Определение СК по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 03 декабря 2019 г. по делу N 8Г-972/2019

 

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Шайдуллина Р.Р, судей Николаева И.В, Кизирбозунц Т.Т.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Кировского районного суда г. Самары от 11.06.2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 04.09.2019 г. по гражданскому делу N 2-2461/2019 по иску Департамента градостроительства городского округа Самара к потребительскому гаражно-строительному кооперативу "К-500" о взыскании неосновательного обогащения.

Заслушав доклад судьи Николаева И.В, объяснения представителей ответчика - председателя ПГСК "К-500" Чевтаева М.И. и Медведевой Е.И, действующей по доверенности от 27.11.2019 г, проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Департамент градостроительства г.о. Самара обратился в суд с иском к Потребительскому гаражно-строительному кооперативу "К-500" (далее - ПГСК "К-500") о взыскании неосновательного обогащения, обосновав его тем, что 29.08.2001 г. между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и ПГСК "К-500" заключён договор N 009957з аренды земельного участка, согласно которому ответчику в аренду за плату передан земельный участок площадью 3514, 28 кв. м, расположенный по адресу: "адрес". В указанную дату по акту приёма-передачи земельный участок передан в аренду ответчику.

В период с 01.04.2018 г. по 31.12.2018 г. ответчик ненадлежащим образом исполнял свои обязанности по внесению арендной платы, в результате чего образовалась задолженность в размере 1872575 руб. 48 коп, из которых основной долг - 1194777 руб. 36 коп, пени - 677798 руб.12 коп.

Поскольку названный выше Комитет утратил полномочия по распоряжению земельным участком, руководитель вышеуказанного Департамента, наделённый в силу пункта 22 части 1 постановления администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. N 1, полномочиями по взысканию сумм задолженности в том числе по арендной плате и пеней за использование земельных участков предоставленных под строительство зданий, сооружений, освобождению таких земельных участков, аннулированию сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости в судебном порядке, просил суд взыскать с ПГСК "К-500" задолженность по арендной плате в размере 1872575 руб. 48 копеек.

Решением Кировского районного суда г. Самары от 11.06.2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 04.09.2019 г, исковые требования Департамента градостроительства г.о. Самара к ПГСК "К500" о взыскании неосновательного обогащения удовлетворены частично. Суд взыскал с ПГСК "К500" в пользу Департамента градостроительства г.о. Самара пени в размере 144 руб. 06 коп. и государственную пошлину в доход государства в размере 400 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Будучи не согласным с состоявшимися по делу судебными постановлениями заместитель руководителя Департамента градостроительства г.о. Самара Казанцев М.В. подал кассационную жалобу, в которой ставит вопрос об их отмене, как незаконных.

В обоснование этого он, приводя обстоятельства дела, которые, по его мнению, имели место, постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", постановление Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов", постановление Правительства Самарской области от 13.11.2013 г. N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Самарской области", статью 37 Земельного кодекса Российской Федерации, а также постановления Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Арбитражных судов Российской Федерации по иным делам, давая им собственное толкование, приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций при принятии судебных актов были нарушены нормы материального права, выразившиеся в неприменении закона, подлежащего применению, неправильном толковании основных принципов, утверждённых вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582, а также нарушены положения статей 17, 39.7 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

На кассационную жалобу заместителя руководителя Департамента градостроительства г.о. Самара Казанцева М.В. председателем ПГСК "К-500" Чевтаевым М.И. поданы письменные возражения, в которых он, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение Кировского районного суда г. Самары от 11.06.2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 04.09.2019 г. по настоящему делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Истец, извещённый о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, представителя не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и поданных на неё возражений, заслушав объяснения прибывших в суд представителей ответчика - председателя ПГСК "К-500" Чевтаева М.И. и Медведевой Е.И, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно статье 606 и пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Как усматривается из договора аренды земельного участка N 009957з от 29.08.2001 г. Комитет по управлению имуществом г. Самара передал в аренду ПГСК "К-500" земельный участок площадью 3514, 28 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", предназначенный под проектирование и строительство гаражей-стоянок до 08.06.2002 г.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 и 4.4 названного договора арендатор обязался не позднее десятого числа отчётного месяца вносить арендную плату за право пользования участком в размере, определённом в соответствии с расчётом арендной платы (Приложение N 3), которая может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землёй. Новая величина арендной платы устанавливается с момента, определённого соответствующим нормативным актом.

В суд первой инстанции истцом представлен расчёт, в соответствии с которым задолженность ответчика по указанному выше договору аренды земельного участка составила 1872757 руб. 48 коп, при этом истец просит взыскать эту задолженность применив постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308 исходя из 12% от кадастровой стоимости земельного участка.

Также истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием об оплате данной задолженности, которая была оставлена последним без удовлетворения.

В свою очередь ответчик просил суд первой инстанции при определении задолженности применить постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 и исчислять арендную плату исходя из 2% от кадастровой стоимости.

Согласно пунктам 1, 4 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции действовавшей до 01.03.2015 г. порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

К таким основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относятся принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесён такой земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип предсказуемости расчёта размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчёта арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; принцип предельно допустимой простоты расчёта арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости; принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.

В соответствии с абзацем 3 подпунктом "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2% в отношении земельного участка, предоставленного без проведения торгов, на котором отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в подпунктах "а"-"г" настоящего пункта и пункте 5 настоящих Правил. До 01.03.2015 г. приведёнными положениями данного пункта Правил предусматривалось, что арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах, а именно 2% в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах "а"-"г" настоящего пункта, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308 утверждены Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов и Методика определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставляемых для строительства, согласно которым размер арендной платы за использование земельного участка определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставленных для строительства. Механизмом определения арендной платы в отношении земельных участков, предоставляемых для иных видов строительства, предусмотрен процент (12%) от кадастровой стоимости земельных участков, установленный в зависимости от периода использования земельного участка, в том числе в отношении земельных участков для строительства гаражей и автостоянок за четвёртый год и последующие годы.

Таким образом, действующим законодательством расчёт арендных платежей поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка.

Как было установлено судами первой и апелляционной инстанций спорный земельный участок на кадастровом учёте не состоит, в связи с чем истцом принималась во внимание стоимость земельного участка исходя из средних значений удельных показателей кадастровой стоимости, а ответчиком исходя из кадастровой стоимости смежного земельного участка.

Так, согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.11.2013 г. N 610 кадастровая стоимость смежных земельных участков: с кадастровым номером N площадью 1601, 29 кв.м составляет 3905049 руб. 91 коп, то есть 2438 руб. 69 коп. за 1 кв.м; с кадастровым номером N площадью 1982, 5 кв.м составляет 4824334 руб. 45 коп, то есть 2433 руб. 46 коп. за 1 кв.м.

Принимая во внимание изложенное суды верно произвели расчёт, что при площади земельного участка 3514, 28 кв.м и его кадастровой стоимости в размере 8570239 руб. 49 коп, определённой исходя из стоимости 1 кв.м в размере 2438 руб. 69 коп, арендная плата за год составит 71404 руб. 79 коп, а за месяц - 14283 руб. 73 коп.

Как видно из представленных в суд ответчиком платежных поручений о перечислении арендной платы им перечислялось по 14283 руб. 73 коп. ежемесячно за период с 18.04.2018 г. по ноябрь 2018 г, в свою очередь истец не представил возражений относительно ежемесячно перечисляемых сумм и не отрицал их поступление на лицевой счёт Департамента градостроительства г.о. Самара.

Таким образом, принимая во внимание приведённые выше нормы законов и обстоятельства в их совокупности судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования истца, обоснованно применил к рассматриваемым правоотношениям постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582, которым установлены основные принципы определения арендной платы, подлежащие применению при аренде участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то есть принцип экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчёта, запрета необоснованных предпочтений, учёта необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей.

При этом суды первой и апелляционной инстанций верно определили юридически значимые по делу обстоятельства и обоснованно руководствовались приведёнными выше нормами законодательства, регулирующими возникшие между сторонами правоотношения.

Доводы же кассационной жалобы об обратном несостоятельны, поскольку применение к оспариваемым правоотношениям постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308 приведёт к ухудшению материального положения арендатора, экономической целесообразности использования земельного участка и нарушению основных принципов определения арендной платы.

С учётом изложенного, доводы кассационной жалобы Казанцева М.В. не опровергают установленные по делу обстоятельства и не ставят под сомнение правильность применения судами норм материального и процессуального права, а в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

При таких данных судебная коллегия не находит как оснований для переоценки выводов судов первой и второй инстанций, сделанных на основе всестороннего, полного и объективного исследования доказательств, соответствующих обстоятельствам дела, так и предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Казанцева М.В.

Руководствуясь статьями, 379.5, 379.6, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Самары от 11.06.2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 04.09.2019 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара - без удовлетворения.

 

Председательствующий Р.Р. Шайдуллин

 

Судьи И.В. Николаев

Т.Т. Кизирбозунц

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.