Кассационное определение СК по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 17 декабря 2019 г. по делу N 8а-2294/2019

 

Судебная коллегия по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего: Зеленского А.М, судей: Жидковой О.В, Кулешовой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Костиной И.Ф. на решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 13 декабря 2018 года (дело 2а-540/2019), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 29 мая 2019 года по административному исковому заявлению Костиной И.Ф, Костина М.В, Костина Д.М. и Костиной А.М. к Администрации муниципального образования "Вилегодский муниципальный район", Государственному казенному учреждению Архангельской области "Отделение социальной защиты населения по Вилегодскому району", Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области о признании незаконным действия (бездействия) и обязании устранить допущенные нарушения

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, УСТАНОВИЛА:

Костина И.Ф, Костин М.В, Костин Д.М. и Костина А.М, в лице законного представителя Костиной И.Ф, обратились в суд с административным иском к администрации муниципального образования "Вилегодский муниципальныйрайон", государственному казенному учреждению Архангельской области "Отделение социальной защиты населения по Вилегодскому району" (далее - ГКУ Архангельской области "ОСЗН по Вилегодскому району") о признании незаконными действий (бездействия) и обязании устранить допущенные нарушения.

В обоснование исковых требований указали, что в соответствии с постановлением главы администрации Вилегодского района от 23 января 1996 года N31 они были включены в список N1 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно приложению N1, а также в список N3 в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР N330 от 28 марта 1983 года, согласно приложению N2. 3 апреля 1993 года Костиной А.М. установлена категория "ребенок-инвалид", и с этой же даты назначена социальная пенсия. Решением Вилегодского районного суда Архангельской области от 12 февраля 2007 года Костина А.М. признана недееспособной. Постановлением главы МО "Вилегодский муниципальный район" от 9 марта 2007 года N37 Костина И.Ф. назначена опекуном над недееспособной дочерью Костиной А.М. 22 декабря 2017 года министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области на имя Костиной А.М. было выдано свидетельство о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части) за счет средств федерального бюджета из расчета на одного члена семьи, имеющего право на обеспечение жильем, общей площадью 18 кв.м. Истцы не согласны с данными действиями и полагают что субсидия должна быть выделена на всех членов семьи, состоящих на учете.

Администрация МО "Вилегодский район" при формировании списка граждан, имеющих право на получение субсидий для приобретения жилья и проживающих на территории МО "Вилегодский район", нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, имело возможность проверить достоверность информации, содержащейся в указанных документах, однако этого сделано не было, в связи с чем, в соотвествующий список был включен только несовершеннолетний ребенок, а иные члены семьи незаконно не включены. Кроме того, из ответа МО "Вилегодский муниципальный район" стало известно, что постановлением администрации МО "Вилегодский район" N39-од от 25 февраля 2010 года Костина А.М. в связи с достижением возраста 18 лет включена в список вместо Костиной И.Ф. Данное постановление истцы считают также незаконным, поскольку в силу требований гражданского законодательства РФ с недееспособной Костиной А.М. должен проживать ее опекун, поэтому на последнего также распространяются меры социальной поддержки по обеспечению жильем льготной категории граждан.

В ходе рассмотрения дела административные истцы неоднократно уточняли исковые требования и в судебном заседании окончательно заявили требования к администрации МО "Вилегодский муниципальный район" о признании незаконным и отмене постановления администрации МО "Вилегодский муниципальный район" от 25 февраля 2010 года N39-од "О постановке на учет (Костиной А.М.)", к ГКУ Архангельской области "Отделение социальной защиты населения по Вилегодскому району" об обязании направить в министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области личные дела членов в составе семьи Костиной А.М. - Костиной И.Ф, Костина М.В, Костина Д.М, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, к министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о признании незаконными действий по отказу во включении в областной регистр иных членов семьи: Костиной И.Ф, Костина М.В, Костина Д.М, имеющих право на получение субсидий на основании постановления Администрации Архангельской области от 2 апреля 2007 года N5 8-па "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" и во включении в областной регистр опекуна - Костиной И.Ф, имеющей право на получение субсидии.

Решением Вилегодского районного суда Архангельской области от 13 декабря 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 29 мая 2019 года в удовлетворении иска отказано

На вступившие в законную силу судебные постановления Костина И.Ф. подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В жалобе приводятся те же доводы, что и в административном исковом заявлении.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких обстоятельств судом не установлено.

В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Обеспечению жильем подлежат инвалиды и семьи, имеющих детей-инвалидов в форме субсидии, расчитываемой, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Из изложенного следует, что правовое регулирование, предпринятое федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты населения, направлено, как следует из содержания статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенции из федерального бюджета. Данная позиция указана в Определении Конституционного Суда РФ от 06.10.2008 N 679-О.

Следовательно, субъекты Российской Федерации или органы местного самоуправления не вправе самостоятельно определять состав льготных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки.

Из приведённых выше положений статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" видно что размер субсидии рассчитывается исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки.

Как следует из материалов дела, 15 декабря 2017 года министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области на имя Костиной А.М. в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ выдано свидетельство о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета N38/ф, согласно которому размер субсидии составил 783774 руб.

22 октября 2018 года между Костиной О.В. и Костиной А.М. заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: Архангельская обл, г. Коряжма, ул. Пушкина, д. 12, кв. 48.

Распоряжением от 11 декабря 2018 года N1213-р денежные средства в размере 783774 руб. перечислены на приобретение жилья Костиной А.М.

Фактически заявленные истцами требования направлены на получение ими субсидии в соответствии со ст. ст. 17 и 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и с постановлением Администрации Архангельской области от 2 апреля 2007 года N5 8-па "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий".

Между тем, статус инвалида имеет только Костина А.М, меры социальной поддержки уже ей оказаны.

Заявленный не направлен на защиту прав граждан, обладающих льготами по получению субсидии на приобретение жилых помещений. В его удовлетворении правильно отказано.

Установленные законом основания для отмены обжалованных судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 13 декабря 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 29 мая 2019 года по административному исковому заявлению Костиной И.Ф, Костина М.В, Костина Д.М. и Костиной А.М. к Администрации муниципального образования "Вилегодский муниципальный район", Государственному казенному учреждению Архангельской области "Отделение социальной защиты населения по Вилегодскому району", Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области о признании незаконным действия (бездействия) и обязании устранить допущенные нарушения оставить без изменения, кассационную жалобу Костиной Ираиды Федоровны - без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.