Кассационное определение СК по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16 января 2020 г. по делу N 8а-3905/2019

 

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Ляпина Н.А, судей Карякина Е.А. и Матыциной Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца ФИО1 на решение Исаклинского районного суда Самарской области от 14 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 сентября 2019 года по административному делу N 2а-2-306/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Самарской области об оспаривании действий по начислению налога и возложении обязанности произвести перерасчёт налога на имущество физических лиц.

Заслушав доклад председательствующего Ляпина Н.А, объяснения представителей: административного ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Самарской области по доверенности ФИО5, заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области по доверенности ФИО6, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО10 (далее - административный истец) обратился в Исаклинский районный суд Самарской области с административным исковым заявлением об оспаривании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Самарской области (далее - МИ ФНС N 17 по Самарской области) по начислению налога на имущество физических лиц за 2017 год на объект недвижимости с кадастровым номером 63:35:0802017:227 с применением налоговой ставки 1, 5% (налоговое уведомление от 9 сентября 2018 года N 55108621) и о возложении на налоговый орган обязанности произвести перерасчёт указанного налога по ставке 0, 3%.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он более 19 лет фактически проживает, зарегистрирован по адресу объекта недвижимости с кадастровым номером 63:35:0802017:227 и использует данный объект как жилой дом (жилое помещение) и как гараж (машино-место) в едином недвижимом комплексе. По мнению ФИО1, указанный объект недвижимости отвечает всем требованиям законодательства, предъявляемым к единому недвижимому жилому комплексу, следовательно, налог на такой объект недвижимости следует исчислять по ставке 0, 3%.

Решением заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - УФНС по Самарской области) от 11 апреля 2019 года N 20-15/12505@ в удовлетворении жалобы ФИО1 на налоговое уведомление МИ ФНС N 17 по Самарской области от 9 сентября 2018 года N 55108621 было отказано.

Исаклинский районный суд Самарской области решением от 14 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 сентября 2019 года, отказал в удовлетворении административного искового заявления.

В поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе административный истец ФИО10 просит отменить названные судебные акты в связи с несоответствием изложенгных в них выводов обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права.

В обоснование этого ФИО10, ссылаясь на положения статей 401, 406 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и решения Собрания представителей сельского поселения Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области от 19 февраля 2016 года N 29, указывает, что объект недвижимости с кадастровым номером 63:35:0802017:227 отвечает всем требованиям законодательства, предъявляемым к единому недвижимому жилому комплексу, в связи с чем налог на такой объект недвижимости следует исчислять по ставке 0, 3%.

Кроме того, административный истец в жалобе поясняет, что данный объект недвижимости был зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) не как единый недвижимый комплекс, поскольку такого понятия на момент регистрации не существовало, а как хозяйственный блок (здание), который предполагалось использовать для целей предпринимательской деятельности, личного проживания и хранения транспортных средств.

В поданных на кассационную жалобу письменных возражениях начальник МИ ФНС N 17 по Самарской области ФИО7 и заместитель руководителя УФНС по Самарской области ФИО8 просят оставить обжалуемые судебные постановления без изменения, а кассационную жалобу административного истца ФИО1 - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения прибывших в суд лиц, обсудив доводы кассационной жалобы и поданных на неё письменных возражений, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.

Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 400 и пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество: жилой дом, квартиру, комнату, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершё ФИО2 строительства, иные здание, строение, сооружение, помещения.

В силу пунктов 1 - 4 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Статьёй 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентированы вопросы налоговой базы, и в частности, определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

В соответствии со статьёй 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьёй.

Решением Собрания представителей сельского поселения Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области от 19 февраля 2016 года N 29 "О налоге на имущество физических лиц" установлены ставки для исчисления налога в отношении объектов налогообложения, в том числе: с 2015 года и последующие налоговые периоды 0, 3% - жилые дома; жилые объекты; объекты незавершённого строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом); гаражи и машино-места; хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 м 2 и которые расположены на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства. На объекты налогообложения, включённые в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ставка налога установлена на 2017 год - 1, 5%, на 2018 год - 1, 8%, на 2019 год и последующие налоговые периоды - 2, 0%.

Пунктом 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве такого комплекса выступает совокупность объединённых единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.

Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на единый недвижимый комплекс осуществляются: в связи с завершением строительства объектов недвижимости, если в соответствии с проектной документацией предусмотрена эксплуатация таких объектов как единого недвижимого комплекса; в связи с объединением нескольких указанных в статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации объектов недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществлён в Едином государственном реестре недвижимости и права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, по заявлению их собственника.

Таким образом, для классификации совокупности вещей как единого недвижимого комплекса, по смыслу вышеприведённых норм, необходима их государственная регистрация в качестве такового.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено и из материалов дела следует, что ФИО10 с 14 декабря 2000 года является собственником нежилого здания (хозяйственный блок) площадью 388, 80 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером "данные изъяты" (л.д. 52).

Согласно налоговому уведомлению от 9 сентября 2018 года N 55108621 административному истцу надлежит уплатить налог на имущество физических лиц за 2017 год, в том числе, в размере 48 826 рублей за объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", исходя из налоговой базы 3 255 037 рублей и налоговой ставки 1, 5% (л.д. 28).

Поскольку указанный объект недвижимости зарегистрирован в ЕГРН как хозяйственный блок (здание) с назначением - нежилое помещение, а для признания объекта единым недвижимым комплексом необходима его государственная регистрация в качестве такового, налоговым органом при исчислении налога на такой объект недвижимости верно применена ставка 1, 5%. Доводы административного истца об обратном противоречат обстоятельствам дела.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что оснований для признания действий МИ ФНС N 17 по Самарской области по применению налоговой ставки в размере 1, 5% при расчёте налога за 2017 год на объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" не имеется.

Доводы кассационной жалобы административного ответчика тождественны доводам административного искового заявления и апелляционной жалобы, повторяют позицию административного истца, изложенную в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, которым суды дали надлежащую оценку и обоснованно отклонили. Указанные доводы направлены на переоценку доказательств, фактических обстоятельств дела и основаны на неверном толковании норм права.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

Решение Исаклинского районного суда Самарской области от 14 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца ФИО1 - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.