Кассационное определение СК по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14 января 2020 г. по делу N 8а-3477/2019

 

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Матыциной Е.И, судей Габдуллина Р.Г, Карякина Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании с применением системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Чанышевой Л.А. на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 8 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 июля 2019 года по административному делу N 2а-7572/2019 по административному исковому заявлению Чанышевой Л.А. к избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконными действий от 28 июля 2019 года по передаче подписей избирателей на проверку специалистам органов внутренних дел, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации и восстановлении нарушенных избирательных прав в части права присутствия при проверке подписей избирателей специалистами органов внутренних дел, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации и рабочей группы.

Заслушав доклад судьи Матыциной Е.И, пояснения заинтересованного лица Телина Ф.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителей избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан Шаймухаметовой Л.Р. и Фахрутдиновой Г.Р, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хлебниковой Е.В, полагавшей, что судебные акты являются законными, обоснованными и не подлежащими отмене, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Чанышева Л.А. (далее по тексту - административный истец) обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. Требования

мотивированы тем, что оспариваемые действия административного ответчика нарушают требования пункта 6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также части 4.1 статьи 49 Кодекса Республики Башкортостан о выборах от 6 декабря 2006 года N 380-з, поскольку она, как кандидат в депутаты Совета городского округа город Уфа четвертого созыва, не была уведомлена о проверке подписей избирателей и их передаче специалистам органов внутренних дел, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации.

4 июля 2019 года рабочая группа избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан провела заседание в ее присутствии и озвучила информацию по проверке представленных ею подписей избирателей, сообщив о выявленных нарушениях в 27 подписных листах. Заседание продолжалось 4 минуты (при наличии 246 подписных листов), подписные листы рабочей группой административного ответчика не изучались и административному истцу не демонстрировались, копия заключения экспертов также не была представлена.

С учетом уточнения административных исковых требований Чанышева Л.А. просила признать незаконными действия избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 июня 2019 года по передаче подписей избирателей на проверку специалистам органов внутренних дел, органов регистрационного учета граждан и восстановить нарушенные избирательные права в части права присутствия при проверке подписей избирателей специалистами органов внутренних дел, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации и рабочей группы избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан.

Решением Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 8 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 июля 2019 года, в удовлетворении исковых требований Чанышевой Л.А. к избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказано.

В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Чанышева Л.А. ставит вопрос об отмене судебных актов ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствия выводов судов первой и апелляционной инстанций, изложенных в судебных актах, обстоятельствам административного дела.

В обоснование доводов кассационной жалобы Чанышева Л.А. указала, что судами не было учтено, что рабочей группой избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан подписные листы не изучались. Апелляционной инстанцией в нарушение статьи 51 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его определениях от 10 февраля 2016 года N 216-0, от 8 декабря 2011 года N 1629-0-0 и от 17 февраля 2015 года N 335-0 отказано в ходатайстве о вызове свидетелей. Кроме того, судами не учтено, что избирательная комиссия не включила в рабочую группу привлеченных специалистов из экспертно-криминалистического центра Министерства внутренних дел (далее по тексту - МВД) и Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан (далее по тексту - УФМС). В нарушение пункта 6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", части 4.1 статьи 49 Кодекса о выборах Республики Башкортостан она не была извещена о дате и времени проверки подписей избирателей специалистами экспертно-криминалистического центра МВД и УФМС по Республике Башкортостан.

Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 327, 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.

В силу частей 2 и 3 статьи 328 вышеуказанного Кодекса основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Таких нарушений по настоящему административному делу не допущено.

Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления в Республике Башкортостан урегулированы Кодексом Республики Башкортостан о выборах от 6 декабря 2006 года N 380-з.

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В силу пункта 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, части 3 статьи 49 Кодекса Республики Башкортостан о выборах к проверке подписных листов кандидата могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиций, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдуме и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, решением избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту - избирательная комиссия) от 10 июня 2019 года N 3/19 на 8 сентября 2019 года назначены дополнительные выборы депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан четвертого созыва по одномандатным избирательным округам N8 и N14.

Указанное решение официально опубликовано в общественно-политическом издании "Вечерняя Уфа" 11 июня 2019 года N43 (13327).

Решением избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 10 июня 2019 года N 19/19 утверждена рабочая группа по проверке подписных листов в составе 3 членов избирательной комиссии: Исаевой И.В, Мустаева Т.М, Сулейманова А.В.

14 июня 2019 года в избирательную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан поступило заявление о согласии баллотироваться от кандидата в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по одномандатному избирательному округу N 8 Чанышевой Л.А. в порядке самовыдвижения.

27 июня 2019 года Чанышевой Л.А. в избирательную комиссию представлены документы на регистрацию и подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.

Решением от 10 июня 2019 года N 14/16 избирательной комиссией определено количество подписей избирателей, необходимых в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 8, которое составляет 246 подписей.

На основании решения избирательной комиссии от 19 июня 2019 года N 43/19 проверке подлежали все представленные кандидатом подписи.

В ходе проверки, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата Чанышевой Л.А, передавались экспертам для исследования в условиях криминалистической лаборатории ЭКЦ МВД по Республике Башкортостан и в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях.

Судами установлено, что Чанышева Л.А. присутствовала при проведении проверки подписей избирателей рабочей группой избирательной комиссии.

Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об отсутствии правовых оснований для признания незаконными оспариваемых действий избирательной комиссии, так как законные права и интересы Чанышевой Л.А. данными действиями нарушены не были. Неуведомление административного истца о времени проведения исследования привлекаемыми к проверке экспертами криминалистической лаборатории в ЭКЦ МВД по Республике Башкортостан, а также специалистами Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан не могут служить основанием для признания действий избирательной комиссии городского округа город Уфа незаконными, поскольку неизвещение об этом кандидата не могли повлиять на выводы экспертов. Право избирательной комиссии привлекать к проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, экспертов из числа специалистов органов внутренних дел, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации прямо предусмотрено федеральным и региональным законами, в связи с чем оспариваемые действия законные права и интересы административного истца не нарушают.

Оснований не согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанций при рассмотрении кассационной жалобы не имеется, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права.

Доводы кассационной жалобы Чанышевой Л.А. о неизвещении ее о времени и месте проведения проверки подписей избирателей специалистами экспертно-криминалистического центра МВД и Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая оценка.

Вопреки указанным доводам действующим законодательством не предусмотрено проведение проверки подписных листов экспертами либо иными специалистами с извещением кандидата о дате, месте и времени проведения такой проверки и присутствие кандидата при проведении проверки, кандидат вправе знакомится с результатами такой проверки.

Чанышева Л.А. право на присутствие при проведении проверки подписей избирателей рабочей группой избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан реализовала, что не отрицается административным истцом.

Нельзя признать обоснованными и влияющими на законность судебных актов доводы кассационной жалобы о неполучении итогового протокола проверки подписных листов и справок об исследовании подписей.

Как следует из материалов дела копию вышеуказанного протокола, Чанышева Л.А. получила 4 июля 2019 года (л.д. 7-8), справки экспертно-криминалистического центра МВД и Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан получены доверенным лицом Чанышевой Л.А. - Телиным Ф.А. 6 июля 2019 года (л.д. 45).

Доводы кассационной жалобы о невключении в состав рабочей группы избирательной комиссии специалистов и экспертов основаны на неверном толковании норм материального права и не могут повлечь отмену судебных актов.

Приведенные в кассационной жалобе доводы о нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права, выразившиеся в необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства о вызове свидетелей, судебной коллегией отклоняются как необоснованные и не могут повлиять на законность принятых судебных актов.

Все доводы, которыми аргументирована кассационная жалоба, основаны на несогласии административного истца с результатами оценки судами первой и апелляционной инстанций имеющихся в деле доказательств и установленных по делу обстоятельств, предполагают их переоценку, которая в силу положений статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационной инстанции недопустима и не может являться основанием для отмены судебных актов.

Нарушений норм материального и процессуального права судом первой и апелляционной инстанций не допущено.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты сомнений в их законности, с учетом доводов кассационной жалобы, не вызывают, а предусмотренные законом основания для их отмены отсутствуют.

На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:

решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 8 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чанышевой Л.А, - без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.