Кассационное определение СК по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21 января 2020 г. по делу N 8а-6594/2019

 

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кутышова Владимира Андреевича на решение Щекинского районного суда Тульской области от 26 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 04 июня 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Кутышова В.А. к Межрайонной ИФНС России N 5 по Тульской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее - УФНС России по Тульской области) о признании налогового уведомления незаконным и возложении обязанности устранить нарушения закона.

Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Гайдарова М.Б, представителя Межрайонной ИФНС России N 5 по Тульской области - Тебецаеву В.С, действующую по доверенности N 02-21/834792 от 31 декабря 2019 года, представителя УФНС России по Тульской области - Гусельман В.Г, действующего по доверенности N 01-42/5 от 10 января 2020 года, возражавших против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Кутышов В.А. обратился в Щекинский районный суд Тульской области с административным иском к межрайонной ИФНС России N 5 по Тульской области, УФНС России по Тульской области о признании налогового уведомления от 07 сентября 2018 года N 76855450 об уплате налога за 2015-2016 года в сумме 4338 рублей незаконным и возложении обязанности устранить нарушения закона.

В обоснование требования заявителем указано, что инспекцией в 2018 году произведен перерасчет земельного налога за 2015-2016 года, при этом сумма налога за эти периоды увеличилась на 4338 рублей. Заявитель считает, что в силу пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик не вправе был ухудшать его положение и увеличивать налог, так как ранее в 2015-2016 годах им по предъявленному налоговым органом требованию был уплачен соответствующий налог на землю.

Решением Щекинского районного суда Тульской области от 26 марта 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 04 июня 2019 года, в удовлетворении требований Кутышову В.А. отказано.

В кассационной жалобе, поданной 21 ноября 2019 года Кутышовым В.А. через суд первой инстанции и поступившей 10 декабря 2019 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов первой и апелляционной инстанций, как незаконных и необоснованных, просит постановить новое решение об удовлетворении административного иска.

Представители Межрайонной ИФНС России N 5 по Тульской области и УФНС России по Тульской области не возражали против рассмотрения дела в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.

Иные в судебное заседание не явились, все участники извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явка сторон не признавалась обязательной.

В силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления.

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей Межрайонной ИФНС России N 5 по Тульской области и УФНС России по Тульской области, полагающих обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Кутышова В.А. - без удовлетворения, с учетом письменных возражений межрайонной ИФНС России N 5 по Тульской области, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что в настоящем деле судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными полномочиями или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. от 29 сентября 2019 года, с изм. от 31 октября 2019 года) акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1).

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 в ред. Федерального закона от 03 июля 2016 года N 243-ФЗ).

Абзацы 2-3 пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) предусматривают, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац введен Федеральным законом от 02 апреля 2014 года N 52-ФЗ).

Согласно абзацам 1 и 2 пункта 2.1. данной статьи перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более, чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (пункт 2.1 введен Федеральным законом от 03 августа 2018 года N 334-ФЗ) (ред. от 29 сентября 2019 года, с изм. от 31 октября 2019 года).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 334-ФЗ) пункт 2.1, которым дополнена статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации, вступает в силу с 01 января 2019 года.

Как следует из материалов дела, за Кутышовым В.А. на основании свидетельства N 193 от 31 января 1996 года зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью N кв.м, в связи с чем, заявитель состоит на налоговом учете в межрайонной ИФНС России N 5 по Тульской области, в том числе, по месту постановки на учет объектов недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес"

Согласно сведениям, поступившим 23 августа 2011 года в электронном виде в инспекцию из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области, кадастровая стоимость земельного участка N N по состоянию на 01 января 2011 года определена в размере N рублей по постановлению администрации Тульской области от 28 декабря 2009 года N 1007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тульской области" (далее - постановление N 1007).

Указанные сведения, полученные налоговым органом из органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, использовались налоговым органом для исчисления земельного налога Кутышову В.А, начиная с налогового периода 2001 года.

В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316, Правительство Тульской области постановлением от 09 декабря 2013 года N 740 (далее - постановление N 740) утвердило результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области (за исключением земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы) согласно приложениям N N 1, 2, 3, тем самым частично отменив (изменив) результаты кадастровой оценки, установленные ранее постановлением N 1007 от 28 декабря 2009 года.

Постановлением N 740 кадастровая стоимость земельного участка N N (расположенного по адресу: "адрес" и принадлежащего Кутышову В.А.) утверждена с 01 января 2015 года в размере N.

В налоговый орган из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области в электронном виде 16 февраля 2015 года представлена информация о земельном участке с кадастровым номером N общей площадью N кв.м, в котором отражена актуальная кадастровая стоимость спорного участка в размере N по состоянию на 01 января 2015 года, утвержденная постановлением N 740. При приеме в автоматическом режиме вышеуказанных сведений произошла ошибка и в информационных ресурсах налогового органа сведения о кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2015 года актуализированы не были.

В связи с указанным налоговым органом были сформированы и направлены в адрес заявителя налоговые уведомления об уплате земельного налога, в которых указаны сведения о кадастровой стоимости земельного участка, утвержденные постановлением N 1007, а именно - N рублей:

- налоговое уведомление от 25 августа 2016 года N 63702670 об уплате земельного налога за 2015 год по сроку уплаты 01 декабря 2016 года в сумме 1581 рублей, налог уплачен 25 ноября 2016 года в размере 1581 рублей;

- налоговое уведомление от 18 июля 2017 года N 18155368 об уплате земельного налога за 2016 год по сроку уплаты 01 декабря 2017 года, налог уплачен 28 ноября 2017 года в размере 1581 рублей.

В 2018 году в ходе проведенного налоговым органом анализа предоставленных сведений филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области обнаружено расхождение в размере кадастровой стоимости земельного участка с номером N имеющихся в информационных ресурсах налоговых органов (N рублей) с данными Росреестра (N рублей), в связи с чем, актуализированы сведения о результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тульской области, утвержденных постановлением N 740.

На основании пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом, в связи с устранением допущенной ошибки при расчете налога в заниженном размере, произведен перерасчет Кутышову В.А. земельного налога за 2015-2016 года.

Налоговым органом сформировано и направлено в адрес Кутышова В.А. налоговое уведомление от 07 сентября 2018 года N 76855450 об уплате земельного налога за 2015-2016 года в общей сумме 4338 рублей, в котором указаны сведения о кадастровой стоимости земельного участка N N, утвержденные постановлением N 740, а именно - N рублей.

Таким образом, налоговый орган применил актуальную кадастровую стоимость земельного участка N N (расположенного по адресу: "адрес") установленную с 01 января 2015 года постановлением N 740 в размере N рублей.

При этом, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган не до начислил налог Кутышову В.А. за более, чем три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Кутышовым В.А. обжалованы действия в вышестоящий налоговый орган, жалоба оставлена без удовлетворения.

Судебные инстанции, признавая действия налогового органа законными и не нарушающими права и законные интересы заявителя, а требования Кутышова В.А. не подлежащими удовлетворению исходили из того, что налог исчислен в порядке устранения ошибки, в соответствии с требованиями налогового законодательства.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оспариваемые судебные акты считает обоснованными и соответствующими требованиям закона.

Исходя из Федерального закона от 03 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", которым дополнена статья 52 пунктом 2.1, а также пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. от 29 сентября 2019 года, с изм. от 31 октября 2019 года), положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, вступили в силу с 01 января 2019 года и, вопреки доводам Кутышова В.А, к спорным правоотношениям не подлежат применению, так как перерасчет налога заявителю произведен в 2018 году в соответствии с налоговым законодательством, действовавшим в спорный период.

Кассационная жалоба повторяет правовую позицию заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах доводам стороны дана правильная правовая оценка. Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судебных инстанций, изложенные в обжалованных судебных актах, полностью соответствуют обстоятельствам административного дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

При таких данных оспариваемые судебные акты первой и апелляционной инстанций полностью отвечают требованиям законности и обоснованности, у кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к отмене и (или) изменению судебных актов, в связи с чем, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:

решение Щекинского районного суда Тульской области от 26 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 04 июня 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кутышова Владимира Андреевича - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.