Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30 октября 2019 г. по делу N 16-25/2019

 

Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника администрации города Кудымкара Меликова Анатолия Назаровича, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Кудымкарского судебного района Пермского края от 20 июня 2019 года и решение судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 17 сентября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Кудымкара, установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N1 Кудымкарского судебного района Пермского края от 20 июня 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 17 сентября 2019 года, администрация города Кудымкара признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник администрации города Кудымкара Меликов А.Н. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения (приказа) ГУ МЧС России по Пермскому краю от 26 марта 2019 года N 9 в рамках осуществления государственного надзора в области гражданской обороны с целью контроля за проведением требований в области гражданской обороны, в соответствии с утвержденным ежегодным планом проведения плановых проверок деятельности органом местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления на 2019 год проведена проверка со сроком проведения с 01 апреля 2019 года по 26 апреля 2019 года в отношении администрации города Кудымкара. По результатам составлен акт проверки, согласно которому выявлены факты невыполнения мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. В связи с выявленными нарушениями должностным лицом в отношении администрации города Кудымкара составлен протокол об административном правонарушении от 16 мая 2019 года.

Согласно протоколу об административном правонарушении, 26 апреля 2019 года в 13 часов 00 минут юридическое лицо администрация города Кудымкара, юридический адрес: 619000, Пермский край, г. Кудымкар, ул. Лихачева, д. 54, допустило нарушения требований в области гражданской обороны, а именно:

1. в нарушение требований пункта 21 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пункта 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, пункта 5 Положения организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, пункта 59 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения - не осуществляется ежегодное уточнение плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования "Кудымкарский городской округ" с внесением изменений во все экземпляры плана с 2015 года.

2. В нарушение требований пункта 21 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28- ФЗ "О гражданской обороне", пункта 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, подпункта "г" пункта 3, пункта 4, подпункта "в" пункта 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, пункта 15.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях - не проводится подготовка работников администрации города Кудымкара в области гражданской обороны, не включенных в состав структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (работающее население).

3. В нарушение требований пункта 21 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пункта 12 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях - начальник управления гражданской защиты не подчиняется непосредственно руководителю органа местного самоуправления (согласно постановлению администрации города Кудымкара от 26 декабря 2016 г. N 1637-01-02 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в городе Кудымкаре" начальник управления гражданской защиты подчиняется заместителю главы администрации, начальнику управления строительства гражданской защиты и развития инфраструктуры администрации города Кудымкара).

4. В нарушение требований пункта 21 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28- ФЗ "О гражданской обороне", пункта 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, пункта 15.2 Положения об организации и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, пункта 4 приказа МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 г. N 422/90/376 - на территории Кудымкарского городского округа не создана местная система оповещения.

5. В нарушение требований пункта 21 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пункта 20 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, пункта 15.14 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях - администрацией города Кудымкара создана, но не организована работа в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики территорий, отнесенных в установленном по группам по гражданской обороне; (ПУФ создана постановлением N 1441-01-02 от 12 декабря 2013 г. "О совершенствовании системы работы по повышению устойчивости функционирования экономики города Кудымкара, работа согласно данного постановления не ведется с 2016 года).

6. В нарушение требований пункта 21 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пункта 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, пункта 15.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях - администрацией города Кудымкара не созданы курсы гражданской обороны по подготовке населения в области гражданской обороны.

7. В нарушение требований пункта 21 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пунктов 4, 9 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, требует корректировки положение об организации и введении гражданской обороны в городе Кудымкаре, утвержденное постановлением администрации города Кудымкара от 26 декабря 2016 г. N 1637-01-02 в части эвакуационных мероприятий. Согласно плану гражданской обороны и защиты населения муниципального образования "Кудымкарский городской округ" эвакуационные мероприятия запланированы, фактически не проводятся.

8. В нарушение требований пункта 21 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пункта 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, пункта 15.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях - администрацией города Кудымкара создан учебно-консультационный пункт по гражданской обороне, но организация их деятельности, а также обеспечение повышения квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию не проводится. (Учебно-консультационный пункт создан постановлением администрации города Кудымкара от 14 марта 2014 г. N 231-01-02 "О создании учебно-консультационного пункта по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям на территории г. Кудымкара", работа согласно данного постановления не ведется с 2015 года, так как организация, отраженная постановления 2 постановления - УМО КГАОУ "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Пермского края" на территории города Кудымкара деятельность не осуществляет, так же подпунктом 3 вышеуказанного постановления руководителем УКП назначен начальник УМО КГ АОУ "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Пермского края" ФИО1 по факту с 09 июля 2015 года директором данной организации является ФИО2).

Постановлением мирового судьи администрация г. Кудымкара признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. При рассмотрении дела мировой судья исключил нарушение, указанное в пункте 2 протокола об административном правонарушении.

При пересмотре дела по жалобе администрации судья городского суда согласился с выводами мирового судьи, не усмотрев оснований для отмены постановления мирового судьи.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Выяснение указанных обстоятельств является обязанностью судьи.

Между тем, из содержания судебного решения следует, что указанные требования судьей городского суда при пересмотре дела не выполнены.

Как усматривается из материалов дела, при составлении протокола об административном правонарушении 16 мая 2019 года защитник администрации участия не принимал. При рассмотрении дела мировым судьей защитником администрации последовательно излагались доводы по каждому вмененному пункту нарушений, к материалам дела администрацией города Кудымкара представлены документы в подтверждение доводов об отсутствии каждого из нарушений. Между тем данные доводы были оставлены мировым судьей без внимания.

При пересмотре дела участвующий в судебном заседании защитник администрации г. Кудымкара, действующий по доверенности, Меликов А.Н. также приводил доводы об отсутствии вины администрации в совершении вменяемого правонарушения, наличии необходимых документов на период проверки. Судьей городского суда при пересмотре дела по жалобе были допрошены в качестве свидетелей сотрудники администрации г. Кудымкара ФИО3 и ФИО4 которые подтвердили предоставление проверяющим только тех документов, которые истребовались последними в период проведения проверки. Однако, показания свидетелей, как и представленные защитником доказательства, не получили полной и всесторонней оценки, что следует из содержания решения судьи городского суда. Судья городского суда при пересмотре дела ограничился лишь суждениями о необоснованности доводов в целом.

Имеющиеся с учетом доводов жалобы и представленных в материалы дела доказательств сомнения в виновности юридического лица после рассмотрения дела мировым судьей, в нарушение положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей городского суда не устранены, требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всесторонности и полноте рассмотрения дела об административном правонарушении не соблюдены.

Проверяя обоснованность привлечения лица к административной ответственности, судья должен был также проверить с учетом положений статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдение требований закона в части порядка привлечения к административной ответственности, в том числе при составлении протокола об административном правонарушении.

Таким образом, по существу судья городского суда не принял мер к полному и всестороннему исследованию обстоятельств дела в нарушение требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы защитника в полном объеме не проверил, что свидетельствует о наличии оснований, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для отмены решения судьи городского суда и направлении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение жалобы.

При новом рассмотрении дела судье городского суда следует учесть указанное, принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств дела, дать оценку дать оценку всем доводам защитника администрации г. Кудымкара и имеющимся в деле доказательствам по правилам, предусмотренным статьями 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проверить порядок привлечения администрации к административной ответственности, истребовать все необходимые сведения, имеющие значение для установления обстоятельств дела, принять по делу законное и обоснованное решение.

Доводы жалобы защитника администрации г. Кудымкара, с учетом изложенного, рассмотрены быть не могут, поскольку в данном случае, они подлежат рассмотрению при пересмотре постановления в соответствующем порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:

решение судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 17 сентября 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Кудымкара отменить, направить дело на новое рассмотрение в Кудымкарский городской суд Пермского края.

Заместитель председателя Седьмого

кассационного суда общей юрисдикции Л.А. Савельева

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.