Кассационное определение СК по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21 января 2020 г. по делу N 8а-5675/2019

 

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А.

судей Баранова Г.В, Гайдарова М. Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Советского районного суда г. Тулы от 24 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 11 июня 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельных участков.

Заслушав доклад судьи Баранова Г.В, изучив возражения Подкидышева А.Г, Подкидышевой Н.А, судебная коллегия

установила:

Подкидышев А.Г. и Подкидышева Н.А. обратились в суд с административным иском об оспаривании решения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области об отказе в перераспределении находящегося в их совместной собственности земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 900 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес" и земельного участка, расположенного по этому же адресу, находящегося в неразграниченной государственной собственности, утвердив схему расположения земельного участка общей площадью 1199 кв.м.

Требования мотивировали тем, что указанным решением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 28 августа 2018 года им отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка при отсутствии к этому законных оснований, поскольку сформированный при уточнении границ земельный участок площадью 1199 кв.м, имеет ровные границы, схема составлена в соответствии с нормами действующего законодательства, из испрашиваемого участка невозможно сформировать самостоятельный, на испрашиваемом участке частично расположен жилой дом, принадлежащий истцам.

Просили признать указанный отказ незаконным и обязать ответчика утвердить схему расположения земельного участка общей площадью 1199 кв.м. на кадастровом плане территории, местоположение земельного участка: "адрес", выполненную кадастровым инженером ФИО6 в 2018 году.

Решением Советского районного суда г. Тулы от 24 января 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 11 июня 2019 года отказ министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, выраженный в письме от 23 августа 2018 года N 29-01-17\12906 признан незаконным, на министерство имущественных и земельных отношений Тульской области возложена обязанность на ответчика рассмотреть заявление Подкидышева А.Г. и Подкидышевой Н.А. от 29 июня 2018 года о перераспределении земельного участка в установленном законом порядке.

В кассационной жалобе, поданной представителем министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в Первый кассационный суд 02 декабря 2019 года, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, об отложении дела ходатайств в кассационную инстанцию не представили. С учетом части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.

Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.

Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебные постановления сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а доводы, приведенные в жалобе, не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.

Согласно пункту 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с указом губернатора Тульской области от 23 сентября 2016 года N 120, Положением о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением Правительства Тульской области от 13 октября 2016 года N 452, полномочия по управлению и распоряжению в пределах своей компетенции имуществом области, в том числе, по принятию решений, совершению действий, связанных с предоставлением, отказом в предоставлении земельных участков предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула, в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями правительства Тульской области, наделено министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (п. 5 Положения), сведения о котором внесены в единый государственный реестр юридических лиц 09 января 2017 года.

Из содержания оспариваемых судебных актов и материалов дела усматривается, что Подкидышев А.Г, Подкидышева Н.А. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером N категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 900 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", а также жилого дома, расположенного на указанном земельном участке.

29 июня 2018 года они обратились в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением по вопросу перераспределения земельного участка с кадастровым номером 71:14:040501:464.

Решением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 23 августа 2018 года Подкидышеву А.Г, Подкидышевой Н.А. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка кадастровым номером 71:14:040501:464 с землями государственной собственности на основании подпунктов 3, 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку на испрашиваемом земельном участке частично расположен объект недвижимости, а также в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка требованиям к подготовке схемы, предусмотренным статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, с чем согласился суд апелляционной инстанции, что оспариваемое решение принято надлежащим органом в пределах предоставленных ему законом полномочий, по вопросу, отнесенному к его компетенции, между тем, на испрашиваемом земельном участке, на который возникает право частной собственности в результате перераспределения земельного участка, частично расположена кирпичная пристройка, входящая в состав жилого дома, принадлежащего Подкидышеву А.Г, Подкидышевой Н.А. на праве долевой собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункты 2, 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.

На основании пункта 4 части 1 статьи 39.27, пункта 3 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, как между собой, так и с участками, находящимися в собственности граждан для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Ссылаясь на вышеизложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что поскольку на испрашиваемом земельном участке (кадастровый N площадью 1199 кв.м, из земель неразграниченной государственной собственности на землю) расположены жилой дом и ограждения, которые принадлежат на праве собственности Подкидышеву А.Г, Подкидышевой Н.А.; земельный участок площадью 299 кв. м. из земель неразграниченной государственной собственности на землю находится на территории "адрес", министерство имущественных и земельных отношений Тульской области в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является уполномоченным лицом на распоряжение этим земельным участком, в том числе и путем перераспределения. Площадь земельного участка, находящегося в собственности Подкидышева А.Г, Подкидышевой Н.А, в случае заключения соответствующего соглашения о перераспределении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков, что соответствует положениям подпункта 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации. У уполномоченного органа - министерства имущественных и земельных отношений Тульской области не было оснований, предусмотренных статьей 11.10, подпунктами 3, 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа Подкидышеву А.Г, Подкидышевой Н.А, в заключение соглашения о перераспределении испрашиваемых земельных участков.

При этом, никаких иных доказательств того, что на земельном участке, на который возникает право собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц административным ответчиком не было представлено.

Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Решением Тульской городской Думы от 23 декабря 2016 года N 33/839 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула (далее - Правила), приложением N 2 которых является карта зон с особыми условиями использования территории.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 указанных Правил, сведения о настоящих Правилах включаются в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Тула и выдаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, Постановлением администрации города Тулы от 31 мая 2013 года N 1428 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача сведений и копий документов из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности".

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования г. Тулы и представленной административным ответчиком схемы совмещения испрашиваемого к перераспределению земельного участка и карты зон с особыми условиями использования территории, испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне производственно-коммунальных, инженерно-технических, санитарно-технических объектов Н-1.

Категория Н-1 включает в себя санитарно - защитные зоны планируемых производственных, коммунальных и иных объектов, планируемых объектов ТБО, планируемых очистных сооружений канализации, планируемых кладбищ, объектов, имеющих санитарно-эпидемиологические заключения, а также включает указание на санитарно-защитную зону прочих объектов с примечанием о том, что показано в информационных целях.

Представленная Подкидышевым А.Г, Подкидышевой Н.А схема расположения земельного участка не содержит указания на нахождение указанного земельного участка в границах зон ограничения использования.

Вместе с тем, условное обозначение границы зоны включающей испрашиваемый участок относится к санитарно - защитной зоне прочих объектов, показанной на карте зон в информационных целях.

Однако в данном случае нормативный правовой акт только для указанной зоны содержит исключение с указанием на обозначение указанной зоны только для информационных целей.

Таким образом, ограничение использования территории, подлежащее обязательному указанию при составлении схемы расположения земельного участка Правила не содержат.

Нормативный правовой акт, устанавливающий территории с особыми условиями использования, предусматривая лишь информационные сведения в данной части, не определяет установление указанной зоны.

При подготовке же схемы расположения земельного участка учитываются сведения утвержденных в установленном законом порядке положений о зонах с особыми условиями использования территории.

Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию административного истца с изложенными выводами судебных инстанций, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального права, однако, оспариваемые судебные акты постановлены исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку судов с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Несогласие заявителя с данной оценкой направлено на переоценку доказательств, что в силу главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены апелляционного определения, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда, определила:

решением Советского районного суда г. Тулы от 24 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 11 июня 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.