Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27 декабря 2019 г. по делу N 16-339/2019

 

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Байковой И.В, (далее Байкова И.В.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Сормовского судебного района города Нижнего Новгорода от 01 июля 2019 года, решение судьи Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 04 сентября 2019 года, вынесенные в отношении должностного лица - начальника отдела экологии филиала "Нижегородский" публичного акционерного общества (далее ПАО) "Т Плюс" Байковой И.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Сормовского судебного района города Нижнего Новгорода от 01 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 04 сентября 2019 года, начальник отдела экологии филиала "Нижегородский" ПАО "Т Плюс" Байкова И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 4 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Байкова И.В. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, прекратить производство по делу. В доводах жалобы указывает на то, что не является субъектом административного правонарушения, поскольку приказом начальника филиала "Нижегородский" ПАО "Т Плюс" от 10 августа 2017 года N 354 уполномочена на оформление разрешительной документации, необходимой для обеспечения деятельности филиала. Ссылается, что мероприятия по переоформлению лицензии были произведены должностными лицами юридического лица - ПАО "Т Плюс".

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности) осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения должностного лица филиала к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 24 мая 2019 года N 06-249/2019 выводы о том, что в нарушение статьи 30 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 2 статьи 3, пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 2015 года N 1062 (далее Положение о лицензировании), ПАО "Т Плюс" осуществляет деятельность по размещению отходов IV класса опасности по адресу: "адрес" в отсутствие лицензии. Ответственность за совершение правонарушения возложена на начальника отдела экологии Нижегородского филиала ПАО "Т Плюс" Байкову И.В.

Привлекая должностное лицо к административной ответственности по вменяемой статье, мировой судья посчитал доказанным наличие в ее действиях состава административного правонарушения, при этом исходил из того, что обязанности по оформлению и получению разрешительной документации в сфере природопользования в соответствии с приказом от 10 августа 2017 года N 354 "О назначении ответственных за природоохранную деятельность" возложены на начальника отдела экологии Нижегородского филиала ПАО "Т Плюс" Байкову И.В. Вышестоящая судебная инстанция с выводами мирового судьи и принятым им решением согласилась.

Между тем выводы судебных инстанций не учитывают следующее.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно материалам дела в ходе внеплановой выездной проверки ПАО "Т Плюс" Нижегородский филиал Сормовская ТЭЦ должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу установлено, что деятельность Сормовской ТЭЦ по адресу: "адрес" связана с размещением отходов в шламонакопителях и подлежит лицензированию, при этом адрес осуществления лицензируемого вида деятельности в лицензии от 17 января 2017 года N (52)-2686-Р на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, выданной ПАО "Т Плюс", не указан.

В силу положения подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании, нарушение которого вменяется должностному лицу филиала, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются, в том числе для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.

Согласно пункту 5 Положения о лицензировании для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором указывает: для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности; для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами и т.п.

При намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами I - IV классов опасности, которые лицензиат намерен выполнять (виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов; соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности) (пункт 7 Положения).

Исходя из приведенных норм Положения о лицензировании, обязанность по переоформлению ранее выданной обществу лицензии с указанием нового адреса, по которому такая деятельность осуществляется, возложена на лицензиата, то есть юридическое лицо, имеющее лицензию.

Указанные положения согласуются с выводами органа государственного контроля, изложенными в пункте 7 акта от 17 мая 2019 года N 084-ВН, оформленного по результатам внеплановой выездной проверки ПАО "Т Плюс" Нижегородский филиал Сормовская ТЭЦ, согласно которым лицом, допустившим нарушения статьи 30 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 2 статьи 3, пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании, выразившиеся в осуществлении лицензионных видов деятельности в отсутствие лицензии по адресу: "адрес", является руководитель ПАО "Т Плюс" (л.д. 19).

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При изложенных обстоятельствах нельзя признать обоснованными выводы судебных инстанций о наличии в деянии должностного лица - начальника отдела экологии Нижегородского филиала ПАО "Т Плюс" Байковой И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на которую согласно пункту 4 приказа директора филиала "Нижегородский" ПАО "Т Плюс" от 10 августа 2017 года N 354 "О назначении ответственных за природоохранную деятельность" возложена ответственность за организацию работ по оформлению и получению разрешительной документации в сфере природопользования по филиалу "Нижегородский" (л.д. 7).

Указанные доводы неоднократно приводились заявителем поданной жалобы (Байковой И.В.) при производстве по делу, однако надлежащая правовая оценка им не дана. При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

Следует учесть, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 31 июля 2019 года в удовлетворении заявления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу о привлечении ПАО "Т Плюс" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказано.

Принимая указанный акт, арбитражный суд первой инстанции счел, что осуществление обществом деятельности по размещению отходов I - IV классов опасности по адресу, не указанному в лицензии, следует квалифицировать по части 3 статьи 14.1 указанного Кодекса. Кроме того суд учел, что до проведения проверки и составления по ее итогам протокола об административном правонарушении, ПАО "Т Плюс" 11 сентября 2018 года обратилось в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу с заявлением о переоформлении лицензии от 17 января 2017 года и включении в приложение к ней адреса: "адрес" в чем обществу было отказано. Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27 июня 2019 года решение Департамента об отказе в переоформлении лицензии было признано незаконным с возложением на Департамент обязанности устранить нарушения прав и законных интересов общества. Проанализировав данные обстоятельства, арбитражный суд сделал вывод об отсутствии вины ПАО "Т Плюс" в совершении вменяемого правонарушения.

Данные выводы арбитражного суда сделаны в отношении вышеописанных обстоятельств, послуживших основанием для привлечения начальника отдела экологии Нижегородского филиала ПАО "Т Плюс" Байковой И.В. к административной ответственности по настоящему делу.

Изложенное в совокупности подтверждает отсутствие оснований для привлечения начальника отдела экологии Нижегородского филиала ПАО "Т Плюс" Байковой И.В. к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основания для вывода о том, что действия начальника отдела экологии Нижегородского филиала ПАО "Т Плюс" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.

В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 4 Сормовского судебного района города Нижнего Новгорода от 01 июля 2019 года, решение судьи Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 04 сентября 2019 года, вынесенные в отношении должностного лица - начальника отдела экологии филиала "Нижегородский" публичного акционерного общества "Т Плюс" Байковой И.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

жалобу Байковой И.В. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка N 4 Сормовского судебного района города Нижнего Новгорода от 01 июля 2019 года, решение судьи Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 04 сентября 2019 года, вынесенные в отношении начальника отдела экологии филиала "Нижегородский" публичного акционерного общества "Т Плюс" Байковой И.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Судья О.А. Полянина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.