Кассационное определение СК по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 января 2020 г. по делу N 8а-1625/2019

 

Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Юлдашева Р.Ф., судей Нафикова И.А., Белоусовой Ю.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан

на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ

по заявлению прокурора Ахтынского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан, Государственному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог Республики Дагестан" о возложении исполнения обязанностей.

Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, возражения против удовлетворения кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рыжкова М.И, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ахтынского района Республики Дагестан в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Советский районный суд г. Махачкалы с требованиями к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан (далее - Минтранс РД) и Государственному казенному учреждению Республики Дагестан "Управление автомобильных дорог Республики Дагестан" (далее - ГКУ "Дагестанавтодор") о возложении обязанности провести работы по приведению автодороги республиканского значения в соответствие с установленными требованиями, стандартами и нормами.

Требования мотивированы установленными в ходе проведенной проверки прокуратурой Ахтынского района Республики Дагестан неудовлетворительное состояние республиканской автомобильной дороги "Магарамкент-Ахты-Рутул" на 81 км. +400 м. в районе селения Хрюг Ахтынского района требованиям технических регламентов, в том числе ГОСТ Р 50597-2017.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Суды первой и апелляционной инстанций, со ссылками на требования ГОСТ Р 50597-2017, принимая во внимание статус ответчиков (Минтранса РД, как органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению и контролю в сфере транспортного комплекса и дорожного хозяйства, и его учреждения ГКУ "Дагестанавтодор", как организации в функции которой входит организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию дороги и в оперативном управлении которого находится автомобильная дорога республиканского значения "Магарамкент-Ахты-Рутул"), пришли к выводу, что обязанность по приведению в соответствие указанной автодороги республиканского значения установленным требованиям ГОСТ возникает у обоих ответчиков.

Не согласившись с решениями судов первой и апелляционной инстанций, Минтранс РД обжаловал его в кассационном порядке, указав, что при принятии решений судами были существенно нарушены нормы материального права и процессуального права, доказательства исследованы ненадлежащим образом, не дана оценка всем значимым обстоятельствам и доводам административного ответчика, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.

В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции Минтранс РД и ГКУ РФ "Дагестанавтодор" не явились, по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств процессуального характера от них не поступало, от ГКУ РФ "Дагестанавтодор" поступил отзыв в котором учреждение поддерживает доводы кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.

Деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о безопасности дорожного движения регулируется Приказом генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина". Основная цель этой деятельности мерами прокурорского реагирования добиться надлежащей работы уполномоченных государственных органов, снизить количество дорожно-транспортных происшествий, обеспечить режим защищенности прав и свобод человека и гражданина, предупреждать правонарушения в данной сфере.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от 06.06.2018 N 65 Минтранс РД является органом исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, правлению и контролю в сфере транспортного комплекса и дорожного хозяйства в пределах установленной компетенции, а также осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в указанной сфере. Основными задачами Минтранса РД являются формирование и координация развития современной транспортной инфраструктуры и международных транспортных коридоров на территории Республики Дагестан.

Государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Республики Дагестан" - ГКУ "Дагестанавтодор" является учреждением Минтранса РД. Согласно изменениям, внесенным в Устав ГКУ "Дагестанавтодор", утвержденного приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства РД от 10.07.2018 за N 37, целями ГКУ "Дагестанавтодор" является обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования республиканского, межмуниципального и местного значения, закрепленным за казенным учреждением на праве оперативного управления, а так же улучшения их транспортно-эксплуатационного состояния повышения пропускной способности, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства.

Предметом деятельности ГКУ "Дагестанавдор", согласно Уставу, является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.

Проведенной прокурором проверкой установлено что, проезжая часть республиканской автомобильной дороги "Магарамкент-Ахты-Рутул" на 81 км. + 400 м в районе селения Хрюг, Ахтынского района, проломилась, произошла деформация дорожного полотна. Обочина и асфальтобетонное покрытие на данном участке, на расстоянии 15 метров, вплоть до полосы встречного движения размыта грунтовыми водами рекой Самур, в результате чего дорожное покрытие полностью разрушилось и не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597 - 2017.

ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 N 1245-ст, устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

В соответствии с п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

Требования названного стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

На основании пункта 4.2 названного ГОСТа в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.

Дефекты покрытия и обочин, превышающие допустимые размеры, влияющие на безопасность дорожного движения, подлежат устранению в установленные стандартом сроки.

С учетом изложенного судами обоснованно возложена обязанность по устранению выявленных прокурором недостатков на административных ответчиков. Возложенные обязанности исполнимы, обоснованно отнесены к исполнению на обоих административных ответчиков, поскольку в силу требований федерального законодательства, а также регламента деятельности административных ответчиков, установленных Положением о Министерстве и транспорта дорожного хозяйства Республики Дагестан, утв. Постановлением Правительства республики Дагестан от 06.06.2018 N 65, Уставом ГКУ "Дагестанавтодор", - на ГКУ "Дагестанатодор" возложена обязанность по организации мероприятий, непосредственно направленных на исполнение возложенных судом обязанностей, а на Минтранс РД контроль за их исполнением.

Вопреки позиции Минтранса РД, изложенной в кассационной жалобе, судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, позиция ответчиков рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку судов.

По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, доказательств, которые не соответствуют критериям допустимости, по делу отсутствуют.

Приведенные Минтранс РД в кассационной жалобе доводы связаны с его несогласием с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется.

Требования прокурора подлежали рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, однако были рассмотрены по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вместе с тем это не свидетельствует о наличии оснований для отмены правильных по существу решений судов, поскольку при их принятии ответчикам были предоставлены исчерпывающие возможности реализовать свое право на судебную защиту, судами верно распределено бремя доказывания между сторонами, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности представленных сторонами доказательствах, получившими надлежащую мотивированную оценку судами.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 N 13 правильное по существу решение суда не может быть отменено по формальным основаниям.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан без удовлетворения.

 

Председательствующий Р.Х. Юлдашев

 

Судьи И.А. Нафиков

Ю.К. Белоусова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.