Определение СК по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2019 г. по делу N 8Г-4073/2019

 

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Макаровой Н.А.

судей Булатовой Е.Е, Юдиной С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никишина Василия Ивановича к УФСИН России по Калужской области, УФСИН России по Рязанской области о признании незаконным заключения служебной проверки о снижении размера льготной выслуги лет для расчета пенсии, взыскании недоплаченных сумм пенсии, признании права на пенсию по выслуге лет в ранее назначенном размере

по кассационной жалобе Никишина Василия Ивановича, на решение Калужского районного суда Калужской области N2-1-4126/2019 от 22 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда N33-2417/2019 от 12 августа 2019 года, которыми в удовлетворении требований отказано.

Заслушав доклад судьи Булатовой Е.Е, судебная коллегия, установила:

Никишин В.И. обратился в суд с иском к УФСИН России по Калужской области, УФСИН России по Рязанской области о признании незаконным заключения служебной проверки о снижении размера льготной выслуги лет для расчета пенсии, взыскании недоплаченных сумм пенсии, признании права на пенсию по выслуге лет в ранее назначенном размере.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 22 мая 2019 года в удовлетворении исковых требований Никишину В.И. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 12 августа 2019 года решение Калужского районного суда Калужской области от 22 мая 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Никишина В.И. без удовлетворения.

В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Никишиным В.И. ставится вопрос об отмене на решения Калужского районного суда Калужской области от 22 мая 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 12 августа 2019 года, как незаконных, как незаконных, ввиду нарушений и неправильным применением норм материального права и норм процессуального права.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу допущено не было.

Как следует из материалов дела и установлено судами, с 6 февраля 2006 года по октябрь 2018 года Никишин В.В. проходил службу в ФСИН в должности фельдшера медицинской части ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Калужской области, а с 1 января 2014 года в должности фельдшера филиала "Медицинская часть N12 ФКУЗ МЧС - 62 ФСИН России".

Приказом УФСИН России по Рязанской области N 292-лс от 18 октября 2018 года Никишин В.В. уволен по п. 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N197-ФЗ "О службе в уголовно исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

13 ноября 2018 года Никишин В.В. подал в УФСИН России по Рязанской области заявление о назначении пенсии. С 21 октября 2018 года Никишину В.В. назначена пенсия.

Приказом УФСИН России по Калужской области N75 от 21 февраля 2019 года была назначена служебная проверка, по результатам которой вынесено заключение Nвн-18-81 от 18 марта 2019 года о нарушении требований действующего законодательства, регламентирующего пенсионное обеспечение сотрудников УИС в части расчета выслуги лет. В ходе проверки было установлено, что Никишину В.В. неверно рассчитана выслуга лет 1 месяц за 2 месяца, в связи с чем произведен перерасчет выслуги как 1 месяц за 1, 5 месяца. Размер пенсии истца составил 12872, 43 рублей.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, судебные инстанции исходили из установления того, что в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Калужской области, филиал "Медицинская часть N12 ФКУЗ МЧС - 62 ФСИН России" являлись медицинскими частями общего назначения, в которых осуществлялось лечение больных различных категорий лиц, в том числе больных туберкулезом, в учреждениях отсутствовало подразделение, осуществляющее медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, больных туберкулезом. Кроме того в Перечне медицинских противотуберкулезных организаций уголовно-исполнительной системы ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Калужской области, филиал "Медицинская часть N12 ФКУЗ МЧС - 62 ФСИН России" отсутствуют, соответственно оснований для зачета в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, как один месяц службы за два месяца, не имеется. Приняв во внимание данные обстоятельства, суды обоснованно не усмотрели оснований о признании незаконным заключения служебной проверки о снижении размера льготной выслуги лет для расчета пенсии, взыскании недоплаченных сумм пенсии, признании права на пенсию истцу по выслуге лет в ранее назначенном размере.

В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановление Правительства РФ от 22.09.2003 г. N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", Приказ Минюста России от 01.12.2005 года N233 "Об утверждении перечней должностей, предприятий, учреждений, организаций уголовно-исполнительной системы, службы в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях", Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента РФ от 13.10.2004 года N1314), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Довод кассационной жалобы истца о том, что им при осуществлении службы оказывалась медицинская помощь лицам, содержащимся под стражей с активной формой туберкулеза, поэтому он имеет право на льготный расчет выслуги лет 1 месяц за 2 месяца, являются необоснованными в силу следующего.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируется Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (в ред. 08.11.2011) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии со статьей 18 указанного Федерального закона в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается, в том числе служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.

Порядок исчисления выслуги лет указанным лицам определен постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", согласно которому в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях, из расчета один месяц службы за два месяца, служба в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, предназначенных для содержания и лечения осужденных инфекционных больных и содержания осужденных с пожизненным сроком, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным после 20.07.1992, а в медицинских противотуберкулезных организациях уголовно-исполнительной системы - с 12.03.2001 по перечню организаций, должностей и на условиях, определяемых Министром юстиции РФ (абз. 11 пп. "в" п. 3).

Перечень противотуберкулезных медицинских организаций утвержден приказом Минюста РФ от 06.06.2002 N 152 "О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 26.02.2002 N 132" (действовал на момент прохождения истцом службы и утратил силу в связи с принятием приказа N 233 от 01.12.2005).

Приказом Минюста РФ от 01.12.2005 N 233 утверждены Перечни должностей, предприятий, учреждений, организаций уголовно-исполнительной системы, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях.

Положениями указанных приказов предусмотрено, что к противотуберкулезным организациям уголовно-исполнительной системы относятся, в том числе туберкулезные больницы и их отделения (участки), которые могут создаваться как самостоятельные учреждения здравоохранения УИС Минюста России, ФСИН России, так и в составе следственного изолятора и (или) исправительного учреждения.

Письмом Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ от 23.10.2002 N 18/7/5-324 был разъяснен порядок применения Приказа Минюста РФ от 06.06.2002 N 152, согласно которому сотрудникам исправительных учреждений (пункт 1 приложения N 2 к Приказу) исчисление выслуги лет для назначения пенсии осуществляется на льготных условиях (один месяц службы за два месяца) на основании приказа начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о закреплении за противотуберкулезными организациями, а также за локальными участками для содержания и лечения больных активным туберкулезом, которые также установлены приказом соответствующего начальника учреждения и органа уголовно-исполнительной системы.

Приказом Минюста России от 01.12.2005 N 233 также утвержден Перечень должностей, предприятий, учреждений, организаций уголовно-исполнительной системы, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях (Приложение N 2). Пунктом 1 Перечня предусмотрены сотрудники исправительных учреждений и следственных изоляторов, закрепленные приказом органа или учреждения УИС Минюста России, ФСИН России за изолированными участками для содержания и лечения больных активным туберкулезом, в силу своих служебных обязанностей непосредственно контактирующих с больными активной формой туберкулеза.

Согласно п. 5 Приложения к Приказу Минздрава РФ N 225, Министра обороны РФ N 194, МВД РФ N 363, Минюста РФ N 126, Минобразования РФ N 2330, Минсельхоза РФ N 777, ФПС РФ N 292 от 30.05.2003 "Об утверждении Перечня должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда" утвержден перечень должностей медицинских и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза в учреждениях системы Минюста России.

В пункте 2 названного Перечня указаны медицинские сотрудники и работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи и контактирующие с больными активной формой туберкулеза, независимо от занимаемой должности, у которых контакт с больными активным туберкулезом и с материалом, инфицированным микобактериями туберкулеза, составляет не менее 50% рабочего времени, в том числе работающие на локальных участках исправительных учреждений, созданных для содержания больных активным туберкулезом.

Судами на основании представленных доказательств установлено, что ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Калужской области, филиал "Медицинская часть N12 ФКУЗ МЧС - 62 ФСИН России" не входят в перечень медицинских противотуберкулезных организаций уголовно-исполнительной системы, в ФКУ СИЗО-2 количества больных активной формой туберкулеза, соответствующее требованиям п.1.6 Положения N8, не содержится, изолированный участок для содержания и лечения больных активной формой туберкулеза в медицинской части отсутствует. В связи с чем правовых оснований для зачета истцу прохождения службы в данном учреждении в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за два месяца, у судов отсутствовал.

Доводы кассационной жалобы заявителя о том, что должность, которую он занимал отнесена к должностям закрепленным приказом Минздавсоцразвития РФ N640, Минюстом РФ N190, не влияют на оспариваемый порядок назначении пенсии, поскольку для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за два месяца необходимо осуществление службы в медицинской противотуберкулезной организации уголовно-исполнительной системы, к которым ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Калужской области, филиал "Медицинская часть N12 ФКУЗ МЧС - 62 ФСИН России", не отнесены. Более того, ответчиком не оспаривалось право истца на назначение пенсии на льготных условиях по несоответствию должности.

Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Калужского районного суда Калужской области от 22 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 12 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Никишина Василия Ивановича - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.