьего кассационного суда

общей юрисдикции Е.Г. Мальцева

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.