Кассационное определение СК по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17 января 2020 г. по делу N 8а-4679/2019

 

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А.

судей Баранова Г.В, Васляева В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зубковой Н.А. на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 08 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 23 мая 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Зубковой Н.А. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным распоряжения об отказе во включении в реестр пострадавших и возложении обязанности включить в реестр.

Заслушав доклад судьи Баранова Г.В, пояснения представителя Зубковой Н.А. - Борисовой Е.Г, поддержавшей доводы кассационной жалобы, ознакомившись с возражениями министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия, установила:

Зубкова Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным распоряжения об отказе во включении в реестр пострадавших и возложении обязанности включить в реестр.

В обоснование заявленных требований указала, что 16 марта 2016 года между ней и ЖСК "Северный" заключен договор N 168 о паевом участии в строительстве жилого дома по "адрес". Предметом договора является строительство жилого помещения (квартиры) N, общей площадью 31, 01 кв.м, состоящего из одной жилой комнаты, расположенного во втором подъезде на четвертом этаже в 10-ти этажном строящемся кирпичном жилом доме, блок-секция "Д" по улице им. ФИО5 "адрес". Стоимость паевого взноса на жилое помещение и вступительный взнос административным истцом полностью оплачены до подписания договора, о чем свидетельствуют квитанции к приходно-кассовым ордерам от 16 марта 2016 года.

30 октября 2017 года согласно акту приема-передачи во исполнение договора ЖСК "Северный" передал, а Зубкова Н.А. приняла "адрес", общей площадью 31, 01 кв.м, расположенную по адресу: "адрес"А. Согласно справке, выданной ЖСК "Северный", паевой взнос за "адрес" Зубковой Н.А. полностью выплачен.

25 ноября 2017 года административный истец обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество (квартиру), приложив все необходимые документы. Государственная регистрация права собственности в отношении объекта недвижимого имущества - квартиры с кадастровым номером N, расположенной по адресу: "адрес"А приостановлена в связи с предоставлением для осуществления государственной регистрации прав документа, содержание которого не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, со ссылкой на то, что в Едином государственном реестре недвижимости содержится информация о запретах ЖСК "Северный" на совершение регистрационных действий в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: "адрес"А.

Решением Ленинского районного суда Саратовской области от 08 февраля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 23 мая 2019 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В кассационной жалобе, поданной Зубковой Н.А. в Первый кассационный суд 25 декабря 2019 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов ввиду неправильного толкования судами норм материального права, в частности, части 2 статьи 1 от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Зубкова Н.А, представитель министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, об отложении дела ходатайств в кассационную инстанцию не представили. С учетом части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.

Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.

Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебные постановления сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а доводы, приведенные в жалобе, не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.

Из содержания судебных актом и материалов дела следует, что 16 марта 2016 года между Зубковой Н.А. и ЖСК "Северный" заключен договор о паевом участии в строительстве жилого дома по ул. Уфимцева г. Саратова.

Предметом договора является строительство жилого помещения (квартиры) N 62, общей площадью 31.01 кв.м, состоящего из одной жилой комнаты, расположенной во втором подъезде на четвертом этаже в 10-ти этажном строящемся кирпичном жилом доме, блок-секция "Д", по улице им. ФИО6 в "адрес".

Стоимость паевого взноса на жилое помещение и вступительный взнос в на хозяйственные нужды на административным Зубковой Н.А. полностью оплачены до подписания договора.

29 сентября 2017 года многоквартирный жилой дом введен в эксплуатацию.

Согласно акту приема-передачи 30 октября 2017 года ЖСК "Северный" передал, а Зубкова Н.А. приняла "адрес" общей площадью 31.01 кв.м, расположенную по адресу: "адрес"А.

Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 01 августа 2018 года по гражданскому делу N 2-1667/2018 Зубковой Н.А отказано в признании права собственности на спорную квартиру, при этом право собственности на квартиру признано за иными лицами, установлено, что в отношении квартиры, расположенной по адресу: "адрес"А, "адрес" ЖСК "Северный" привлечены денежные средства двух и более лиц.

18 сентября 2018 года Зубкова Н.А. обратилась в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области принято оспариваемое решение об отказе во включении Зубковой Н.А. в реестр пострадавших граждан на основании подпункта 1 "а" пункта 2 Приложения N 1, поскольку жилой дом введен в эксплуатацию, а также на основании подпункта 8 пункта 2 Приложения N 1 (отсутствие факта привлечения денежных средств двух и более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе проблемного объекта).

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, районный суд пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что Зубкова Н.А. не соответствует критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, поскольку на момент обращения Зубковой Н.И. в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с заявлением жилой "адрес"А по "адрес", в котором расположена "адрес", являющееся предметом договора, построен, введен в установленном законом порядке в эксплуатацию. Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Саратова от 01 августа 2018 года в отношении спорного жилого помещения, являющегося предметом договора паевого участия в строительстве многоквартирного дома, заключенного между застройщиком и Зубковой Н.А, установлен факт привлечения денежных средств двух и более лиц.

Государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (статья 23 названного закона).

В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).

В силу части 2.1 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется контролирующим органом в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно частям 4 и 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" уполномоченный орган, в том числе устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (часть 4 названной статьи).

В целях реализации приведенных законоположений Министерством строительного и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации издан Приказ N 560/пр, которым утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан согласно приложению N 1 и Правила ведения реестра пострадавших граждан (приложение N 2).

Так, согласно пункту 2 приложения 1 к названному Приказу критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:

1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Законом от 30 декабря 2004 года, обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:

а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия;

б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;

в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Законом от 30 декабря 2004 года;

г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;

д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.

2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Законом от 30 декабря 2004 года;

3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;

4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;

5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;

6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Законом от 30 декабря 2004 года, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;

7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.

Гражданин-участник долевого строительства проблемного объекта, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на объект долевого строительства и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и чьи права нарушены, соответствующий критериям, установленным пунктом 2 настоящего приложения, относится к числу пострадавших граждан (пункт 3 приложения 1 к Приказу N 560/пр).

Согласно пункту 5 Правил ведения реестра пострадавших граждан решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина с приложением документов, поименованных в пункте 6 Правил (копия документа, удостоверяющего личность; копии договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательств по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, и копия договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору); копии платежных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта и договору уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору); копия вступившего в законную силу судебного акта о включении пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов (при наличии).

Согласно пункту 10 указанных Правил заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий:

1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему Приказу;

2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин;

3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта;

4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору);

5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.

В силу пункта 11 Правил гражданин не подлежит включению в реестра при наличии хотя бы одного из условий, предусмотренных пунктом 10 Правил.

Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение по настоящему делу, являются исполнение административным истцом обязанности назвать фактические данные, с которыми закон (Критерии и Правила) связывает основания для включения в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и представить документы, подтверждающие соответствие административного истца обозначенным критериям.

Административный ответчик, в свою очередь, должен доказать наличие предусмотренных законом оснований для отказа во включении административного истца в реестр, а также соблюдение порядка принятия оспариваемого решения.

Материалами дела установлено, что 29 сентября 2017 года многоквартирная жилая застройка (высотная застройка): многоквартирные дома от 9 наземных этажей и выше, в т.ч. со встроенными и (или) встроенно-пристроенными нежилыми помещениями (многоквартирный многоэтажный жилой дом со встроенно- пристроенными помещениями торгового назначения по "адрес") введен в эксплуатацию.

Следовательно, Зубкова Н.А. не соответствует подпункту 1 "а" пункта 2 Приложения к приказу Министерства строительста и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан".

Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 01 августа 2018 года по гражданскому делу N 2-1667/2018 Зубковой Н.А отказано в признании права собственности на спорную квартиру, при этом право собственности на квартиру признано за иными лицами, установлено, что в отношении квартиры, расположенной по адресу: "адрес"А, "адрес" ЖСК "Северный" привлечены денежные средства двух и более лиц.

То есть, Зубкова Н.А. не соответствует подпункту 8 пункта 2 Приложения к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года N 560/пр.

С учетом изложенного отсутствуют основания для признания незаконным оспариваемого распоряжения министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 03 октября 2018 года N 445-р.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о неправильном толковании и применении части 2 статьи 1 Закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ" Об участи в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.

Ссылаясь на практику судов при рассмотрении аналогичных заявлений, заявитель не учитывает, что в силу статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды разрешают административные дела на основании правовых норм с учетом фактических обстоятельств дела и решение суда по другому делу с иными лицами в Российской Федерации не может служить основанием к отмене состоявшегося судебного постановления.

Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию административного истца с изложенными выводами судебных инстанций, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального права, однако, оспариваемые судебные акты постановлены исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку судов с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Несогласие заявителя с данной оценкой направлено на переоценку доказательств, что в силу главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда апелляционного определения, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

При таких данных, приведенные выше оспариваемые судебные сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены отсутствуют.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда, определила:

решение Ленинского районного суда г. Саратова от 08 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 23 мая 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Зубковой Н.А. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.