Кассационное определение СК по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13 января 2020 г. по делу N 8а-4755/2019

 

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В. и Васляева В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Яковенко на решение Центрального районного суда города Тулы от 23 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 6 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Яковенко к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тульской области" о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию за найм жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Васляева В.С, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, установила:

Яковенко А.Н. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя его тем, что проходила военную службу по контракту в войсковой части N.

Приказом командующего воздушно-десантными войсками от ДД.ММ.ГГГГ N административный истец досрочно уволена в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом командира ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ N Яковенко А.Н. исключена из списков личного состава с 24 июня 2016 года. На момент увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила 12 лет 4 месяца.

Состоя на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с составом семьи из 2 человек, избранное место жительства - город Москва, административный истец 17 апреля 2018 года подала в военный комиссариат Тульской области документы на выплату ей компенсации за поднаем жилого помещения за период с 17 июня 2016 года по 2018 год.

В связи с тем, что выплата компенсации ей произведена не была, Яковенко А.Н. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным бездействие военного комиссариата Тульской области по невыплате ей названной компенсации. В ходе рассмотрения административного дела с учетом того обстоятельства, что компенсация за поднайм жилого помещения ей выплачена в недостаточном размере, исходя из норм выплаты, установленных в Тульской области, Яковенко А.Н. уточнила административные исковые требования и просила признать незаконными действия ФКУ "Военный комиссариат Тульской области", связанные с невыплатой компенсации за наем жилого помещения на семью из 2 человек, исходя из норм выплаты денежной компенсации по городу Москве, возложить на административного ответчика обязанность по выплате названной компенсации на семью из 2 человек, с 17 июня 2016 года на дату принятия судом решения, исходя из норм выплаты денежной компенсации по городу Москве.

Решением Центрального районного суда города Тулы от 23 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 6 августа 2019 года, административное исковое заявление Яковенко А.Н. оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе, направленной в Первый кассационный суд общей юрисдикции 11 ноября 2019 года, административный истец Яковенко А.Н. просит состоявшиеся судебные решения отменить, приводя в обоснование доводы о нарушениях норм процессуального права и материального права, допущенных судами нижестоящих инстанций.

Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28 ноября 2019 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела допущено не было.

Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее-Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий административного ответчика при расчете компенсации за наем жилого помещения.

С указанными выводами следует согласиться.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми акта российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченным жилым помещением, определен Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей".

В соответствии с п. 20 Инструкции об организации в Вооруженных силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее-Инструкция), утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года N 303, денежная компенсация выплачивается гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и членам их семей за счет средств и в пределах средств, предусмотренных Министерству обороны Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете, по месту постановки граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения либо на воинский учет в размерах, установленных договором найма (поднайма) жилья, но не выше размеров, определенных в порядке, установленном п.п. 2 и 2 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909.

В силу п. 29 Инструкции при определении прав граждан, уволенных с военной службы, на получение денежной компенсации к членам семьи гражданина, уволенного с военной службы, относятся граждане, указанные в п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", совместно проживающие с ним и включенные в список либо реестр в качестве членов семьи гражданина, уволенного с военной службы.

Из содержания п. 30 названной Инструкции следует, что граждане, уволенные с военной службы, вправе осуществлять наем (поднаем) жилого помещения вне города (населенного пункта) по месту постановки на воинский учет. При этом выплата денежной компенсации осуществляется таким гражданам в размере, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, по месту их постановки на учет в части пенсионного обеспечения либо постановки на воинский учет.

Материалами дела установлено, что Яковенко с ДД.ММ.ГГГГ состоит в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, с составом семьи из 2 человек, избранное место жительства - город Москва.

По сообщению военного комиссара военного комиссариата города Тулы Яковенко А.Н. зарегистрирована по адресу: "адрес"/ "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ состоит на воинском учете в военном комиссариате городского округа города Тула.

После увольнения из рядов вооруженных сил Российской Федерации 17 апреля 2018 года административный истец Яковенко А.Н. с целью получения компенсации за наем (поднаем) жилого помещения обратилась с соответствующим заявлением на имя военного комиссара Тульской области, приложив к нему необходимый пакет документов.

В период с 18 апреля по 7 августа 2018 года поданные административным истцом документы ей возвращались в связи с неполным предоставлением необходимой информации (отсутствие договоров найма за 2016-2017 годы, сведений о регистрации Яковенко А.Н. по месту пребывания в город Москва, сведений о собственнике жилого помещения, сведений об обучении ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в высшем учебном заведении).

Согласно выплатному делу ФКУ "Военный комиссариат Тульской области", а также справке от ДД.ММ.ГГГГ N, административному истцу произведен перерасчет компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за период с 4 июля 2016 года по 5 июля 2018 года на семью из 2 человек, исходя из норм выплаты денежной компенсации по Тульской области, а с 6 июля 2018 года по 18 марта 2019 года указанная выплата осуществлена ей на одного человека в связи с тем, что ее дочь, Яковенко Е.М, обучалась в Тульском государственном университете по 5 июля 2018 года.

Суды нижестоящих инстанций, давая оценку действиям административного ответчика по отказу в выплате денежной компенсации Яковенко по нормам, установленным по городу Москва, учитывая вышеприведенные положения действующего законодательства, правильно пришли к выводу об обоснованности исчисления выплаченной ей денежной компенсации, исходя из размера такой компенсации, установленной по месту ее постановки на воинский учет, поскольку местом регистрации и постановки на воинский учет Яковенко является "адрес".

Судами также отмечено, что в круг лиц, относящихся к членам семьи военнослужащего, уволенного с военной службы, в силу п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", входят лица, совместно проживающие с ним и включенные в список либо реестр в качестве членов семьи гражданина, уволенного с военной службы (супруг либо супруга, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих).

Поскольку материалами дела достоверно установлено, что дочь административного истца обучалась в высшем учебном заведении с 1 сентября 2013 года по 5 июля 2018 года, каких-либо сведений о том, что после указанной даты она продолжила обучение либо совместно проживала с матерью, представлено не было, выводы судов об отсутствии оснований для признания действий (бездействия) военного комиссариата Тульской области по невыплате денежной компенсации за наем жилого помещения на состав семьи 2 человека также являются правильными.

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с такими выводами судебных инстанций и полагает, что они основаны на правильном применении норм материального права, с учетом установленных фактических обстоятельств по делу.

Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что дочь административного истца (Яковенко Е.М.) является членом семьи Яковенко А.Н, а потому последняя должна быть обеспечена жильем на состав семьи из 2 человек, правового значения по настоящему делу не имеют, так как в рассматриваемом случае речь идет не о праве военнослужащего и члена его семьи на обеспечение жилым помещением, а о праве на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.

Иные доводы кассационной жалобы тождественны доводам административного истца в судах нижестоящих инстанций, которые являлись предметом рассмотрения и обоснованно признаны судами несостоятельными по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.

Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и тех, что изложены в ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Тулы от 23 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 6 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Яковенко-без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.