Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10 января 2020 г. по делу N 8а-8311/2019

 

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкина Г.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства кассационную жалобу Земляковой Н.И. на определение Орловского районного суда Орловской области от 12 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 15 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Земляковой Н.И. к государственному инспектору в Орловской области по использованию и охране земель, главному специалисту - эксперту государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области Малаеву В.А., заместителю руководителя государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области Касыновой Е.А. о признании незаконными действий по назначению и проведению внеплановой проверки, составлению протокола от 22 мая 2019 года о привлечении к административной ответственности

установил:

Землякова Н.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором оспаривала действия государственного инспектора в Орловской области по использованию и охране земель, главному специалисту - эксперту государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области Малаева В.А. и заместителя руководителя государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области Касыновой Е.А. по назначению и проведению внеплановой проверки, составлению протокола от 22 мая 2019 года о привлечении к административной ответственности.

Требования обосновывала тем, что 22 мая 2019 года государственным инспектором в Орловской области по использованию и охране земель главным специалистом-экспертом государственного земельного надзора Управления Росреестра по Орловской области Малаевым В.А. в отношении административного истца был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который не соответствует требованиям указанного Кодекса, поскольку отсутствует событие административного правонарушения.

Определением Орловского районного суда Орловской области от 12 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 15 августа 2019 года, в принятии административного искового заявления Земляковой Н.И. отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции 27 ноября 2019 года через Орловский районный суд Орловской области, Землякова Н.И. просит отменить судебные акты первой и второй инстанций и разрешить вопрос по существу. Полагает, что судами допущено нарушение норм процессуального права по определению вида судопроизводства и характера спорных правоотношений, чем нарушаются ее права и законные интересы.

В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассматривается судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, прихожу к выводу, что судебными инстанциями не допущены такого характера существенные нарушения норм процессуального права.

Согласно части 1 статьи 222 КАС РФ судья отказывает в принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 128 данного кодекса.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено указанным кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 5 статьи 1 КАС РФ установлено, что положения данного кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении по своей правовой природе является процессуальным документом, в котором фиксируются фактические данные, а именно, ход и результаты проверки.

Как видно из материалов дела, 21 марта 2019 года заместителем руководителя Управления Росреестра по Орловской области было издано распоряжение N о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Земляковой Н.И.

В целях выполнения указанного распоряжения 29 апреля 2019 года государственным инспектором в Орловской области по использованию и охране земель главным специалистом-экспертом государственного земельного надзора Управления Росреестра по Орловской области ФИО5 в отношении Земляковой Н.И. была проведена внеплановая выездной проверки по выполнению требований земельного законодательства. По итогам проверки 22 мая 2019 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ.

Отказывая в принятии административного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что указанное заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку рассматривается в ином судебном порядке, а именно в порядке, предусмотренном нормами КоАП РФ. Действия и решения, связанные с привлечением к административной ответственности по конкретному делу не могут быть предметом самостоятельного обжалования в порядке главы 22 КАС РФ.

Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не имеется, судами правильно определены правоотношения и применены нормы процессуального права.

Кассационная жалоба не содержит доводов, которые бы свидетельствовали о незаконности принятых судами первой и апелляционной инстанций судебных актов, вследствие чего не может служить поводом для их отмены.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции

определил:

определение Орловского районного суда Орловской области от 12 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 15 августа 2019 года оставить без изменений, кассационную жалобу Земляковой Н.И. - без удовлетворения.

 

Судья Первого кассационного суда

общей юрисдикции Г.А. Желонкина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.