Кассационное определение СК по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17 января 2020 г. по делу N 8а-4887/2019

 

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В, Васляева В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Караваева В.В. на решение Балашихинского городского суда Московской области от 29 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 7 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Караваева В.В. к администрации городского округа Балашиха, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, муниципальному унитарному предприятию "Коммунальные услуги ремонт и сервис", Управлению Федеральной службы судебных приставов по Московской области, государственному унитарному предприятию Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации" о восстановлении нарушенных прав, путем внесения достоверных сведений, возложении обязанности выдать документ.

Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Караваев В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением в котором просил восстановить его нарушенные права, путем внесения достоверных сведений, возложении обязанности выдать документ, обосновывая требования тем, что является собственником квартиры в многоквартирном доме по адресу: "адрес" (кадастровый N). В 2014 году администрацией городского округа Балашиха под названным домом был сформирован земельный участок с видом разрешенного использования: для размещения многоэтажного жилого дома. Земельный участок поставлен на кадастровый учет за номером N. Желая зарегистрировать за собой право на долю земельного участка под многоквартирным домом Караваев В.В. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, однако в регистрации такого права ему было отказано. Полагал, что существуют три раздела ЕГРН: N - земельный участок, N - жилое помещение, N - многоквартирный дом, расположенные по адресу: "адрес", которые не взаимодействуют между собой, в связи с чем просил обязать административных ответчиков устранить всякие нарушения его прав путем предоставления и внесения необходимых и достоверных сведений в порядке межведомственного взаимодействия и в ином порядке, обеспечивающих взаимодействие названных выше разделов ЕГРН, внесения в Реестр прав сведений о государственной регистрации права на долю в праве общей собственности на недвижимое имущество в многоквартирном доме пропорционально размеру площади помещения в этом доме, принадлежащего истцу, или указать размер доли - 0, 15, в соответствии с письмом государственного унитарного предприятия Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации" от 17 октября 2017 года, выдать документ, подтверждающий внесение сведений о государственной регистрации права на долю в праве общей собственности на недвижимое имущество в многоквартирном доме.

Решением Балашихинского городского суда Московской области от 29 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 7 августа 2019 года, административные исковые требования Караваева В.В. оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе, поданной 6 ноября 2019 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Балашихинский городской суд Московской области, Караваев В.В, ссылаясь на существенное нарушение норм процессуального и материального права, просит судебные акты первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новое решение, которым административные требования удовлетворить. Указывает, что судом в основу решения положены доказательства, не имеющие юридического значения, включая ранее состоявшие судебные решения; обстоятельства, имеющие значение по делу, определены неправильно; всем доводам административного истца не дана оценка.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда приходит к следующему.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно подпунктам 1, 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра; права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Согласно статье 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно статье 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.

Перечень сведений, которые вносятся в реестр прав на недвижимость определен в статье 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В силу пункта 1 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания и устанавливающих наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

Подпунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что одним из документов, необходимых для осуществления кадастрового учета земельного участка, является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Перечень лиц, по заявлениям которых осуществляется государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета определен в части 3 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно пункту 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.1 Постановления N12-П от 28 мая 2010 года указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями - установилв Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).

В соответствии с частями 2, 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", а также исходя из разъяснений, данных в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что в случае, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.

В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Согласно части 5 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем. Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.

В силу части 4 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется.

Для государственной регистрации права общей долевой собственности в многоквартирном доме необходимо представление заявления всех участников общей долевой собственности на дом (то есть в данном случае всех собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома) либо их представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, либо лица, уполномоченного общим собранием собственников помещений многоквартирного дома с предоставлением протокола общего собрания, в котором определены соответствующие полномочия и доли в праве на общее имущество.

Как следует из материалов административного дела и установлено судами, Караваев В.В. является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: "адрес".

Земельный участок с кадастровым номером N площадью 920 кв.м, расположенный под названным выше домом отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоэтажного жилого дома, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Балашихинского городского суда Московской области от 08 декабря 2016 года по делу N в удовлетворении административного иска Караваева В.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, обязании произвести государственную регистрацию права, зарегистрировать право отказано.

Решением Балашихинского городского суда Московской области от 02 ноября 2017 года по делу N в удовлетворении административного иска Караваева В.В. к Управлению Федеральной службы кадастра и картографии по Московской области, государственному регистратору ФИО5, начальнику межмуниципального отдела ФИО6 о признании действий (бездействий) по отказу в государственной регистрации права незаконными отказано.

Решением Балашихинского городского суда Московской области от 15 июня 2015 года по делу N в удовлетворении искового заявления Караваева В.В. к администрации городского округа Балашиха о признании права собственности на долю земельного участка, признании бездействия администрации городского округа Балашиха по нерассмотрению заявления и не оформления собственности незаконными отказано.

Решением Балашихинского городского суда Московской области от 17 ноября 2016 года по делу N в удовлетворении административного иска Караваева В.В. к администрации городского округа Балашиха о признании постановления от "данные изъяты", схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории несоответствующими закону отказано.

В указанных решениях административный истец оспаривал незаконность отказа в регистрации его права на долю в общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме, постановку на кадастровый учет земельного участка.

Вышеуказанные решения вступили в законную силу.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что заявленные Караваевым В.В. требования направлены на то, чтобы пересмотреть вышеуказанные вступившие в законную силу судебные решения, поскольку повторяют доводы, уже являвшиеся предметом исследования в ходе рассмотрения вышеуказанных гражданских и административных дел.

Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и полагает, что заявленные по настоящему административному делу требования по существу направлены на преодоление окончательности и стабильности судебных актов, вступивших в законную силу.

В случае очевидного отклонения действий участников гражданского оборота от добросовестного поведения, в том числе путем неоднократных необоснованных обращений, суд обязан дать надлежащую правовую оценку таким действиям.

То обстоятельство, что Караваев В.В. при наличии вступивших в законную силу судебных актов в очередной раз обратился в суд, дополняя административных ответчиков либо требования к ним, которые по своему содержанию направлены на разрешение спора, связанного с регистрацией за ним доли в праве на земельный участок под многоквартирным домом, характеризует его обращение с позиции норм международного и национального законодательства как злоупотребление правом, что является самостоятельным основанием для отказа в процессуальной защите.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" в статье 6 устанавливает фундаментальный для правового государства принцип обязательности вступивших в законную силу постановлений федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, в том числе для всех без исключения органов государственной власти.

Частью 6 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Учитывая изложенное, доводы Караваева В.В, приведенные в кассационной жалобе, отклоняется как необоснованные, основанные на иной оценке доказательств.

Нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия не находит.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Балашихинского городского суда Московской области от 29 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 7 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Караваева В.В. - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.