Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Тришкиной М.А, судей Балашова А.Н, Спрыгиной О.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Брянска действующего в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Брянск", обществу с ограниченной ответственностью "Стройдеталь и Ко" о признании незаконными действий по отключению от газоснабжения и бездействия по заключению договора поставки газа
по кассационному представлению прокурора Брянской области
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 2 июля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Балашова А.Н, выслушав объяснения прокурора четвертого отдела (кассационного) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ильина Ю.В, поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Брянска обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Брянск" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Брянск") и обществу с ограниченной ответственностью ООО "Стройдеталь и Ко" (далее - ООО "Стройдеталь и Ко", с учетом уточнения, просил признать незаконными действия ООО "Газпром Межрегионгаз Брянск" по отключению от газоснабжения котельной ООО "Стройдеталь и Ко" ("адрес"), осуществляющей выработку тепла для систем горячего водоснабжения и отопления; признать незаконным бездействие ООО "Стройдеталь и Ко", выразившееся в невыполнении действий, предусмотренных пунктом 11, 12 постановления Правительства РФ от 25 ноября 2016 г. N 1245 "О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", а именно - непринятии мер по заключению с ООО "Газпром Межрегионгаз Брянск" договора поставки газа в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов (граждан-потребителей), не имеющих задолженности.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 27 августа 2018 г. исковые требования прокурора г. Брянска удовлетворены. Судом признаны незаконными действия ООО "Газпром Межрегионгаз Брянск" по отключению от газоснабжения котельной ООО "Стройдеталь и Ко" ("адрес"), осуществляющей выработку тепла для систем горячего водоснабжения и отопления. Также судом признано незаконным бездействие ООО "Стройдеталь и Ко", выразившееся в неисполнении действий, предусмотренных пункта 11, 12 постановления Правительства РФ от 25 ноября 2016 г. N 1245 "О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", а именно - непринятии мер по заключению с ООО "Газпром Межрегионгаз Брянск" договора поставки газа в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов (граждан-потребителей), не имеющих задолженности.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 2 июля 2019 г. решение Советского районного суда г. Брянска от 27 августа 2018 г. отменено с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска. Также отменены обеспечительные меры, принятые определением Советского районного суда города Брянска от 26 апреля 2018 г, о запрете ограничивать поставку газа на котельную ООО "Стройдеталь и Ко" и приостановлении дальнейшего прекращения поставки газа, путем снятия пломб с задвижек на питающих газопроводах.
В кассационном представлении прокурор Брянской области выражает несогласие с принятым судебным постановлением суда апелляционной инстанции, просит его отменить, указывая на допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права.
В письменных возражениях на кассационное представление ООО "Газпром Межрегионгаз Брянск" просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 2 июля 2019 г. оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Брянской области без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационном представлении, письменные возражения, поступившие на кассационное представление, судебная коллегия находит кассационное представление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия находит, что такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
Судами установлено и следует из материалов дела, что котельная по адресу: "адрес", принадлежит ООО "Стройдеталь и К" и находится в аренде ООО "Стройдеталь и Ко".
1 октября 2017 г. между ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" и ООО "Стройдеталь и Ко" заключен договор поставки газа на период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г, из которого следует, что ежегодный объем поставки газа составляет 2 670 тыс.м.куб. с разбивкой по кварталу и по каждому месяцу (л.д. 14 - 20).
1 января 2017 г. между "Стройдеталь и КО", ООО "Жилсервис" и Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации заключены договоры на отпуск тепловой энергии и горячей воды многоквартирным домам по адресам: "адрес".
Из пунктов 2 и 3 данных договоров следует, что собственником сетей теплотрассы от котельной ресурсоснабжающей организации до многоквартирных домов, по указанным адресам, является Брянская городская администрация, которая на безвозмездной основе разрешает и не препятствует передаче по его тепловым сетям тепловой энергии между ресурсоснабжающей организацией и абонентом.
1 ноября 2017 года между ООО "Газпром межрегионгаз Брянск", ООО "Стройдеталь и Ко", ООО "Жилсервис" и ООО "РИРЦ" Брянской области заключены дополнительные соглашения, по условиям которых ООО "РИРЦ" Брянской области перечисляет ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" 60% денежных средств, полученных от населения, проживающего в жилом фонде ООО "Жилсервис". Соглашение вступило в силу с 1 января 2018 г. и действует в течение всего периода действия договора на поставку газа.
14 марта 2018 г. ООО "Газпром Межрегионгаз Брянск" направило в адрес ООО "Стройдеталь и Ко" письмо с требованием об уплате задолженности в срок до 30 марта 2018 г, 10 апреля 2018 г. уведомление об ограничении поставки газа 25 апреля 2018 г. в 15 часов в случае неисполнения покупателем требований об оплате задолженности.
Согласно справке ООО "Газпром Межрегионраз Брянск" от 30 июля 2018 г. по состоянию на 25 апреля 2018 г. задолженность ООО "Стройдетель и Ко" перед Газпром Межрегионгаз Брянск" за поставленный газ по договору N 07-5-38479 от 1 октября 2017 г. составила 7 141 121 руб. 85 коп. (по договору N 07-5-34259 от 1 октября 2015 г.).
В связи с наличием задолженности котельной по оплате газа и в рамках процедуры прекращения подачи газа ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" 23 апреля 2018 г. направило ООО "Стройдеталь и Ко" уведомление о полном ограничении поставки газа на период 25 апреля 2018 г. с 15 часов по 30 апреля 2018 г. по причине перерасхода газа, потребляемого в апреле 2018 г. с учетом установленного лимита, в связи с имеющейся задолженностью по оплате за потребленный газ.
В тот же день ООО "Стройдеталь и Ко" направило ответ в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Брянск", в котором причинами перерасхода газа указаны: утечка на муниципальной трассе и климатические условия, и уведомило о предстоящем полном ограничении поставки газа ООО "Жилсервис", ООО "Жилсервис Фокинского района города", Фокинскую районную администрацию, прокурату Фокинского района города Брянска, Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации и Государственную жилищную инспекцию Брянской области.
25 апреля 2018 г. была прекращена подача газа на котельную, находящуюся в аренде у ООО "Стройдеталь и Ко", осуществляющую поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения к девяти жилым многоквартирным домам, расположенным по ул. Севская и ул. Гомельская, а также детского сада N 67 ОАО РЖД.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 539, 546, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 18, 25 ФЗ от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", пунктов 2, 10, 11, 12, 13 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. N 1245 "О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", пунктов 121, 122 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", пришел к выводу о том, что действия ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" по прекращению поставки газа на котельную ООО "Стройдеталь и Ко" и бездействия ООО "Стройдеталь и Ко", не принявшего мер по урегулированию объема поставки газа в целях обеспечения им добросовестных потребителей, не соответствуют требованиям закона.
Суд апелляционной инстанции, отменяя судебное постановление суда первой инстанции пришел к выводу, что прокурор, обращаясь в суд с иском и в ходе рассмотрения дела не представил допустимых и достоверных доказательств бесспорно подтверждающих, в том числе наличие абонентов, не имеющих задолженность. Кроме того указал, что прокурором выбран неверный способ защиты прав и интересов, который не приведет к восстановлению нарушенных прав и законных интересов лиц, не имеющих задолженности по оплате газа, а суд, признав обоснованными данные требования, не указал, как и какие права неопределенного круга лиц будут восстановлены. Кроме того, судом апелляционной указано, что требование о признании незаконным бездействия ООО "Стройдеталь и Ко", выразившиеся в неисполнении действий, предусмотренных пунктами 11, 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. N 1245 "О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", а именно - непринятии мер по заключению с ООО "Газпром Межрегионгаз Брянск" договора поставки газа в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов (граждан-потребителей), не имеющих задолженности, по своей сути является недопустимым вмешательством в гражданско-правовые отношения двух самостоятельных хозяйствующих субъектов.
Судебная коллегия с указанными выводами суда апелляционной инстанции не может согласиться по следующим основаниям.
В силу статей 309 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законов и иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 523, пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, установленным законом или иными нормативными правовыми актами.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, или не вытекает из существа обязательства.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Согласно пунктам 2, 3 этой же статьи перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Положениями статьи 25 ФЗ от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрено, что на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. N 162, поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.
Таким образом, положения действующего законодательства не исключают возможность приостановления и прекращения подачи газа организациям-потребителям при наличии непогашенной задолженности по их оплате.
Вместе с тем согласно часть 1 стать 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками электрической, тепловой энергии и газа.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям, предусмотренным данным кодексом и иными федеральными законами.
Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, который неразрывно связан с правом на жилище.
Согласно пункту 1 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. N 1245 "О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.
Согласно Разделу II и VI Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", должно быть обеспечено бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года и бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода.
В силу пункта 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 Правил.
Действия энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.
Вывод судебной коллегии о недоказанности факта наличия добросовестных потребителей, права которых, были нарушены прекращением подачи газа не соответствует материалам дела.
Как следует из материалов дела, в судебные заседания были предоставлены ответы от управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению (обслуживанию) многоквартирными домами, содержащие сведения о наличии добросовестных потребителей (л.д. 93, 180, 181).
При прекращении поставки газа ООО "Стройдеталь и Ко" была ограничена поставка тепловой энергии и горячего водоснабжения от котельной, находящейся в аренде у ООО "Стройдеталь и Ко", к девяти жилым многоквартирным домам, расположенным по ул. Севская и ул. Гомельская, а также детскому саду N 67 ОАО РЖД.
Судебная коллегия также не соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что прокурор предъявил требования, направленные на вмешательство в гражданско-правовые отношения двух самостоятельных хозяйствующих субъектов, ООО "Газпром Межрегионгаз Брянск" и ООО "Стройдеталь и Ко", как основанном на неправильном толковании норм процессуального и материального права, поскольку в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 44, 45, 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, поданных в защиту прав и неопределенного круга потребителей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел о защите прав потребителей" в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей прокурором может быть заявлены требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 46 Закона РФ "О защите прав потребителя").
Предъявленные в суд исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц направлены на восстановление положения, существовавшего до нарушения прав жителей многоквартирных жилых домов, на получение коммунальной услуги в виде систем горячего водоснабжения и отопления. Взаимоотношения между ресурсоснабжающей организацией и организацией-потребителем не должны влиять на права потребителей, своевременно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы.
Допущенные нарушения норм права повлияли на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заинтересованных лиц.
С учётом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 2 июля 2019 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение Брянского областного суда от 2 июля 2019 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.