Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 27 декабря 2019 г. по делу N 16-284/2020-

 

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Р.Г. Габдуллин, рассмотрев жалобу Титова М.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 82 судебного района города Сызрани Самарской области от 19 сентября 2019 года, решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 29 октября 2019 года, вынесенные в отношении Титова М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 82 судебного района города Сызрани Самарской области от 19 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Сызранского городского суда Самарской области от 29 октября 2019 года, Титов М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Титов М.В. ставит вопрос об отмене вынесенных в отношении него судебных актов по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Согласно примечанию к данной норме употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0, 16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0, 3 и более грамма на один литр крови, либо в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 23 июля 2019 года инспектором 1 взвода ОСР ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Акимовым А.О. в отношении Титова М.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому 7 июля 2018 года в 08 часа 10 минут Титов М.В, двигаясь "адрес", управлял транспортным средством "данные изъяты", государственный регистрационный знак N, предположительно в состоянии алкогольного опьянения.

При составлении данного протокола были допущены следующие нарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Положения вышеуказанной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности и соблюдения прав лица подвергнутого административной ответственности при применении мер административного принуждения неразрывно связаны с наличием не только законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдением установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Действующим законодательством регламентирована процедура составления протокола об административном правонарушении, в соответствии с которой физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Соответствующая запись делается запись в самом протоколе.

Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу. Указанный документ относится к числу базовых доказательств по делу об административном правонарушении.

В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1. данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

На основании вышеизложенного следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении данного лица о месте и времени составления протокола, с последующим его присутствием при составлении протокола об административном правонарушении для осуществления своего права на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий и возможного внесения замечаний в протокол.

Из материалов дела следует, что протокол N об административном правонарушении в отношении Титова М.В. составлен сотрудником 1 взвода ОСР ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Акимовым А.О. 23 июля 2019 года (л.д. 4).

В судебном заседании инспектор Акимов А.О. пояснил, что получение окончательного результата медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в день совершения административного правонарушения было невозможно, в связи с чем Титов М.В. был извещен о явке в ОСР ДПС города Самара "адрес" 23 июля 2019 года для ознакомления с протоколом и дальнейшего его подписания, о чем Титовым М.В. собственноручно была сделана запись в определении N от 7 июля 2019 года.

В судебном заседании у мирового судьи инспектор пояснил, что в назначенный день находился на дежурстве в другом районе, однако протокол в отношении Титова М.В. им был датирован 23 июля 2019 года 18 часов 00 минут и был составлен в отсутствие указанного лица и выслан ему по почте.

Таким образом, протокол был составлен не в ту дату, которая указана в протоколе.

В своей кассационной жалобе Титов М.В. указывает, что в назначенный день явился в ОСР ДПС города Самары, однако сотрудника ГИБДД на месте не оказалось. В нарушение норм действующего законодательства в его отсутствие был составлен протокол об административном правонарушении. Указанные обстоятельства лишили его, Титова М.В, законного права представлять объяснения и замечания по содержанию документа.

Заявитель кассационной жалобы считает указанное процессуальное нарушение существенным, не позволяющим признать постановление мирового судьи судебного участка N 82 судебного района города Сызрани Самарской области от 19 сентября 2019 года законным и обоснованным.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами, суд кассационной инстанции, приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие Титова М.В. 23 июля 2019 года в 18 часов 00 минут.

Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, Титова М.В, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

Вместе с тем, на стадии подготовки дела к рассмотрению мировым судьей не проверялась правильность составления протокола об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления. При наличии в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, мировой судья не возвратил протокол об административном правонарушении составившему его должностному лицу для устранения недостатков.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит положений о возвращении протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении.

Таким образом, в настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена.

Указанное свидетельствует о существенных нарушениях процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 82 судебного района города Сызрани Самарской области от 19 сентября 2019 года, решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 29 октября 2019 года, вынесенные в отношении Титова М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные акты.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 82 судебного района города Сызрани Самарской области от 19 сентября 2019 года и решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 29 октября 2019 года, вынесенные в отношении Титова М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Р.Г. Габдуллин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.